Наталья Андреева
Сценарий спортивного досуга «Шахматные эстафеты» для детей подготовительной группы совместно с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реализации ФГОС перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Цель:
Содействовать укреплению семейных взаимоотношений, приверженности к здоровому образу жизни путем совместных спортивных мероприятий.
Задачи:
1. Развитие физических качеств: координации движений, быстроты, ловкости, равновесия.
Темочки:
- Веселые старты. Сценарии эстафет
- Подготовительная группа
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
2. Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, настойчивости, целеустремлённости в достижении цели.
3. Установление эмоционально положительного контакта родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Поддержание у детей и родителей интереса к физической культуре.
Оборудование:
бронзовый сосуд («лампа Аладдина», костюм старика Хоттабыча;
шахматные «Короли»;
по 2 теннисной ракетки;
7 фишек;
гимнастические палки с головой коня;
мягкие кубы с изображением «ладьи» (черного и белого цвета);
разрезные картинки с изображением ферзя (черного и белого цвета);
комплекты шахмат;
14 кубов (мягких модулей) с буквами: С, Л, О, Н, (в команде родителей и другие буквы);
12 обручей;
3 барьера;
эмблемы для команд: черные и белые пешки;
проектор;
экран;
музыкальное сопровождение.
***
Спортивный зал украшен в шахматной тематике : воздушные шары черного и белого цвета, на стенах картинки шахматных фигур и рисунки детей. Под музыку входят дети и родители.
Инструктор. Здравствуйте, уважаемые родители, ребята! Сегодня я нашла необычный кубок. Что вам напоминает этот предмет?
Дети и родители. Лампу Аладдина.
Инструктор. Мне тоже кажется, что это не простой сосуд, и если мы его потрем, может произойти волшебство. Давайте попробуем.
Инструктор проносит сосуд мимо детей и родителей, давая им его потереть. В зал под восточную музыку входит Хоттабыч.
Хоттабыч (кланяется). Здравствуйте, почтеннейшие, добрейшие, милейшие ребятки!
Перед вами старичок –
Милый, славный чудачок.
Если очень захочу,
В мир чудесный вас прокачу.
Старик Хоттабыч к вашим услугам! Где я очутился? Какое красивое место! Оно напоминает мне шахматное королевство. Хотите я расскажу вам о нем?
Дети и родители. Да, очень хотим!
Хоттабыч. Давным – давно в старинном шахматном королевстве жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый королевич, другого – Черный королевич. Так их прозвали потому, что любил одеваться в белый кафтан, а другой в черный. Вскоре король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, и разругались и пошли друг на друга войной. Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда появился престарелый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может помирить двух братьев». Достал мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки.
Хоттабыч дергает волосок из бороды, бормочет «трах-тибидох». На экране возникает изображение шахматной доски. По ходу рассказа на экране появляются шахматные фигуры.
С одной стороны доски он расставил белые фигурки, с другой – черные. По углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника - ферзя. Во втором ряду поставил маленькие пешки.
- Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, - сказал Мудрец, указывая на белые фигуры. – А вот твоя шахматная армия, Черный Королевич, - продолжил он указывая на черные фигуры. – Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.
И стал Мудрец обучать Королевичей этой интересной игре. С тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске.
А вы дружно живете в своем королевстве, не ссоритесь?
Дети. Живем дружно и не ссоримся.
Хоттабыч. А в шахматы играете?
Дети и родители. Да, играем!
Хоттабыч. Раз вы меня уж вызвали, хочу сам в этом убедится и предлагаю шахматные эстафеты.
Инструктор. Хорошо, уважаемые Хоттабыч. Сейчас мы познакомимся с командами.
Участвуют 2 команды. Капитаны представляют свои команды: произносят название, демонстрируют эмблему.
Команда «Белые шашки» (дети) :
Чтоб победить – не нужен нам совет!
К победе в шашках указал дорогу
Наш любимый детский сад!
Он всей команде оказал подмогу
Победу на турнире одержать!
Команда «Черные шашки» (родители) :
По клеткам шашки двигаем умело,
Противников мы вовсе не боимся!
И на турнир мы вышли очень смело!
Победу одержим! И очень тем гордимся!
Хоттабыч. В шахматах сражение между соперниками называется партия, мы тоже каждый этап сражения – каждую эстафету – будем называть партией. Но чтобы узнать задания, вам надо будет разгадывать загадку, и называть шахматную фигуру. Итак, слушайте внимательно.
Два братца через грядку смотрят,
Друг к другу подойти не могут. (Шахматные фигуры короли.)
Дети отгадывают. Хоттабыч выдергивает волосок из бороды, бормочет «трах – тибидох». На экране появляется изображение шахматного короля.
Эстафета «Кто быстрее»
По сигналу Команда «Белые шашки» (дети) по очереди на теннисных ракетках несут шахматную фигуру – короля, обегают конус, возвращаются и передают ракетку с фигурой следующему участнику. Команда «Черные шашки» (родители) делают тоже самое, но бегут спиной вперед. Команда – победительница получает пешку от Хоттабыча.
