Наталья Чувинова
Сценарий занятия «Русская изба» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжать знакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
• продолжать знакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (ухват, чугунок, горшок, кувшин, самовар);
• развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
• обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;
Публикация «Сценарий занятия „Русская изба“ для средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Ход занятия:
Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рады видеть вас у себя в гостях! Раньше в старину, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон).
Сегодня, по старинной русской традиции, мы собрались на посиделки, где можно поговорить, поразвлечься, в игры поиграть. Милости просим.
Дети рассаживаются.
Воспитатель : Русь деревянная – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные
Раздольные русские песни поют.
А почему Русь называют деревянной вы знаете?
Ответы детей.
Правильно, дома в старину были сделаны из дерева. Вот как дом.
Дети подходят к макету избы
Воспитатель : В старину дом назывался изба. А легко одному человеку построить избу?
Нелегко. Поэтому строили так. Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.
Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». Это означало строить. А чем строили, как вы думаете?
На дворе дрова.
Пришла стальная Голова.
Разлетелись Чурбаны
Во все стороны!
На дровишечки!
На поленницы!
(Топор.) картинка топора
На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной. И говорили в старину, что в таких уютных прочных избах жили хранители их. Звали хранителя – домовой.
Раздается плач и стук.
Воспитатель : Ой, что это? Это же из избы слышится?
Снимается крыша избы, внутри домовенок.
Воспитатель : вот такие они были. Только что-то домовенок весь в слезах. Спросим, что у него случилось? Спроси, Оля.
Домовенок тихо говорит, я вам его слова передам. Ой, вот беда.
Украла Баба Яга все вещи из избы, заперла в сундук, а ключи спрятала.
Показывается сундук
Смотрите, вот он сундук, сколько на нем замков висит? Три. Значит, три ключа нужно отыскать. Ребята, поможем домовенку?
Смотрите, что то интересное стоит, может там есть ключ?
Дети подходят к мольберту, накрытому платком.
Воспитатель: Ребята, там спрятано изображение самого главного в избе.
Отгадайте загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Снимается платок. Под ним – картинка печи.
Воспитатель: Печь- это сердце дома. А для чего нужна была печь?
Ответы детей
Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Воспитатель: Вот какие пословицы и поговорки придумали.
• «Без печи изба – не изба».
• «Когда в печи жарко – тогда и варко».
• «Что есть в печи – все на стол мечи».
• «Не красна изба углами, а красна пирогами»
• Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
• У холодной печи не согреешься.
А я нашла, какое задание нам Баба Яга оставила. Нужно вспомнить, в каких русских сказках встречается печка и собрать картинки.
Дети парами собирают картинки, говорят, из какой сказки печка (Колобок, Гуси-лебеди, Маша и медведь, По щучьему веленью)
Воспитатель: а вот и ключ от сундука. Один есть, будем дальше искать?
Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит….
Дети: Чугунок
Воспитатель. Смотрите, вот он. (показывает). Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился. А мы будем, в нем готовить вкусные щи и ароматную кашу!
Хороводная игра «Раз, два, три - горшочек кашу вари»
Выбираются дети, которые будут молоком, солью, сахаром, крупой, остальные горшочек. Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребенок выходит в центр круга. А когда выйдут все, они берутся за руки и ведут внутри нашего хоровода свой хоровод.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Молоко мы нальем, до кипенья доведем.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Кашу нужно посолить, да и сахар положить.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.
Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Каша преет «пых - пых - пых»
Для друзей и для родных.
Мы все дружно поедим,
И гостей всех угостим.
Каша вышла-то у нас -
Просто класс!
Ой, кашу мы сварили и ключ второй в чугунке нашли
Воспитатель : А знаете, чем горячий чугунок из печки доставали? Точно, ухватом.
Дети переходят к столу.
Воспитатель. Кроме чугунка была в избе и другая посуда. Называли ее кухонная утварь. Давайте посмотрим, какая она была.
Дети подходят к столу, накрытому платком. Под ним – старинная посуда.
Воспитатель. Это горшок. Из чего он сделан, как вы думаете? Из глины, он глиняный. Зачем нужен горшок? В нем тоже, как и в чугунке можно что-то сварить.
Это кувшин. Он тоже глиняный. В него наливали какое то питье – молоко, или квас, или кисель.
Это деревянные миски. Они зачем? Да, из них ели, вместо тарелок. Ложки тоже были деревянные, вот они.
А такая баночка называется туесок. Сделана она из коры березы – бересты. В не хранили крупы – гречку, или пшено.
А зачем нужны были такие плетенки? Да, в них можно положить хлеб.
Смотрите, какая красивая эта кухонная утварь, как мастера старались, чтобы людям было приятно готовить и есть.
А на чем ели? Правильно, на столе. А вместо стульев что было? Да, лавки. А в чем хранили вещи? Да, в сундуке.
Воспитатель: Давайте поиграем. Я называю, что стало, а вы - что было.
В. Дом. Д. Изба.
В. Кастрюля. Д. Чугунок.
В. Плита. Д. Печь.
В. Кровать Д. Лавка/печка
В. Шкаф. Д. Сундук.
В. Банка Д. Кувшин
Воспитатель: Ой, а что это за листки? Наверное, баба Яга оставила еще одно задание. Ну правильно. Обведите на этой картинке старинные предметы в кружок.
Дети выполняют задание. Появляется третий ключ.
Воспитатель: Ну теперь, с ключами, возвращаемся к избе и к сундуку. Давайте поможем домовенку все расставить.
Дети вытаскивают по 1предмету (печка, стол, лавка, лавка, сундук, чугунок, ухват, самовар) ставят в макет, комментируют.
Воспитатель: А что новое появилось? Точно, самовар. О нем мы обязательно поговорим в следующий раз. Нам домовенок расскажет. Правда?
А на сегодня наша игра заканчивается. Всем спасибо.