Маланина Марина
Конспект совместной исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе детского сада «Стенгазета о кошках»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий совместной исследовательской деятельности
в подготовительной к школе группе детского сада
«Стенгазета о кошках»
Маланина Марина Васильевна, воспитатель высшей категории
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30» г. Кунгур
Цель: Активизация знаний детей о кошках, используя знакомые источники информации, и создание стенгазеты.
Задачи:
Публикация «Конспект совместной исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе детского сада „Стенгазета о кошках“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот и кошка. Коллективные работы, стенгазеты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Стенгазеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
1. Способствовать формированию осознанно – правильного, гуманного отношения к домашним питомцам – кошкам.
2. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалог и обучать составлению рассказов.
3. Привлечь внимание детей к ответственному отношению к домашним питомцам.
4. Актуализировать знакомые способы добывания информации.
5. Совершенствовать умение получать информацию, задавать вопросы на интересующую тему, делать выводы из полученной информации.
6. Продолжать учить фиксировать информацию с помощью символических изображений, коротких текстов, иллюстраций, фотографий.
Материал: фотографии разных пород кошек, пособие «Дерево знаний» с символическими изображениями способов исследования, видеофильм «Юрий Куклачев и его кошки», энциклопедия «Мир живой природы», «Загадки кошек», книги о кошках : Е. Ткачук «Кошка на окошке», А. Фогель, Х. Шнайдер «Советы любителям кошек», Н. Непомнящий «Кошачье царство», журналы «Кот и пес», компьютер (Интернет-ресурс при наличии или диск, например, Энциклопедия Кирилла и Мефодия).
Ход:
1. Выбор темы исследования
Педагог обращает внимание детей на выставку фотографий кошек. Дети рассматривают выставку:
- У кого из вас есть кошка?
- А видели ли вы когда-нибудь бездомных кошек?
- Как они оказываются на улице? Почему кошки становятся бездомными?
- Всегда ли кошки были домашними?
- Как люди приручили кошек? Для чего?
- Что вы интересного знаете о кошках?
- Как вы думаете, могут ли кошки быть артистами?
- Не все люди знают правила содержания кошки в доме, а вы знаете?
- Почему так случается: люди сначала берут в семью кошку, а потом выгоняют ее на улицу?
2. Поиск и предложения возможных вариантов исследования.
- Сможем ли мы с вами узнать ответы на эти вопросы? Где и как мы сможем найти эту информацию?
Дети высказываются о знакомых методах исследования, возможных в стенах детского сада. Символические обозначения методов исследования вывешиваются на Дерево знаний (спросить у взрослого или сверстника, прочитать в книге, найти информацию на сайте в Интернете, посмотреть познавательный фильм)
- Где мы разместим эту информацию, чтобы другие люди смогли узнать все о кошках, чтобы кошка стала для людей другом, которого нельзя бросать? (сделать газету и повесить в коридоре д/с)
- Уточним: что нам надо узнать:
• Как и для чего люди приучили кошек?
• Как правильно содержать кошку дома?
• Какую радость доставляют кошки человеку?
• Чем опасна кошка для человека?
• Забавная интересная информация о кошках
- Поскольку вопросов для исследования много, предлагаю объединиться в пары. Каждая пара будет искать информацию по своему вопросу, и фиксировать с помощью символов на бумаге. Собрав всю информацию вместе, мы сможем ее разместить в нашей газете, чтобы и другие люди познакомились с ней (родители, друзья, гости).
- Какие методы исследования будем использовать? (книги, взрослый человек, видеофильм, компьютер – Интернет)
- Подумайте, каким способом можно объединиться в пары? Все согласны с этим способом? Тогда объединяйтесь.
Каждая пара выбирает карточку с символическим изображением метода исследования и вопроса, по которому надо найти информацию.
1-я пара идет искать информацию с помощью видеофильма.
2-я пара идет искать информацию с помощью взрослого – гостя, который увлекается разведением кошек и знает, чем опасна кошка для человека.