Хоттабыч.
На одной стоит ноге,
Ходит только буквой Г.
(Шахматная фигура конь.)
Дети и родители отгадывают. Хоттабыч выдергивает волосок из бороды, бормочет «трах – тибидох». На экране появляется изображение шахматного коня.
Эстафета «На коне»
По сигналу Команда «Белые шашки» (дети) по очереди бегут до конуса и обратно, держа между ногами палку с головой коня. Возвращаясь, каждый передает ее следующему участнику. Команда «Черные шашки» (родители) бегут, держа между ногами палку с головой коня перепрыгивая через 3 барьера. Команда победительница получает пешку от Хоттабыча.
Хоттабыч.
Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы,
По косой он ходит, хоботом не водит.
(Шахматная фигура слон.)
Дети и родители отгадывают. Хоттабыч выдергивает волосок из бороды, бормочет «трах – тибидох». На экране появляется изображение шахматного слона.
Эстафета «Собери слово»
По сигналу Команда «Белые шашки» (дети) все вместе бегут к мягким модулям, на которых приклеены буквы и собирают слово «слон». Команда «Черные шашки» (родители) делится на пары, каждой паре завязывают между собой правую и левую ногу, правую и левую руку все вместе бегут к мягким модулям, на которых приклеены буквы и собирают слово «слон» (в команде родителей больше мягких модулей с разными буквами, чем в команде детей). Команда, быстрее справившаяся с заданием, получает пешку от Хоттабыча.
Хоттабыч.
Стою на самом краю,
Путь откроют – пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут не скажу.
(Шахматная фигура ладья.)
Дети и родители отгадывают. Хоттабыч выдергивает волосок из бороды, бормочет «трах – тибидох». На экране появляется изображение шахматной «Ладьи».
Эстафета «Передай фигуру»
Каждая команда получает мягкий куб с изображением шахматной ладьи. Команда «Белые шашки» (дети) стоят в колонне, по сигналу сверху передают куб друг другу, последний участник получивший куб бежит в начало колоны эстафета продолжается пока первый участник не окажется в начале колоны. Команда «Черные шашки» (родители) стоят ноги на ширине плеч, передают куб, так же как и дети, но в начало колоны они возвращаются, проползая между ногами своей команды. По завершению эстафеты первый участник поднимает куб вверх двумя руками. А команда – победитель получает пешку от Хоттабыча.
Хоттабыч.
Он в шахматах, можно сказать, чемпион,
И шаг у него широк.
Он может ходить, как ладья и как слон –
И прямо, и наискосок.
Направо, налево, вперед и назад,
А бьет он и в даль, и в упор.
И кажется, будто ему тесноват
Доски черно – белый простор.
(Шахматная фигура ферзь.)
Дети отгадывают. Хоттабыч выдергивает волосок из бороды, бормочет «трах – тибидох». На экране появляется изображение шахматного «Ферзя».
Эстафета «Разрезанные картинки»
Каждый участник получает часть разрезанной картинки. Команда «Белые шашки» (дети) по очереди, прыгают на двух ногах из обруча в обруч, перепрыгивают через барьер, добегают до обруча, кладут часть картинки, назад возвращаются бегом. Команда «Черные шашки» (родители) прыгают на левой ноге из обруча в обруч, проползают под туннелем, назад возвращаются бегом. После тога как все части картинки будут перенесены, команды все вместе бегут к своим обручам собирают изображение шахматной фигуры ферзь (в команде родителей картинка разрезана на большее количество деталей). Команда – победитель получает пешку от Хоттабыча.
Хоттабыч.
Маленькая, удаленькая,
Все поле перешла.
(Шахматная фигура пешка.)
Дети и родители отгадывают. Хоттабыч выдергивает волосок из бороды, бормочет «трах – тибидох». На экране появляется изображение шахматной пешки.
Эстафета «Ловкие пешки»
По сигналу первый участник команды «Белые шашки» (дети) обегает вокруг конуса и возвращается, «цепляя» за собой второго участника. Затем они бегут вокруг конуса вместе, держась за руки, и возвращаются за следующим. Так постепенно присоединяются все участники команды и передвигаются вместе. Команда «Черные пешки» делает тоже самое, но бегает между фишками змейкой. Команда – победитель получает пешку от Хоттабыча.
Хоттабыч проводит викторину: команды по очереди называют фигуры, изображения которых появляются на экране. За каждый правильный ответ он выдает по пешке.
Хоттабыч. Уважаемые родители, ребята мне очень понравилось в вашем королевстве, потому что вы очень дружные, ловкие и умеете играть в шахматы. Я хочу оставить подарки на память о сегодняшней встрече, чтобы вы смогли научить этой интересной игре ребят, которые ее еще не знают.
Хоттабыч дарит детям шахматы. Инструктор вручает детям и родителям грамоты за активное участие и медали. Команды обмениваются рукопожатиями. Хоттабыч прощается с ребятами, выдергивает волосок из бороды, бормочет «трах – тибидох» и «исчезает» (выходит из зала). Дети и родители совершают круг почета и выходят из зала.