Глухова Галина Петровна
Сценарий вечера-концерта, посвященного творчеству П. И. Чайковского для детей подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
В зале на центральной стене висит портрет композитора П. И. Чайковского, выставка картин, книг, дисков о творчестве композитора.
Звучит увертюра к балету П. И. Чайковского «Спящая красавица» (диск).
Музыкальный руководитель: - Дорогие дети! Сегодня мы с вами собрались на вечер, посвященный замечательному русскому композитору-классику Петру Ильичу Чайковскому. На концерт к нам пришли гости - наши выпускники, а теперь ученики музыкальной школы. Они исполнят для вас некоторые произведения этого композитора.
Темочки:
Итак…много лет назад в небольшом городке Воткинске на Урале (показываю слайд – дом П. И. Чайковского) родился мальчик и его назвали Петей. Он был очень добрым, веселым, старался никогда и никого не обижать и поэтому все его любили. Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он вдруг бросал игру, уходил куда-нибудь в дом или сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. Это были звуки, которые раздавались внутри него. Он и сам не знал, откуда они и как из них складывается мелодия. Петя был очень внимательным, и эта музыка заставляла его то плакать, то радоваться. А когда няня его спрашивала, что с ним, он отвечал, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь и не дает мне покоя». А скоро Петя сам садился за рояль и подбирал разные мелодии, пробовал сам сочинять музыку. Вот как-то раз, когда его мама уехала в город Петербург (теперь этот город называется Санкт – Петербург, он уселся за рояль и сочинил песенку, которую так и назвал «Наша мама уехала в Петербург». Песенка получилась немного грустная, но ведь это и правда грустно, когда мама уезжает.
Еще Петя любил читать книги и даже сам сочинял стихи. В доме его так и звали «Наш маленький Пушкин». Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик, которого потом узнали и полюбили все люди на земле. Они полюбили его за то, что он сам любил людей, любил природу, любил свою родину и всю свою любовь он выразил в музыке. У П. И. Чайковского был любимый племянник Володя Давыдов по прозвищу «Боб». Вот для него он и написал такую музыку, в которой «Боб» мог бы узнавать свои любимые занятия и игрушки. Ему он посвятил свой «Детский альбом», но подарил его всем детям на свете и вам тоже. В этой музыке есть добрые и злые герои, есть веселые и грустные настроения.
Мы с вами, дети, уже слушали из «Детского альбома» произведения П. И. Чайковского и беседовали о характере этих произведений. Кто назовет, какие это были пьесы? (ответы детей).
Сегодня мы послушаем новые произведения из этого альбома. Вот как начинается сказка «О стойком оловянном солдатике».
«…Жили – были 25 оловянных солдатиков. Все они родились от одной матери – старой оловянной ложки, а значит, приходились друг другу родными братьями. Были они красавцы писаные, мундир синий с красным, ружье на плече, взгляд устремлен вперед. У Боба тоже были солдатики, только деревянные и такие же красивые, бравые, умели ходить четко, выстукивая своими деревянными ножками, как барабанными палочками. Раз-два, раз-два… (показываю слайд). Очень уверенно и легко идут солдатики, а музыка весело, как будто с удовольствием им подыгрывает и марш-то у них легкий. Вот послушайте.
Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков» в исполнении ученика музыкальной школы (фортепиано).
Музыкальный руководитель: - А сейчас, дети, вы услышите, как дрожит земля, как шумят деревья, как трещат и ломаются сучья. Это летит Баба-Яга.
Нос крючком, зубы торчком,
Глаза горят, а в волосах ветер свистит.
Куда несется старая?
На какие злые дела? (показываю слайд)
Звучит пьеса «Баба-Яга» в исполнении ученика музыкальной школы (фортепиано).
Музыкальный руководитель: - Бывают такие мастера, которые берутся делать неизвестные им вещи. Пирожник - шить сапоги, а сапожник – печь пироги. Вот и наш мужичок – взял в свои грабастые, растопыристые руки гармонь и заладил понравившийся ему мотив. Нескладная музыка, да тешит игрока. Так и тянет он свою бесконечную, разудалую песню. (показываю слайд)
Звучит пьеса «Мужик на гармонике играет» в исполнении музыкального руководителя (баян).
Музыкальный руководитель: - А вот полька. Польку танцует каждый. Пролетела маленькая девочка с большим бантом в косичках и с надутыми от старания губами. Легко проскакал зайчик, а за ним заспешил охотник в огромных сапожищах. Но заяц не боится охотника, ведь все это - только карнавал и все танцуют вместе. Дети! Давайте мы проинсценируем польку из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Вы сами придумайте образные движения для нарядной девочки с бантом. Вот она (показываю слайд). Для охотника в огромных сапожищах. Вот такой охотник (показываю слайд).
Звучит пьеса «Полька» (диск).
Дети танцуют польку, самостоятельно придумывают варианты образного движения.
Музыкальный руководитель: - Петр Ильич очень любил путешествовать. Особенно нравилась ему солнечная, приветливая страна - Италия. Эта страна славится своими певцами. Поют и дети и взрослые, поют и дома и на улице (показ слайдов). Песенка одного маленького уличного певца ему особенно понравилась, и композитор использовал ее для фортепианной пьесы, которая тоже вошла в «Детский альбом» под названием «Итальянская песенка».
Звучит пьеса «Итальянская песенка» в исполнении ученика музыкальной школы.
Музыкальный руководитель: - Когда П. И. Чайковскому приходилось бывать вдали от Родины, он всегда вспоминал родные поля, леса, белые березы, свои любимые русские народные песни. Одну из этих песен вы хорошо знаете, мы пели ее на музыкальных занятиях. Это песня «Во поле береза стояла». Мелодия этой песни звучит в одной из симфоний написанных композитором. Послушайте ее в исполнении нашего оркестра.
Звучит песня «Во поле береза стояла» в исполнении оркестра детей подготовительной к школе группы.
Музыкальный руководитель: - Вот и подошел к концу наш вечер, посвященный творчеству композитора П. И. Чайковского. Вы узнали о композиторе много нового, слушали его произведения в исполнении фортепьяно, баяна, аудиозаписи, пели, танцевали. Знакомство с творчеством этого великого русского композитора-классика мы с вами продолжим на музыкальных занятиях, вы еще не один раз сможете услышать и насладиться чарующими мелодиями его музыки.
Музыка Чайковского звучит,
Всех нас звучаньем удивит.
Мягкая, душевная,
Легкая, напевная.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожно, осторожно-
Не вспугнуть бы нам его!
Пусть льется музыка рекой…
Будем, музыка, дружить с тобой!
Звучит веселая пьеса «Камаринская», дети организованно выходят из зала.