Людмила Косолапова
Сценарий спортивного развлечения «Мордовские народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий спортивного развлечения
Цель:
Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях народа Мордовского края через народную игру.
Задачи:
• познакомить детей с народными играми через народный фольклор (песенки, считалки, скороговорки, зазывалки);
Публикация «Сценарий спортивного развлечения „Мордовские народные игры“» размещена в разделах
- Мордовия
- Мордовские народные игры
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• развивать познавательные способности детей через представление о традициях, обычаях, искусстве народов Мордовии;
• развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;
• воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности, навыки самоконтроля;
• обогащать словарный запас детей названиями предметов быта мордовского народа;
• вызвать интерес и желание играть в народные игры.
Оборудование: сундук, шапка – маска змеи, бруски, ориентиры – деревья, ёлки, дом, платок, завязанный узлом, карточки для выбора водящего, картинки с изображением разных цветов и бейджи на полгруппы, косынка – галстук для водящего, шапка – маска волка, серпы по количеству детей, канат, ключи, магнитофон.
Предварительная работа: разучивание считалок, скороговорок, загадок разных национальностей, стихотворных текстов из игр, рассматривание иллюстраций национальных костюмов, знакомство с правилами народных игр, проигрывание игр на физкультурных занятиях, подбор музыкального сопровождения (национальные песни)
Место проведения: спортивный зал
Образовательные области, содержание которых включено в сценарий :
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- речевое развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- социально - коммуникативное развитие.
Дети заходят в спортивный зал, инструктор приветствует детей, читает стихотворение
Инструктор – Как повезло тебе и мне,
Ведь мы живём в такой стране,
Где люди все - одна семья,
Куда ни глянь - кругом друзья!
Инструктор – Ребята, о чём это стихотворение?
Инструктор – Верно, мы с вами живем в очень большой стране, в которой живут люди разных национальностей. А как называется город, область в котором мы живем? (Ответы детей)
1 – ый ребенок: У нас в Мордовии
Солнце ярко, небо сине,
Золотая пшеница
На полях колосится.
2 – ой ребенок: В доме пахнет калачом
Капуста в бочках бродит,
Стол накроем пусть любой
В гости к нам приходит.
Инструктор – Скажите мне, а что больше всего любят делать все дети?
Конечно же, играть! Игра - это любимое занятие детей всех народов.
Инструктор – Дарит нам игра веселье,
Поднимает настроенье
Будем мы сейчас играть
И здоровье поправлять.
Инструктор – Ребята, а какие Мордовские народные игры вы знаете? (Дети перечисляют знакомые игры) Молодцы! Много народных игр знаете.
Инструктор – Но столько, сколько знает их сундучок, никто не знает! (Вносит сундучок, показывает его детям)
Инструктор – (обращаясь к сундуку) Слышишь меня старый, добрый сундук? Много секретов хранишь ты, наш друг! Старым играм на прогулку пора, чтобы познакомилась с ними детвора. Сундучок, ты крышку отвори и игру нам расскажи!
Звучит голос из сундука:
«Здравствуйте, ребята, я очень рад побывать у вас в гостях. Да, я знаю много игр, а секрет в том, что я много путешествовал, побывал во многих городах и селах нашей республики Мордовия. Играл с ребятишками, такими же, как вы, девчонками и мальчишками. Они научили его разным интересным играм: и календарным, и обрядовым и беговым…
Чтобы в игры мои поиграть, нужно задания выполнять. Вы готовы?»
Инструктор – Чтобы в первую игру поиграть, надо загадку от сундука отгадать.
Инструктор – (берёт в руки сундук со словами) Справа – поле, слева – луг, по реке плывёт сундук. Сундучок ты отворись, с нами игрой поделись.
Инструктор открывает сундук и достаёт оттуда шапку маску волка и серп.
Инструктор – Ребята, вам знакомы эти предметы? (Ответы детей)
Инструктор – (берёт в руки серп) Что делают при помощи серпа? Как называют людей, которые работают в поле с серпом? (Ответы детей). Раньше поля часто располагались рядом с лесами, в которых водится много хищников. Случалось и такое, работают жнецы в поле, и вдруг из леса появляется волк, пугались жнецы и разбегались с поля. Так и появилась мордовская народная игра «Игра в волков».
Игра в волков (мордовская народная игра)
Оборудование: шапка – маска волка, серпы по количеству детей, канат
Цель: - развивать умение реагировать на сигнал, ловкость, внимание.
Описание игры. Выбирался «волк». Все остальные «жнецы».
«Жнецы» становились рядком и проговаривали слова частушки (В. К. Застрожный, сопровождая движением, соответственно тексту:
Гляну, гляну я на небо,
Ой, какая высота!
Гляну, гляну на посевы,
Ой, какая красота!
