Татьяна Карамышева
Сценарий развлечения «В гостях у Кузи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Познакомить с историей возникновения ложки.
2. Закреплять названия предметов народного быта.
3. Продолжать знакомить детей с русским фольклором: потешками, загадками, играми, пословицами и поговорками.
4. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.
5. Развивать внимание, творческое воображение.
Подготовка.
Декорации и костюмы под старину (деревянная посуда, мебель, заготовки бумажных ложек, краски, куклы бабушки дедушки и домового.
Ход.
Изба. Около печи бабка. За столом дед.
Дед. Бабуля, накрывай на стол. Обедать пора!
Публикация «Сценарий развлечения „В гостях у Кузи“» размещена в разделах
Бабка. (ставит на стол чугунок, садится рядом)
Дед. А как же мы есть будем? Не уж-то руками? Каша-то горячая!
Бабка. Ох, и не знаю, что делать, ложки куда-то пропали. Опять, наверное, Кузька наш шалит. Что же нам теперь делать? Без помощи не обойтись.
Воспитатель. Вот такая история, дети, случилась с дедушкой и бабушкой. Кто же подшутил над ними?
Дети. Наверное, домовой.
Воспитатель. А кто это такой? (ответы детей) .
В каждом доме есть свой домовой. Домовой живет за печкой. Он следит за порядком! Охраняет покой. А иногда он балуется.
Ох и шалунишка наш домовой. Огорчил дедушку и бабушку. Вы готовы им помочь? Тогда садитесь быстрее в наш паровозик. Мы отправимся на помощь бабушке и дедушке.
Дети становятся вокруг воспитателя. Звучит музыка. М. Компанейца «Паровоз»
Дети с воспитателем подходят к избушке. У входа их встречает бабка.
Бабушка. Здравствуйте, ребята и девчата! Какие вы нарядные и красивые! Проходите, пожалуйста, в горницу, садитесь поудобнее, в ногах правды нет.
Дети заходят, рассаживаются на лавки.
Бабушка. Давайте вспомним, как называлась самая лучшая комната в избе? (горница)
Кого в ней принимали (гостей).
Слышен шум около печи.
Бабушка. Это наш домовой, он у нас еще очень молодой, поэтому мы его называем домовенок Кузя. Зато он очень веселый, добрый, только немного нескладный и неуклюжий. А иногда он шалит, сегодня забрал наши ложки. Сели с дедом кашу кушать, а ложек то нет…
Бабушка ушла посмотреть. Выходит Кузя.
Кузя. Здравствуйте! Ух ты, как много детей у нас в гостях сегодня! Сейчас повеселимся! Я вам загадаю загадку:
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это
Дети. Ложка!
Воспитатель. Правильно! А кто знает, для чего этот предмет?
Дети. Для еды.
Воспитатель. А что можно ею кушать?
Дети. Суп, кашу, щи.
Воспитатель. А вот давным-давно на Руси у людей не было ложек совсем. Хотите узнать, с помощью чего ели раньше? Так слушайте историю.
Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды. Со временем они научились вытачивать из камня инструменты, добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными. В них можно было хранить и варить еду, а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка.
Много позже для богатых людей стали изготавливать ложки из бронзы и серебра. Простые бедные люди ели щи и кашу деревянными ложками. Всё в избе было из дерева и конечно – ложки. Их вырезали из липы. Они были лёгкие, не нагревались от горячей пищи. Носили ложки в специальном мешочке у пояса (пригласить одного ребёнка померить мешочек) .
Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли «ложкари», «ложечники». Умельцы не только украшали ложки, но и сочиняли песни, потешки о них.
Кузя. Как интересно!
Воспитатель. Кузя, это ты ложки у дедушки с бабушкой забрал? Отдай их, пожалуйста.
Кузя. Они мне самому нужны. Хотя… Вы знаете, как нужно просить домового?
Дети. Дедушка-домовой, поиграй и нам отдай.
Кузя. Вот молодцы, ребятки! А что ещё интересного вы про ложки знаете?
Воспитатель. Наши дети знают потешки. Давайте послушаем.
Дети.
Дуйте в дудки, бейте в ложки.
В гости к нам пришли матрёшки. Щ Ксюша
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
А вот ложка расписная,
Была у царя такая – Ч. Даша
Из неё ничего не прольётся,
Щи из неё вкусней,
Да и каша добрей! (плясова про матрешек)
Кузя. Молодцы! До сегодняшнего дня остались ложки из серебра (показать). Во многих семьях сохранился такой обычай, как дарить серебряную ложечку малышу, у которого появился первый зубик. Ребята, а вы какими ложками кушаете? Из чего они сделаны? А какие они, тяжелые или лёгкие? Кто знает, какие они бывают по размеру?
Дети. Маленькие, большие и средние. Маленькая – для чая, чайная, для каши – десертная, для супа - столовая.
Воспитатель: Какие молодцы все про ложки знаете. А потешки любите рассказывать?
