Галина Ездакова
Конспект занятия «В гости к Домовёнку Кузе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Привлечение к чтению книги Т. Александровой «Кузька»
Задачи:
1. Познакомить с творчеством Т. Александровой.
2. Расширить представление детей о персонаже русских поверий-домовом.
3. Воспитывать дружеские отношения друг к другу.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята!
Для начала отгадайте загадку:
Его никто не видел. Добрый озорной бывает, люди говорят за печкой живет в доме, охраняет и оберегает дом. Кто это?
( ответ детей:Домовой)
- Каким вы его представляете?
( ответы детей: красивый, добрый, маленький)
Темочки:
Раньше в старину на Руси люди верили в существование духов, в частности, домового. Представляли образ в виде маленького человечка, старика или девушки.
Ставили еду на стол (хлеб, воду) приглашали домового поесть. Если, что-то терялось в доме, люди говорили:
«Домовой, домовой, поиграл – отдай».
Переезжали из дома в дом, приглашали домового словами :
«Домовой, домовой, иди со мной…»
Образ домового стал оберегом в доме, который охранял и оберегал жилище, сохранял здоровье.
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу история литературного домовёнка.
В ы, наверняка, видели мультфильм про домовёнка Кузю, а знаете ли вы, что у домовёнка есть мама – добрая, ласковая, любящая, как все мамы на свете. Зовут её Татьяна Ивановна Александрова.
Она родилась 10 января 1929 года в городе Казани, но детство провела в Москве со своими родителями и сестрой– близняшкой Наташей.
А ещё в доме была помощница по хозяйству Матрёна Фёдоровна Царёва. Девочки очень любили свою Матрёшеньку. Ведь она не только о них заботилась, но и превращала их жизнь в сказку, а самые обычные предметы в доме становились для них волшебными. Так и казалось, что из-за цветочного горшка, из-за занавески, вот-вот высунется домовой. Но девочки не только слушали Матрёшины сказки, вскоре Таня и сама стала выдумывать истории и рассказывать их сестре.
А потом была Великая Отечественная война, девочки оказались в эвакуации. И Таня, а было ей всего 13 лет, работала воспитательницей в детском саду и, конечно, сочиняла для малышей необычные истории.
Все дети вырастают, и Таня тоже выросла, но, как бывает с детскими писателями и поэтами, сохранила в сердце сказку. Возможно, именно за эту черту её полюбил замечательный детский поэт Валентин Берестов, который и стал её мужем. Вместе они написали чудесную книгу «Катя в игрушечном городе», а ещё «Сундучок с игрушками» и «Игрушечная школа».
Однако Татьяна Александрова не только писатель, но и художник. Рисовать она любила с детства. А потом выучилась, работала на мультстудии, вела занятия во Дворце пионеров – занималась с детьми и часто их рисовала, а чтобы они сидели смирно, рассказывала им сказки про всяких удивительных созданий – леших, водяных, домовых, кикимор. Вот и Кузю – тогда ещё просто лохматого домовёнка – она сначала нарисовала, а потом уже – 8 октября 1972 года – стала сочинять про него историю. Именно эта дата считается днём рождения домовёнка Кузи.
Хорошие книги приходят в мир разными путями. Бывает, что только автор издал произведение, и оно тут же стало известным, а бывает, что пройдёт много лет, прежде чем его полюбят и оценят. Так и путь домовёнка Кузи оказался намного длиннее, чем следовало бы. В 1977 году вышла первая история про домовёнка Кузю, но нарисовать к ней иллюстрации Татьяне Александровой не позволили, и Кузька получился толстым и каким-то староватым. Да и книжка прошла почти незамеченной. В 1983 году Татьяна Александрова умерла – ей было всего пятьдесят четыре. И уже после её смерти вышел в свет мультфильм «Дом для Кузьки» – первый мультик о домовёнке, прославивший Кузю на всю страну. Сценарий к нему написал В. Берестов, и домовёнок уже был таким, как надо, – очень похожим на того, которого нарисовала Т. Александрова: маленький, смешной, в огромных лаптях, с головой, похожей на солнышко. А потом вышла и книжка со всеми тремя историями про домовёнка. Вот тогда-то наконец у нас, читателей, появилась возможность узнать про Кузю всё-всё-всё!
Воспитатель: Если кто-то не читал книгу про него, обязательно прочитайте, а то Кузька обидится и убежит от нас.
-А сейчас мы с вами ещё раз посмотрим мультфильм про Домовёнка Кузьку. (просмотр мультфильма)
Воспитатель: А следующая загадка вам поможет ответить на вопрос: где нашла Кузьку девочка Наташа?
Хлопотун Егорка
Взялся за уборку
В пляс по комнате пошел
Оглянулся - чистый дом. (веник).
Да, домовенка Кузьку девочка обнаружила под веником.
Воспитатель:
Ну а теперь давайте поиграем с Кузькой, поговорим. Скажите ему несколько ласковых, добрых слов и передайте Кузьку следующему.
Воспитатель: Ну, вот и подружились с Кузькой.
Воспитатель: Да, любит Кузька поиграть. А как называется игра, в которой домовенок с Наташей играл, кто из вас знает?
А называется она «То тепло, то холодно». Послушайте, как в нее играли Кузька и Наташа.
- Давайте и мы поиграем в игру «Тепло-холодно».
Я буду говорить вам предложения. Если их говорил Кузька, то вы должны сказать «тепло», а если нет, то «холодно».
Игра: «Тепло - холодно»
«Ну что я за добрый молодец. Чудо! Загляденье, да и только! Настоящий молодец». «тепло»
«Нам с вами зима - одна ночь. Закроешь глаза, наглядишься снов; откроешь - и весна1» (холодно).
«Дом без хозяина – сирота, и хозяин без дома тоже сирота. Дома и стены помогают», «тепло».
«А без хозяина лес - сирота: сушь да глушь. Хозяин хорош – и лес пригож». «холодно»
«Где новоселье - там гости. Где гости - там угощение. Мало угощение - гости подерутся». «тепло».
Воспитатель:А теперь, ребята, давайте нарисуем Кузьку, как вы его себе представляете.
Организация выставки рисунков.