Боравнева Людмила Юрьевна
Сценарий театрализованной постановки по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий театрализованной постановки
по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».
Педагог:
Опять война,
Опять блокада.
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Темочки:
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Сценарии постановок и спектаклей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Но даже если это правда,
Такая правда –
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна.
- ВОВ – как далеко она от нас. Только по фильмам и воспоминаниям ветеранов мы можем себе представить какой ценой завоёвана победа. «Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа» - писал поэт М. В. Кульчицкий. И эту не человеческую, трудную работу выполняли не только мужчины, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы, ещё вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, назначали сведения, а завтра была война. Сегодня мы хотим предложить вам отрывок из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».
Сценка :
Сын: - Ну вот отец кажется всё.
Отец: - Хорошо, что могли мы с тобой сделали, этот обелиск будет напоминанием о жертвах нам живущим.
Сын: - И кто бы мог подумать, что здесь была война.
Отец: - Была и жестокая и эти девушки, зенитчицы, погибли, что бы немецкие диверсанты не прошли на Кировскую железную дорогу, и не взорвали её.
Сын: - Женя Комелькова, Рита Осянина, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, Соня Гурвич. Отец, расскажи мне про них.
Отец: — Это было в мае 1942 года. (остаётся на сцене (звучит сирена) одевает пилотку, сын садится в зале)
Ведущая 1: - Май 1942 год, 171 разъезд, отделение зенитчиц. (уходит)
(солдатским шагом выходит девушка в военной форме и докладывает, рука под козырёк)
Ильянова - Товарищ старшина, младший сержант Осянина обнаружила немцев в лесу, их двое с автоматами, в маскировочных накидках.
Старшина – Команду в ружьё, ко мне пять человек и ту давай, что видела.
Ильянова - Младший сержант Осянина
Осянина (выходит строем) – Я!
Ильянова - Боец Комелькова.
Комелькова (выходит строем) – Я!
Ильянова - Боец Бричкина.
Бричкина (выходит строем) – Я!
Ильянова - Боец Гурвич.
Гурвич (выходит строем) – Я!
Ильянова - Боец Четвертак.
Четвертак (выходит строем) - Я!
Ильянова - Равняйсь! Смирно! (рука под козырёк) Товарищ старшина бойцы построены!
Старшина: - Младший сержант Ильянова, сообщите о немцах на железку.
- Есть! (рука под козырёк)
Старшина: - Свободна.
Старшина: - В лесу обнаружены немцы, идём на двое суток, заместителя на всё время операции назначаю младшего сержанта Осянину.
Осянина: - Есть!
Старшина: - Вольно.
Осянина: - Жень, Галь, Лиза,
Старшина: - Погодите Осянина, немцев идём ловить не рыбу. Стрелять умеете?
Девушки: - Умеем.
Старшина: - Может кто немецкий знает?
Гурвич: - Я знаю.
Старшина: - Кто я? Докладывать надо.
Гурвич: - Боец Гурвич. (шаг вперёд, рука под козырёк)
Старшина: - Как по-ихнему будет «руки вверх»?
Гурвич: - Хенде хох.
Старшина: - Правильно. Встань в строй.
Старшина: - Может кто по-птичьему или по-звериному кричать умеет, (девушки хихикают) я серьёзно говорю, у немцев тоже уши есть, в лесу сигналы голосом не подашь.
Бричкина: - Я умею по ослиному, и-а, и-а.
Старшина: - Ослы здесь не водятся. Давайте учиться крякать как утки, ну-ка попробуйте. (все крякают)
Старшина: - Запоминайте, 2 кряка – внимание я вижу противника, 3 кряка – все ко мне. А теперь на что внимание в пути обращать нужно? Отвечать по порядку. Младший сержант Осянина.
Осянина – может быть ветка сломана.
Старшина: - Молодец! Верно!
Бричкина – Роса с веток сбита.
Старшина: - Точно! Молодец красноармеец Бричкина.
Четвертак – Птички кричат.
Старшина: - Верно! Значит люди идут. А ещё внимание обращать нужно на следы от резиновых ботинок, которые десантники носят, куда они путь держат. А теперь разуться всем.
Комелькова -Хорошо, что не раздеться.
