Ольга Геннадьевна Макарова
Сценарий тематического занятия для детей старшего возраста «День рождения колокольчика»
▼ Скачать
Звучит музыка дети проходят в музыкальный зал, задевая колокольчик, подвешенный в дверном проеме, рассаживаются. В центре зала на столе лежит хрустальный колокольчик.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята. /Звонит в колокольчик. / Мне кажется, с вами хочет поздороваться наш колокольчик. Ведь это он пригласил нас к себе в гости. /Еще раз звонит, делает вид что прислушивается. / Оказывается, у колокольчика сегодня День рождения. И он предлагает разделить с ним праздник и вместе поиграть. Давайте и мы поздороваемся с колокольчиком и поздравим его с праздником.
Публикация «Сценарий тематического занятия для детей старшего возраста „День рождения колокольчика“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В. Моцарт Хор из оперы «Волшебная флейта». Дети играют на колокольчиках.
Ведущая: Какое чудное виденье! И звук небесной чистоты… Он словно ангельское пенье ко мне донесся с высоты…
А как вы думаете, сколько лет исполнилось нашему колокольчику? (ответы детей). А знаете ли вы, что маленькому колокольчику около 40 000 лет? И появился он впервые далеко отсюда, в Египте. С тех пор колокольчики всегда рядом с человеком. Большие, маленькие, самые разные. Давайте вместе вспомним, где можно встретить колокольчики?
Игра.
Дети вспоминают, где можно встретить (на рыбалке, на корабле - рында, в церкви, на одежде у клоуна, на тройке лошадей, есть цветы колокольчики)
Ведущая: А еще голоса детей очень похожи на колокольчики.
Песня «Колокольчик».
Ведущая: Колоколец, миниатюрная копия колокола стал неотрывной частью и русской жизни. Более того - легендой и поэзией…
Говорят, что в старину, в день Великой Пасхи, забирались на звонницу все, кому не лень, и звонили с утра до вечера.
Слушание колокольного перезвона.
Вдруг, один колокол от долгого качания не удержался на перекладине, упал с колокольни вниз и разбился на мелкие кусочки. Подбежали детки, стали собирать кусочки разбившегося колокола и вдруг увидели, что у них в руках маленькие блестящие колокольчики. С тех пор стали колокольчики детям забавой в играх. Поговаривали в народе, что тот колокол был не простой, а волшебный, и упал с колокольни нарочно, чтобы детишкам подарки делать.
Игра «Звонари».
Колокол-это ударный сигнальный музыкальный инструмент. А как вы думаете, для чего нужны были колокола? (Ответы детей). Мощные звуки колокола созывали народ во время беды, несчастья, извещали о приближении неприятеля, о пожаре. Тогда раздавался удар, или как говорили на Руси – крик колокола.
В обыденной жизни звучали колокола при встрече высокого гостя, для отсчета времени, колокола сообщали о важных событиях, украшали перезвоном праздники и гуляния. Звон колоколов призывал православных христиан в церковь. Часто колокольчик называют голосистым. А как вы думаете, - почему? (ответы). Он умеет внимательно слушать, потому что у него есть «ушко» и звонко и радостно петь, ведь у него есть «язычок». Да, да, не удивляйтесь. Вот эта деталь в колокольчике называется «язычок», а эта - «ушко». А еще у колокольчика есть «плечи» и «пояс». (показ). Такие называния дали неспроста. Ведь на Руси всегда колокола сравнивали с живыми существами. К колоколам относились, как к людям, им давали имена. Иногда колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык, чтобы колокол молчал. Язык- главная деталь в колокольчике. Давайте попробуем придержать «язычок», и что выйдет? Наш звонкий колокольчик стал совсем грустным.
Игра «Язычок». Все становятся в круг. Ведущий очень осторожно берет колокольчик и бесшумно передает его своему соседу. Так участники передают «спящий» колокольчик по кругу, стараясь делать это как можно тише.
Ведущая: Колокола использовали и в часах. Особенно в больших, башенных. Колокольный звон сообщал людям, который час. И сейчас в домашних будильниках, по утрам будто звенят - переливаются маленькие голосистые колокольчики.
Игра «Будильник». Ребенок выходит из зала, ведущая с детьми заводит будильник и прячет. Ребенок должен найти будильник по звуку.
Ведущая: И, конечно же, колокольчик - это музыкальный инструмент. Знаете ли вы, что существуют целые оркестры, которые играют на одних колокольчиках и колоколах? Существует и музыкальный инструмент, который передает колокольный звук - это глокеншпиль /показ/.
Выступление оркестра. Майкапар «Росинки». С использованием колокольчиков и глокеншпиля.
Ведущая: Многих композиторов восхищал колокольный звон. Слушая его, они сочиняли свои произведения. Так случилось и с русским композитором Сергеем Рахманиновым (Портрет). Еще мальчиком он любил слушать колокольные перезвоны. Когда он вырос, и стал известным пианистом и композитором, Сергей Рахманинов в своей фортепианной музыке изобразил звучание колоколов. Давайте послушаем прелюдию до-диез минор.
Слушание С. Рахманинов «Прелюдия №2».
Скажите ребята, как вам показалось, большой колокол или маленький колокольчик изобразил С. Рахманинов? Какое настроение у пьесы? Как звучал этот колокол? (тревожно, громко, грозно, набат)
А вот другой композитор - Ференц Лист так был заворожен звучанием колоколов, что не удержался и написал пьесу «Кампанелла», что в переводе обозначает «колокольчики». Послушайте и скажите, какие здесь изобразил колокола?
Слушание «Кампанелла». Лист
(Маленький, звонкие колокольчики, звенят они празднично, весело, звонко).
Ведущая: Веселый колокольчик, смеется и хохочет. Он всех друзей зовет в веселый хоровод.
Игра «Веселые ладошки».
Ведущая: Повесьте у себя дома над входной дверью маленький колокольчик. И он не даст вам грустить. Его мелодичные звуки способны очищать воздух, убивать вирусы гриппа и других инфекций, наполнять ваши сердца радостью и счастьем. /Звонит колокольчик/
Дин-дон, дин-дон, приглашаю вас в свой дом.
Дети с родителями проходят и рассматривают выставку колокольчиков. Звучат фонограммы колокольных перезвонов. Вспоминают правила поведения в музее.
Ведущая: Ребята, а вы хотите сделать подарок колокольчику своими руками?
Изготовление колокольчика.
На столе приготовлены: маленькие бутылочки, нитки, пуговицы, бусинки. На нитки дети нанизывают пуговицы и бусинки. С помощью взрослых закрепляют на горлышке бутылки, закручивают крышкой. Колокольчик готов. Дети с ними играют.
Ведущая: А знаете ли вы, что до начала отливки колокола хозяин завода приносил в мастерскую икону, зажигал перед нею свечи, и все молились. После этого двери закрывались, и хозяин давал знак начинать дело. Отливка, поднятие и установление колокола считались святым делом.
Ведущая предлагает поставить печать мастера. Такие печати ставили на своих колоколах все мастера. Нужно дать имя своему колокольчику.
Ведущая предлагает поиграть со своими колокольчиками и оставить их на выставке.