Марина Бараева
Сценарно-режиссерская разработка музыкально-познавательного развлечения «Математика в каменном веке. Первобытные люди»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Математика в каменном веке. Первобытные люди»
Идея: Истоки зарождения математики у первобытных людей в эпоху каменного века.
Аудитория: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители, корреспондент местной газеты.
Публикация «Сценарно-режиссерская разработка музыкально-познавательного развлечения „Математика в каменном веке, Первобытные люди“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Первобытные люди для дошкольников
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Форма проведения: музыкально-познавательное развлечение.
Музыкальное оформление : М. Боярский «Песенка о первобытном человеке», фонотека «Треск огня», «Звуки джунглей», «Извержение вулкана»; «Африканские ритмы», Н. Юрский «Песенка-считалочка»
Световое оформление: электрическое, светодиодные гирлянды
Техническое оформление: фотоаппарат, видеокамера, мультемидийное
оборудование, компьютерная презентация для родителей «А знаете ли вы?»
Оборудование: разновидности крупного мягкого конструктора, мелкие деревянные кубики, конструктор «Лего». Большие мягкие игрушки зверей, искусственная зелень, гимнастическая скамейка, две дуги, барабаны в количестве 6 шт., «пиктограммы» на картонных листах А4, восковые мелки, пластиковые дощечки для лепки, шаблоны из картона А4 разной формы, кусочки меха, замши, кожи, рамки с манкой, камешки «Марблс» 3 видов, деревянные шпажки»; емкости (ведро, кастрюля, таз, стаканчик, макет вулкана, большая книга-атлс Африка, Азия, Европа, гимнастические палки, подносы – 5 шт. (сухие цветы, шишки, ракушки, ягоды). Круглые столики – 5 шт., таблички с цифрами, большие деревянные кубы.
Сценарный план
Экспозиция: музыкальный зал оформлен под стоянку первобытных людей каменного века. В центре зала «костер», обнесенный пластиковыми камешками и деревянными кубиками. По периметру зала круглые столики, украшенные искусственной зеленью. На больших деревянных кубах расположены крупные мягкие игрушки животных.
Завязка: дети подготовительной группы, пританцовывая, входят в зал. Воспитатель сообщает цель мероприятия.
Развитие действий : дети выполняют различные задания связанные с математическими действиями, по окончанию которых делают выводы и умозаключения.
1. «Разожги огонь»
2. «Изготовь одежду первобытного человека»
3. «Построй жилище, используя «столько же» веток или «больше», чем в жилище вожака рода»
4. «Составь логическую цепочку»
5. «Собери растение из 8 частей»
6. «Составь геометрический узор на рамке с манкой из камешек «Марблс» по заданной схеме»
7. «Измерь жидкость подходящей меркой»
8. Конструирование «Застывшая лава»
Кульминация: конструирование из мягкого крупного строителя фигуру медведя (совместно с родителями). Фотосессия.
Развязка : возвращение из виртуального времени в настоящее.
Финал: Дети исполняют песню «Считалочка про математику» и уходят из зала.
Содержание
«Математика в каменном веке. Первобытные люди»
подготовительная группа
Зал оформлен в соответствии с темой игры-занятия (зелень, место для огня, атрибуты, мягкие игрушки животных,
подносы, наполненные материалом для выполнения практических заданий, макет вулкана, мультимедийное оборудование, мольберты, восковые мелки, камешки «Марблс», крупный и мелкий мягкий конструктор, схемы, пиктограммы, емкости для воды, большая книга-атлас
Гости расположены полукругом по залу по минигруппам за круглыми столиками.
Дети (одетые в белые футболки, белые носочки, черные шорты и с разноцветными платочками на груди, гурьбой входят в зал пританцовывая под песенку «Я люблю математику»
-Добрый день, ребята!
Сегодня мы поговорим с вами о математике.
-Что такое математика?
ответ ребенка (математика- древнейшая наука в истории человечества)
-Для чего нужна эта наука?
