Диляра Беляева
Сценарий театрализованного представления «Интерактивная экскурсия в XIX век» для учащихся 7–11 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Автор-составитель: Беляева Д. Е.
Цель мероприятия: Знакомство со светской культурой XIX века, формирование интереса и уважения к историческому прошлому; воспитание патриотических чувств и духовно-нравственных качеств личности обучающихся.
Примечание: Актеры представления - учащиеся 7-11 классов СШ — участники театральной студии.
Публикация «Сценарий театрализованного представления „Интерактивная экскурсия в XIX век“ для учащихся 7–11 классов» размещена в разделах
- Средняя школа, 7 класс
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Театр. Театрализованная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
При работе над театрализованным представлением, может быть проведена работа со зрителями по подготовке к танцам и играм, хотя формат мероприятия и уровень хореографической сложности танцев вполне позволяет знакомство по ходу экскурсии.
В представлении могут участвовать 7 и более человек
Действующие лица:
1-ая дама;
2-ая дама;
3-я дама;
4-ая дама;
5-ая дама;
Корнет
Распорядитель
В зал по одному выходят участники — дамы и кавалеры. Звучит стихотворение Сергея Белого «Вальс девятнадцатого века»
1-ая дама: Залов сияние: балы, приёмы и рауты.
Там, за окном, золотой девятнадцатый век.
К юной графине подходит влюблённый без памяти,
Приглашая на вальс, молодой лейб-гусарский корнет.
2-ая дама: Фраки и платья вокруг, разноцветье мундиров.
Слуги разносят напитки для дам и господ
Корнет: Мною сегодня получен приказ командира
Завтра явиться – наш полк убывает в поход»
Ротмистр завтра с утра прогорланит «По коням!»,
Больше не свидимся – в этом сомнения нет.
(Обращаясь к одной из дам)
Вам по душе белокурый драгунский полковник.
Что вам какой-то гвардейский, но бедный корнет…»
3-ая дама: Всех увлекает мелодия венского вальса,
Барышни в шёлковых платьях улыбки дарят,
4-ая дама: Зал наполняет дыхание старого танца,
Взгляды танцоров весёлым задором горят.
5-ая дама: Кружатся в вихрях весёлые светлые лица.
Блики бокалов и блеск золотых эполет.
Корнет: Может, погибну я где-нибудь под Аустерлицем…» –
5-ая дама: Бросьте вы грустные мысли, мой милый корнет!»
1-ая дама: Залов колонны, балы, приёмы и рауты…
Чудное время собой озаряет их блеск:
Верили люди, страдали, влюблялись без памяти –
Вот он какой, золотой девятнадцатый век…
Дамы и кавалеры медленно расходятся по залу проговаривая в пол голоса свои стихотворения и, наконец, замирают кто где.
Звучит музыка, одна из дам выходит в центр зала. Читает стихотворение А. А. Фета «Бабочка»
1-ая дама: Ты прав. - Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась,
И вот - дышу.
На долго ли без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Спустя паузу продолжает
Балы проводились в огромных освещенных залах с колоннами. В центре зала непрерывно танцевали, а по краям стояли ломберные столы. Играли в карты, беседовали.
Бал для дворян был местом отдыха и общения.
2-ая дама: К первому балу начинали готовиться с раннего возраста. И целыми днями с утра до вечера во всех знатных домах Москвы и Петербурга раздавались звуки клавесинов и клавикордов.
3-ая дама: Занятия танцами предавали движениям грацию и изящество. Говорят, танец у дворян, был в крови.
Распорядитель объявляет кадриль. Дамы и кавалеры ведущие экскурсию приглашают зрителей на первый танец «Французская кадриль»
После танца ведущие экскурсию помогают зрителям занять их места.
Звучит музыка. В центре зала появляется еще одна дама с засушенным цветком в руках. Звучит стихотворение А. С. Пушкина «Цветок»
4-ая дама:
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
Через паузу продолжает
Правила приличия не позволяли свободного общения молодым людям. Поэтому было придумано огромное множество тайных языков. Один из самых популярных — это язык цветов.
Если кавалер дарил даме бледно-лиловую розу, то признавался ей в любви с первого взгляда.
Если даме преподносились колокольчики — подаривший признавался, что думает о ней.
Розовая гвоздика означала первую любовь;
Желтый тюльпан — безнадежную любовь.
Я предлагаю нашим зрителям пофантазировать и придумать историю для этого цветка (показывает засушенную розу)
Кто подарил ее? Кому? Что стало с дарившим?
Игра «История Цветка» (гостям предлагается составить рассказ, придумав историю цветка)
Звучит музыка. В центре зала появляется еще одна дама. Читает стихотворение Е. А. Баратынского «Поцелуй (Дориде)»
5- ая дама:
Сей поцелуй, дарованный тобой,
Преследует моё воображенье:
И в шуме дня, и в тишине ночной
Я чувствую его напечатленье!
Сойдёт ли сон и взор сомкнёт ли мой,
Мне снишься ты, мне снится наслажденье;
Обман исчез, нет счастья! и со мной
Одна любовь, одно изнеможенье.
Продолжает она же
Влюбленным не позволялось оставаться наедине. И они использовали любую возможность, чтобы обменяться хотя бы парой слов. Танец был возможностью обменяться записками. Особенно такой танец как вальс.
2-ая дама: Вообразите. Юная легко одетая барышня танцует вальс в объятиях офицера и все это на глазах у старших, занятых игрой в карты.
3-ая дама: Одно время вальс даже считался непристойным танцем.
1-ая дама: А многие кавалеры мужья запрещали своим женам танцевать вальс с кем-то кроме себя.
Объявляется вальс. Ведущие экскурсию приглашают зрителей, а после помогают вернуться на их места.
3-ая дама: Впрочем, на балах не только танцевали. Взрослые играли в карты. Кто-то пел, кто-то музицировал, а иногда играли в фанты. Я приглашаю команду зрителей сыграть в «фанты» с командой артистов.
Игра «Фанты» (Гостям предлагается разыграть поговорку, фразеологизм целиком или по слову)
После игры звучит музыка. В центр зала выходит корнет, читает стихотворение А. С. Пушкина «Храни меня мой талисман»
Корнет:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило.
Оно сокрылось, изменило.
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
1-ая дама: К сожалению любовь и тогда и сейчас не всегда взаимна.
Но и счастливые в любви не могли чувствовать себя в безопасности. Война с французами или турками, бунты, восстания, дуэли.
Корнет: И как можно остаться дома, когда Родина зовет. Как можно не ответить на вызов, когда задета ваша честь.
5-ая дама: А нам остается лишь покорно ждать новостей занимая свой день мелкими заботами и вышиванием. Все лишь затем, чтобы, получив долгожданную весточку, с замирание сердца узнать жив ли, здоров ли, можно ли продолжать надеяться, ждать и верить.
Звучит музыка из начала представления
1-ая дама: Залов колонны, балы, приёмы и рауты…
Чудное время собой озаряет их блеск:
Верили люди, страдали, влюблялись без памяти –
Вот он какой, золотой девятнадцатый век…
2-ая дама: Вот он какой, золотой девятнадцатый век
Корнет: Вот он какой, золотой девятнадцатый век.
3-ая дама: Вот он какой, золотой девятнадцатый век.
Объявляется последний танец «Испанский вальс»
Ведущие приглашают зрителей на последний танец.
После танца Распорядитель объявляет окончание бала и прощается с гостями