Старшина: - Разговорчики Камелькова. Так в таком тонком чулке много не навоюешь, так километра через три ноги собьёте до кровавых пузырей. В дорогу всем намотать портянок. Идём на двое суток, в дорогу взять: сухпаёк, подзаправиться патронами. Порядок движения будет такой, впереди Осянина и Бричкина, (девушки делают шаг вперёд и говорят – ЕСТЬ, затем я и переводчица (ЕСТЬ, затем на расстоянии 100 метров Хамелькова и Четвертак (ЕСТЬ). У кого силы много?
Бричкина – А чего?
Старшина: - Когда пойдём через болота красноармеец Бричкина понесёт вещмешок переводчицы.
Гурвич – А зачем?
Старшина: - А за тем, что не спрашивают. Комелькова!
Комелькова – я!
Старшина: - Взять вещмешок у Четвертак.
Комелькова – Четвертачок, заодно можно и винтовочку.
Старшина: - Разговорчики Камелькова, личное оружие каждый несёт сам. Встать в строй. Эх, девчонки, нам, мужикам это война как зайцу махорка, а уж вам… На сборы даю 40 минут. Разойдись.
Старшина – сыну: - Эти девушки не похожи одна на другую, у каждой своя судьба. Елизавета Бричкина.
(Каждая девушка выходит под свою грустную музыку)
Бричкина - Я родилась в семье лесника. Помогала отцу, ухаживала за больной матерью, готовила обед, прибиралась в доме, обходила отцовские угодья и ждала завтрашнего дня. Не смогла закончить школу. Но всегда мечтала поступить в техникум. Однажды отец привёл гостя. Это был охотник-путешественник. Как он мне понравился! Я влюбилась без памяти! А он обещал помочь мне с поступлением в техникум. Я ждала, что скоро стану студенткой.
Началась война…
Я попала на оборонные работы. Рыла окопы, попадала в окружения, выбиралась из них и снова рыла. Потом оказалась где-то под Валдаем, прибилась к зенитной части. 171-й разъезд…
(Девушка садится и опускает голову. Выходит, ведущая со свечой в руке, становится рядом с девушкой и рассказывает о ней, затем отдаёт свечу девушке. И так с каждой героиней).
Ведущий 1 - Лиза утонула в болоте, выполняя роль связного. Жуткий, одинокий крик долго звенел над равнодушным болотом. Лиза долго видела синее прекрасное небо и тянулась к нему, тянулась. И до последнего мгновения верила – что завтра наступит и для неё.
Старшина – Соня Гурвич.
Гурвич – Я больше всего на свете любила учиться и после окончания школы с золотой медалью поступила в Московский университет на факультет иностранных языков. Вместо танцев я бегала в «читалку» и во МХАТ, если удавалось достать билет на галёрку. Подолгу просиживая в университетской библиотеке, познакомилась там со своей первой любовью. Мы часами сидели в читальном зале, не замечая всего, что происходило вокруг. Обожая стихи, мы читали их друг другу наизусть. Летом 1941 готовилась к сессии. А тут… война. Я надела форму, и сапоги на два размера больше. Но переводчиков хватало, а зенитчиц – нет. Вот меня и откомандировали вместе с Женькой Комельковой на 171-й разъезд. Из довоенной жизни у меня осталась только эта тоненькая книжечка со стихами Блока.
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть.
Ведущая 2 - В расщелине, скорчившись, лежала Гурвич. Гимнастёрка на груди была густо залита кровью. Две узкие дырочки виднелись на ней. Одна в грудь шла, вторая пониже – в сердце. Соня бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь принести старшине забытый кисет. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце… Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал немецкий нож до сердца с первого удара…
Старшина – Галя Четвертак.
Четвертак - Эту фамилию дали мне в детском доме. Завхоз дядя Коля придумал. А я всем говорила, что моя мама, подкинувшая меня на крыльцо детского дома, — медицинский работник.
Всю жизнь я мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. А потом я решила влюбиться. Придумала себе жениха, и весь детский дом был вскоре наводнен записками, письмами, слезами, свиданиями. Нет, вы не думайте, я не врала! Я просто мечтала!
Сказать по правде? Мне всего 17 лет. Я соврала в военкомате, что уже 18 и что родителей немцы убили. Но ведь были же у меня родители.