Ответы (сосчитать деньги, построить корабли и ракеты, определить время, посчитать количество предметов, набрать номер на телефоне, измерить площадь комнаты и др.)
1реб.
_Математика, ребята
В жизни нужный всем предмет
Без нее не состоится на луну полет ракет
2 реб
Без нее нельзя учиться
Без нее нельзя считать
3 реб
Без нее нельзя трудиться и планеты открывать
Вед Я предлагаю вам узнать, как появилась математика в каменном веке 4 реб
Очень интересно, ведь каменный век - это зарождение числа и счета
Вед. Когда жили первобытные люди?
Дети (первобытные люди жили 2,5 млн. лет назад)
Вед. Где они жили?
Дети (первобытные люди жили в Северо-восточной Африке, а дальше переместились в Азию и Европу)
Вед. Отправляемся в путешествие в каменный век, а поможет нам МАШИНА ВРЕМЕНИ
Звучит музыка «Машина времени»
(Дети уходят в следующую комнату и переодеваются в костюмы имитирующие первобытных людей. В это время гости, на фоне муз. сопровождения просматривают видеопрезентацию «Математика в каменном веке»
Звучит музыка «Машина времени»
(В зал входят дети в костюмах первобытных людей, имитируя плавные вращательные движения, располагаются вокруг ведущего, изображая, что холодно)
Реб
-Холодно!
Реб
-Темно!
Реб
-Страшно!
Вед
-Как нам спастись от холода, увидеть все вокруг и не испугаться диких животных
Дети (развести огонь)
Вед. Но как мы можем это сделать?
Дети (взять два небольших камня, потереть друг о друга – высечется искра; взять короткие палку и потереть ее о средний камень – при трении образуется тепло; дождаться грозы и поджечь от дерева длинную палку – она загорится - разожжет костер, даст свет и отпугнет диких животных)
Вед.
- Какие ветки можно класть в костер?
(только сухие, сырые гореть не будут)
Дети
1 реб -Я возьму короткие и тонкие
2 реб -Я возьму длинные и толстые
3 реб -Я возьму одинаковой длины
(складывают ветки для костра)
1. «Разожги огонь»
Дети берут разного размера камни, деревянные кубики, короткие палочки, длинную палку с красной тканью на конце, рассаживаются вокруг костра и начинают движения имитирующие высечение огня и поджигания костра - (пальчиковая гимнастика) (атрибуты лежат по кругу костра)
Звучат звуки огня в костре
(сидя у костра продолжается диалог)
Вед. Во что были одеты первобытные люди?
Дети (шкуры животного, кожу животного)
Вед. Как выделывали люди материал для одежды?
Дети (убивали животное, снимали шкуру, очищали ее, растягивали, сушили на солнце и носили)
Вед. Для чего ее обрабатывали и сушили
Дети. (чтобы удобно было носить)
Вед. А разве можно убивать животных?
Дети (убивать животных нельзя, но у них не было другого выхода, чтобы выжить)
2 «Изготовь одежду первобытного человека»
(на подносах приготовлены шаблоны материала разных геометрических форм с кусочками двустороннего скотча, в набор входят детали из меха, кожи, фетра. Работа выполняется в любом удобном для ребенка месте в зале. По окончанию работы одежду прикрепляют на макет первобытного человека.
На протяжении работы звучит песня М. Боярского «Первобытный человек»
Вед (жестом приглашает детей к себе) Где жили люди?
Дети (люди жили в пещере или шалаше из веток)
Реб Удивительно, что первые понятия в математике с которыми столкнулись люди, были «больше» и «столько же»
3.»Построй жилище, используя «столько же веток» или «больше», чем в жилище вожака рода»
(совместно с гостями, используя деревянные шпажки, 1,2 картофелины и сухие листья выкладывают шалаш из такого количества палочек-веточек, какое увидели на экране «Жилище вожака» (работы на столах)
Во время работы звучит песня-шутка «Первобытный
человек»
(дети подходят к вед)
Вед Как выжить первобытному человеку в трудных условиях?