Дети: Да! Любим.
1. Ножки,ножки, где вы были? 2. Дед хотел уху сварить,
За грибами в лес ходили. Дед пошел ершей ловить,
Что вы, ручки, работали? С. Артем А за дедом кот Лаврентий, В Толя
Мы грибочки собирали. За котом петух Терентий.
А вы, глазки, помогали? Тащат удочки
Мы искали да смотрели- Вдоль по улочке.
Все пенечки оглядели, Деду одному невмочь. Надо старому помочь.
Вот и Ванюшка с грибком,
С подосиновичком!
3. Зайчишка-трусишка 4. Лиса по лесу ходила.
По полю бежал, в огород забежал, Ч. Руслан Лиса голосом вопила Т. Э
Морковку нашел. Капустку нашел. Лиса лычки драла,
лиса лапотки плела.
Сидит и грызет. Иди прочь- хозяин идет! Куму двое, себе трое, и детишка по лаптишкам.
Воспитатель: А наши гости тоже умеют рассказывать потешки. (родители).
Кузя. Всё-то вы знаете! А играть вы любите?
Дети. Любим!
Кузя. Предлагаю поиграть в игру. Называется она «Катись, катись яичко».
(Дети встают в большой, просторный круг. Водящий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо - ребенку в противоположной части.
Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.
Дети поют:
"Катись, катись, яичко,
По нашему кружочку.
Найди, найди, яичко,
Для себя дружочка. "
С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, отдают яички входящему, тот говорит:
"В кружочки, выходите
И вдвоем для нас спляшите. " (Русская народная плясовая)
Воспитатель. Спасибо тебе, Кузя, за игру. Видишь, как ребята развеселились. Ну что, Кузя? Теперь отдашь ложки дедушке и бабушке?
Кузя. Ладно, держите ваши ложки (сам плачет)
Воспитатель. Кузя, что такое? Почему ты плачешь?
Кузя. Я вам ложки отдал, а у меня ни одной не осталось. Бедный я, бедный, я тоже ложкой есть хочу.
Воспитатель. Не расстраивайся, Кузя. Вы знаете, что раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки. Пряли, вышивали. Любой труд был почё тен: взрослый и детский. Сейчас мы с вами, ребята, распишем ложки для Кузи. А расписывать мы ложки будем хохломской росписью. Ребята, назовите элементы встречающиеся в хохломских узорах.
Дети. Завиток, капельки, травинки, ягоды - смородина, рябинка, брусника.
Воспитатель. Какие цвета встречаются в узорах?
Дети. Красный, черный, желтый, зеленый.
Дети раскрашивают заготовки деревянных ложек. Звучит народная мелодия. (родители помагают)
Воспитатель. Молодцы, дети! Какие красивые ложки получились! Тебе нравятся ложки, Кузя? Это тебе от всех детей подарок. Кушай на здоровье и нас вспоминай.
Кузя прощается, убегает за печку. Приходит бабушка.
Бабушка. Спасибо, выручили нас с дедом. Играми да плясками сыт не будешь! Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Вот вам баранок веревочка. (Бабушка дает детям веревочку баранок, дети благодарят бабушку)
Воспитатель. Понравилось вам у бабушки в гостях? А теперь нам домой пора. До свидания, бабушка, спасибо за гостеприимство. Садитесь в паровозик, поедем обратно в детский сад.
(Чаепитие)
1. Поехали, поехали 2. Киска, киска, брысь!
С орехами, с орехами, На дорожку не садись.
К дедке по репку. Наша деточка пойдет,
По пареньку, по сладеньку Через киску упадет.
3. Как у нашего кота 4. Раним-рано поутру
Шубка очень хороша. Пастушок: «Ту-ру-ру!
Как у котика усы А коровки в лад ему
Удивительной красы. Затянули: «Му-му-му!
Глаза смелые. Зубки белые. Ты, коровушка, ступай
5.-Курочка-рябущечка В чисто поле погуляй,
Куда идешь? А вернешься вечерком, нас напоишь молочком.
На речку.
- Курочка-рябушечка,
За чем идешь?
-За водой.
Курочка-рябушечка,
Зачем тебе вода?
-Цыплят поить.
1. Ножки,ножки, где вы были? 2. Дед хотел уху сварить,
За грибами в лес ходили. Дед пошел ершей ловить,
Что вы, ручки, работали? С. Артем А за дедом кот Лаврентий, В Толя
Мы грибочки собирали. За котом петух Терентий.
А вы, глазки, помогали? Тащат удочки
Мы искали да смотрели- Вдоль по улочке.
Все пенечки оглядели, Деду одному невмочь. Надо старому помочь.
Вот и Ванюшка с грибком,
С подосиновичком!
3. Зайчишка-трусишка 4. Лиса по лесу ходила.
По полю бежал, в огород забежал, Ч. Руслан Лиса голосом вопила Т. Э
Морковку нашел. Капустку нашел. Лиса лычки драла,лиса лапотки плела