Война застала меня на 3-м курсе техникума. Я так упорно штурмовала военкомат, что меня в порядке исключения направили в зенитчицы. Я думала, что на войне не страшно. И очень сильно ошибалась. Военные будни были совсем не похожи на мои представления о фронте, и я тайком плакала по ночам. Но тут появилась Женька, и мир снова завертелся быстро и радостно. Мы всегда были втроём – Рита, Женька и я.
Ведущая 1 - Немцы ожидали встречного выстрела. Через несколько шагов они должны встретиться с Четвертак… Вдруг Галя, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая. Коротко ударил автомат. Девушка упала лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик её потерялся в предсмертном хрипе…
Старшина – Евгения Комелькова.
Комелькова - Говорят, красивые редко счастливыми бывают. Но я все же верила и ждала своего счастья. Всю свою непродолжительную довоенную жизнь я не знала печали, пела, танцевала. в один прекрасный день я приехала к отцу на учения – он у меня военный. Иду, а навстречу мне полковник. Господи! Высокий, русоволосый, кареглазый! Я так и замерла
Эта война изменила всю мою жизнь. Фашисты пришли в нашу деревню, семьи командирского состава захватили и расстреляли в упор. Маму, сестру, братишку — всех из пулемета уложили. А меня эстонка в доме напротив спрятала, и я видела все. Все! Сестренка младшая последней упала — специально добивали. Я осталась одна. Одна на всем белом свете. И мне почему-то совсем невесело…У меня личный счёт с фашистами! За мою мирную жизнь, за маму, за папу, за сестрёнку с братишкой я должна лично отомстить. После гибели родных я перешла фронт и оказалась в отделении зенитчиц под началом младшего сержанта Осяниной. Всё было как надо – я не расстраивалась.
Ведущий 2 - Она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя, и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, Женька просто удивилась. Неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет. Она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо…
Старшина – Рита Осянина.
Осянина - Из всех довоенных событий самое дорогое для меня - школьный вечер встречи с пограничниками. Я работала в школе пионервожатой и на встрече пионеров с офицерским составом пограничного отряда познакомилась со своим будущим мужем.
Мы поженились. Я тогда не знала, что 22-го – война, а 23-го я стану вдовой. О его героической гибели на второй день войны, узнала только через месяц и сразу попросилась на фронт. У меня имелся личный счёт с немцами. Когда меня известили о переводе с передовой на объект, я промолчала, сбегала в штаб, поглядела на карту и увидела, что 171-й разъезд находится недалеко от города, где остались больная мать с сынишкой. И попросила послать туда моё отделение.
Ведущий 1 - Рита знала, что рана её смертельна и что умирать она будет долго и трудно… Сначала стреляли, потом стало тихо, и Рита поняла, что Женьки больше нет. Слёзы пропали, отступили. Она не жалела себя. А думала о том, что сын её оставался сиротой на руках у больной матери. Как сложится его жизнь?
(Рита выбегает на встречу старшине)
Осянина – Женя погибла?
Старшина – Да! Не победили они нас! Понимаешь! Нас повалить надо.
Осянина – Помнишь, я у разъезда на немцев наткнулась? Я туда к сыночку бегала. Мама больная. Пообещай мне позаботься о нём.
Старшина – Понял, Рит, обещаю.
Ведущий 1 - А потом, уходя, он скорее почувствовал, чем услышал этот слабый выстрел, ещё боясь поверить побежал назад, к сосне, Рита выстрелила в висок, и крови почти не было.
Старшина сыну – 5 девчат, 5 девчонок, пятеро против шестнадцати! А немцы не прошли.
(зажигают 2 свечи)
Сын – А зори здесь тихие, тихие и чистые как слеза.
- Так заканчивает свою повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие», и каждой строкой напоминает, жалость и милосердие так необходимо нашему веку.
Я – войну хочется забыть, трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью. Такой измучанной душой. Но, что будет с нами, если люди забудут, забудут её и не передадут нам свою память. Какими мы будем без неё в нашем тяжёлом и большом, тревожном мире. И всё-таки, память жива в нас, она находит десятки путей что бы не покинуть человеческое сердце, это она соединяет прошлое и будущее.
(все выстраиваются в ряд склоняют головы)