Далее, размахивая «серпами» (палочками, «жали хлеб», проговаривая слова частушки (В. К. Застрожный) :
Поработали мы летом
До заката солнышка
А по осени убрали
Урожай до зёрнышка
«Волк» подкарауливал «жнецов», набрасывался на них и ловил. Первый пойманный становился «волком». Игра продолжалась до тех пор, пока «волк» не переловит всех «жнецов». По правилам игры «жнецы» не прерывают свою работу до тех пор, пока «волк» не выбежит из укрытия.
Инструктор – Водящим будет тот, кто первым отгадает мордовскую народную загадку
Летом в одежде, зимой без одежды (поле).
Инструктор – Молодец! Саша, ты первым отгадал загадку, в игре ты будешь водящим - «волком». Все остальные дети – «жнецы», возьмите серпы.
Дети играют в мордовскую народную игру «Игра в волков».
Мордовская игра “Раю – раю”
Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет и детей проведет.
В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
Дети играют в мордовскую народную игру «Раю-раю»
Инструктор – Деревенские ребятишки с малых лет приучены трудиться. Они хорошо знают пословицу "Делу время, а потехе - час!" Давайте и мы устроим час потехи, поиграем. Какую же игру нам приготовил сундучок? (достаёт конверт из сундука, читает детям)
«Ты загадку загадай, и игру забирай!»
Инструктор – Ребята, а вы любите загадки? У каждого народа есть свои загадки. Ребята, а вы какие загадки знаете, загадайте их сундучку и другим ребятам.
Дети по очереди загадывают загадки.
Инструктор – Молодцы! Много загадок разных народов вы знаете и хорошо отгадываете загадки! А теперь предлагаю поиграть в игру, которую мы с вами придумали сами, прочитав закличку «Потеряла заря ключи».
Потеряла заря ключи,
Пора с поля домой идти.
- Кто ключи зари найдёт,
Тот с поля домой пойдёт.
Отозвались жнеи молодые, побросали серпы золотые:
- Мы зари ключи найдём
И с поля домой пойдём.
Мордовская народная игра «В ключи»
Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:
Дядя (тётя, у тебя ключи)
Тот отвечает, указывая на соседа:
Вон у дяди (тёти) спроси.
Так водящий обходит всех четверых. Последний, ему советует:
Посередине поищи!
Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.
Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.
Дети играют в Мордовскую народную игру «В ключи»
Игра малой подвижности «Потеряла заря ключи
Оборудование: связка ключей из картона.
Цель: - развивать внимание, ориентировку в пространстве, умение соблюдать правила игры, настойчивость, выдержку.
Описание игры. Выбирается водящий при помощи считалки
За морями, за горами, за жемчужными столбами
На пригорке теремок, на дверях висит замок,
Ты за ключиком иди и замочек отомкни!
Дети встают в круг или в шеренгу, водящий говорит слова
Потеряла заря ключи, пора с поля домой идти.
- Кто ключи зари найдёт, тот с поля домой пойдёт.
Играющие закрывают глаза, водящий, спрятав ключи за одним из предметов в спортивном зале (групповой комнате, произносит «готово», дети открывают глаза и хором отвечают водящему
Отозвались жнеи молодые, побросали серпы золотые:
- Мы зари ключи найдём и с поля домой пойдём.
После этих слова дети стараются найти спрятанные ключи. Первый, кто увидит ключи и не нарушит правила игры, становится новым водящим.
Правила игры : нельзя открывать глаза, пока водящий не скажет «готово», заметив ключи, играющий не должен брать их, а только сообщить на ухо водящему место, где спрятаны ключи, тот, кто подсмотрел, не участвует в поисках ключей.
Дети играют в народную игру «Потеряла заря ключи».
Инструктор – Молодцы мальчишки и девчонки! Я предлагаю вам подарить ключи сундучку, чтобы он рассказал о нашей игре и другим ребяткам.
Дети кладут ключи в сундук.
Инструктор – Тут и празднику конец, кто играл, тот молодец! Сами играйте и своих друзей научите.
Инструктор берёт в руки сундук.
Инструктор – Сундучку пора в путь, в гости к другим ребятишкам, таким же, как вы, девчонкам и мальчишкам.
Инструктор – Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим сундучку: «До свидания!»
До приятных, новых встреч!
Дети прощаются с сундучком, инструктор выходит из спортивного зала с сундучком в руках, дети возвращаются в группу.
Литература
1. Гостяева В. В., Штачникова Л. М. под общей редакцией Е. Ф. купецковой Дошкольникам о народной культуре Пензенского края. методическое пособие в помощь воспитателям дошкольных образовательных организаций. Часть 1. Часть 2. Пенза 2016 г.
2. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
3. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М. : Просвещение, 1986.
4. Голубева В., Тетерюк В. Так играли наши предки. //Воспитатель ДОУ. 2007, № 4.
5. Федотова Т. Игры разных народов. //Воспитатель ДОУ. 2008, № 2.
6. Интернет источники.