Столярова Надежда Витальевна
«Вятская глина в красоте дымковской игрушки». Конспект занятия по патриотическому воспитанию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Поисково-исследовательская деятельность через знакомство с глиной в средней группе.
Лепите с детьми глиняные игрушки, свистите на здоровье, пусть они радуют вас. И не верьте пословице «Не свисти –денег не будет» – у нас на Вятке свои порядки.
Цель: Создание условий для формирования культуры детей на Вятской земле, развивая у дошкольников познавательный интерес в поисково-исследовательской деятельности, через знакомство с глиной.
Задачи:
1. Познакомить детей с народным промыслом, дать представление о русской традиции проведения ярмарки.
2. Расширять представления детей о свойствах глины (мягкая при лепке, можно мять, раскатывать, придавать любую форму; твердая может расколоться)
3. Воспитывать любовь к малой Родине, уважение к истории и традициям своего народа.
Материал: Взрослый русский народный костюм, дымковская игрушка (барыня, водоноска, кавалер, уточка, индюк и др.); фоновая р. н. м., р. н. п. «Камаринская», «Калинка»; карусель из зонтика и лент; тарелочки с сухой глиной, вода для размачивания глины в лейках, доска для лепки, тканевые салфетки для рук (на каждого ребенка); баранка для угощения.
Ход:
Звучит р. н. п. «Камаринская» воспитатель в русском народном костюме созывает детей:
- Эй, честные господа! К нам пожалуйста сюда!
- Как у нас ли тары-бары, всяки разные товары,
- Приходите, приходите! На ярмарку-свистунью посмотрите!
грушки вятские на все манеры,
- Вот вам барышни, а вот вам кавалеры (показ игрушек-свистулек)
Вопросы детям:
- Ребята, что вы видите на ярмарке? (игрушки)
- Как вы думаете, из чего они сделаны? (из глины)
- Какие игрушки вы видите? (дети называют, воспитатель показывает и читает стихи)
Показ игрушек сопровождая стихами:
Показ уточки: Уточка-Марфуточка бережком идёт, Уточек-Марфуточек купаться ведёт.
Показ водоноски: За студеною водицей Водоноска-молодица, как лебедушка плывет, ведра красные несет.
Показ индюка: Вот индюк нарядный, весь такой он складный, у большого индюка все расписаны бока.
- Какие они, глиняные игрушки? (яркие, красивые, расписные)
Воспитатель предлагает взять по выбору любую глиняную игрушку для исследования. (рассмотреть, погладить ладонью, приложить к щеке).
Вопросы к детям по исследованию:
- Игрушки твёрдые или мягкие? (твёрдые)
- Гладкие или шершавые? (шершавые)
- Холодные или тёплые? (тёплые)
- Как вы думаете, чем все эти игрушки похожи? (сделаны из глины)
Вывод: Правильно, все игрушки глиняные. А сейчас, чтобы познакомиться с глиной поближе, я приглашаю вас в мастерскую.
Воспитатель вместе с детьми садятся за столы и рассматривают, исследуют приготовленную глину.
Вопросы детям:
- Какая глина? (твердая, сухая)
- Можно из неё что-нибудь слепить? Давайте попробуем. (дети 3умозаключение: Глина не лепится и рассыпается.
- Что же делать? А поможет нам сказка.
- Жила на свете Твердая Глина и никому от неё не было радости. Сухая она была, чёрствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро. И потому с ней никто не дружил все проходили мимо. Загрустила Глина, загоревала, не знала, что делать, как найти себе друзей. Но однажды пошел дождь и дождевые капли встретились с глиной.
- Надо,- сказали капельки дождя глине,- тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро и у тебя появятся друзья. Застучали, зажурчали, заскакали капельки дождя по глине, и та сразу стала мягче.
Это было в сказке, а на самом деле сделает вода глину мягкой или нет!
Давайте устроим встречу дождика и глины. (практическая деятельность)
- Как же нам сделать дождик?
- Посмотрите, что у нас на столе? (лейки с водой)
Дети заливают глину водой.
- Что происходит с глиной? (глина становится мягкой, липкой)
- Чтобы как следует подружить глину с водой нужно время.
- А сейчас я приглашаю вас на ярмарочную карусель.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Утро в небе расплескало голубую акварель, ярко солнце засверкало, как смешная карусель
Приглашаем мы к веселью всех, всех, всех!
Чтоб кружился каруселью смех, смех, смех!
Воспитатель предлагает покататься на карусели. (под р. н. м. дети играют р. н. игру «Карусель»)
- Ребята, давайте посмотрим подружились ли глина с водой.
Возьмите глину и помните её в руках.
- Какая она? (мягкая, влажная, пластичная)
ВЫВОД: Вода делает глину влажной, мягкой, пластичной.
- А теперь слепите кто, что хочет. (самостоятельная деятельность детей под фоновую р. н. мелодию)
- Теперь, когда вода высохнет, ваши поделки станут твердыми и их можно расписать яркими красками, подарить друзьям и родным.
Воспитатель привлекает внимание:
- Посмотри-ка, дружок, здесь какой-то мешок. Я в мешок загляну, что лежит в нём покажу. (тянет из мешка за верёвку с баранки /угощение/)
- Солнце закатилось, наша ярмарка закрылась.
Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.
Конспект составлен воспитателем Столяровой Н. В.