Дети. (женщины племени занимались собирательством- ягоды, грибы, орехи, корни растений, птичьи яйца, насекомые, иногда попадались красивые камни для украшений; мужчины ловили рыбу, ходили на охоту)
Вед. Каких животных могли встретить на своем пути?
Дети (саблезубого тигра, пещерного медведя, мамонта, большерогого оленя)
Вед. Как можно было посчитать добычу или собранные запасы?
Дети (с помощью ракушек, надсечек на камне, листьев, мелкими костями, палочками, сушеными рыбьими головами, узелками) (дети показывают способы и материал)
Вед. Но ведь путь не ближний, как отыскать дорогу в свое племя?
Дети (на камнях, деревьях оставляли острыми камнями надсечки или угольком рисовали знаки - «Пиктограммы»
Звучит музыка «Джунглей»
Под музыку дети изображают подготовку к охоте, период охоты; девочки имитируют собирательство
(Девочки располагаются в любом месте зала)
1»Составь логическую цепочку – бусы» (кость, листочек, макароны, мех геометрич. формы)
2»Собери растение из 8 частей»
3»Составь геометрический узор из камешек «Марблс» по заданной схеме
Свои работы выкладывают вдоль «скалы»
Мальчики двигаются по направлению пиктограмм, изображают движения охотников, поочередно раскрывая содержание каждой, забирают животное-мягкую игрушку и
Вед. –Пора возвращаться с охоты. Придется пройти по горной тропинке через узкое ущелье. (Друг за другом дети подлезают под дугу и проходят по гимнастической скамейке, перемещаются к «огню»
Звучит музыка «Первобытные люди»
Мальчики рисуют пиктограммы на коричневых листах бумаги черными и белыми восковыми мелками вокруг костра. Двое мальчиков на мольберте отображают общую карту всех пиктограмм)
Вед-вожак Наступило время приема пищи
Ритуальный танец «Африканские напевы»
Вед С помощью чего человек мог приносить воду?
Дети (выдолбленная каменная чаша, пустой кокосовый орех, крупные листья растений, рога животного)
Вед Обязательным был ритуал омывания водой. Что это значит?
Дети (люди обмазывались грязью или глиной, купались в реке или луже)
Вед Как можно было измерить глубину водоема, чтобы не погибнуть?
(с помощью палки; если намазать тело грязью и зайти в воду)
Родители (за столами выполняют)
Практические опыты
1. Можно измерить опустив ногу в емкость (таз, ведро)
2Можно измерить рукой с отметками, - локтем
3Можно бросить камень
4Можно перелить воду, используя меньшую емкость
Звучит угрожающая музыка «Вулкан проснулся»
(дети изображают беспокойство)
Вед Что такое вулкан?
Дети (высказывают свое мнение)
Опыт «Извержение вулкана»
(свет выключен, включен световой шарик и диодн огоньки)
Вед Что будет с огненной лавой если она попадет в воду?
Дети. (огненная лава превратится в застывшую породу разной формы, высоты и размера)
4 Из мелкого деревянного конструктора, лего – дети строят «застывшую лаву»
(работа за столами с родителями)
Под музыку «Африканские мотивы», дети выстраиваются в круг
Вед. Нам нужно задобрить злые силы
(дети стучат в барабаны, палками, произносят звуки, а родители строят фигуру «пещерного медведя» по схеме из крупного мягкого строителя.)
Вед Вулкан задобрен, злые силы успокоились и я предлагаю вернуться в наш детский сад, но перед отправление фотоколлаж
«Звуки джунглей»
(дети рассаживаются по желанию, используя разные варианты декорации, получают импровизированное фото на память)
Звучит музыка «Машина времени»
(дети имитируют плавные движения)
Вед Где мы с вами побывали? (в каменном веке)
- Что нового узнали? (уже в эпоху первобытных людей зарождалась математика)
- Важна ли наука математика?
Вед Я предлагаю продолжать знакомство с математикой и в следующий раз мы отправимся с вами… но это уже совсем другая история
Заключительная песенка с родителями «Считалочка»