3-я пара идет искать информацию с помощью книг
- Что нужно уметь человеку, чтобы найти информацию в книге? (читать) Кто из вас сможет прочитать и найти ответ на вопросы?
4-я пара идет искать информацию с помощью компьютера.
3. Сбор информации
1 пара детей вместе с учителем-логопедом смотрят видеофильм «Ю. Куклачев и его кошки».
После просмотренного фильма педагог беседует с детьми о содержании:
- Что запомнили? Как можно зарисовать эту информацию, какими символами обозначить?
2 пара обращается за помощью к гостю.
Рассказ гостя о том какую опасность представляют кошки для человека.
Вопросы гостя:
- Вы узнали все, что хотели?
- Как все это можно записать?
- Что вы расскажете ребятам?
3-я пара вместе со вторым воспитателем изучают содержание книг: энциклопедии «Мир живой природы», «Загадки кошек», Е. Ткачук «Кошка на окошке», А. Фогель, Х. Шнайдер «Советы любителям кошек», Н. Непомнящий «Кошачье царство», журналы «Кот и пес».
Тексты для чтения: «У древних египтян кошка была священным животным. Первым кошачьим именем было «Милая» или «Приятная». Египтяне изображали богиню плодородия, радости с кошачьей головой. Кошке египтяне уступали дорогу. Если в жилище встречался пожар, хозяин, прежде всего, спасал кошку. До сих пор в Египте существует примета – трехцветная кошка охраняет дом от пожара. За убийство кошки человек подлежал смертной казни. Во время голода, когда люди умирали прямо на улицах, ни один человек не прикоснулся к кошке. Когда кошка умирала, хозяева в знак траура стригли волосы, а умершую кошку уносили в храм. Поклонение кошке длилось много-много лет»
«Кошки чувствуют, когда приближается извержение вулкана, землетрясение или наводнение. Кошки начинают беспокоиться, привлекают внимание хозяев, стараются предупредить их. Уходят в безопасное место. Кошек издавна брали на корабли для истребления крыс. Сейчас кошек берут даже на подводные лодки, но для того, чтобы они могли предсказать морскую бурю и шторм»
«Кошки умеют лечить людей. Владельцы кошек рассказывают, что кошки ложатся на больное место, и оно перестает болеть. Сиамские кошки избавляют от простуды, русские и английские кошки лечат сердце, а длинношерстные помогают, если болит живот»
«У кошек есть необыкновенная способность возвращаться домой, если они потерялись. Один американский кот Сем шел домой 4 года. Русский кот Чапа поехал со своими хозяевами отдыхать на Черное море, но там потерялся и вернулся домой раньше хозяев. Ученые не могут объяснить как кошки находят дорогу, поэтому предположили, что у кошек есть внутренние часы, которые помогают им вернуться в родной дом»
«Самая главная работа кошки – ловить крыс и мышей использовалась всегда. В России есть государственные коты. Давным-давно в Зимнем дворце Императрица приказала найти лучших котов-мышеловов для охраны дворца. Когда Зимний дворец стал музеем люди оставили кошек на службе для охраны»
«Как ухаживать за кошками
Прежде чем завести кошку нужно как следует подумать и убедиться, что все живущие в доме будут рады жить с кошкой.
Кошку нужно ежедневно поить и кормить.
Кошка нуждается в обществе своего хозяина, она любит, когда ее гладят и играют с ней.
Если хозяин уезжает больше, чем на один день, необходимо найти человека, который позаботиться о ней. Но иногда кошка хочет быть одна.
Кошку нужно регулярно показывать ветеринару».
- О чем прочитали? Придумайте символы, которыми обозначите прочитанное. Далее педагог предлагает детям зафиксировать полученную информацию с помощью условных обозначений:
4 пара детей вместе со взрослым подходит к компьютеру. Взрослый объясняет и показывает, как с помощью Интернета можно найти нужную информацию. Главное правило Интернета – верно сформулировать вопрос. Взрослый спрашивает у детей, какой вопрос их интересует, набирает его в строке поиска: «Как и для чего люди приучили кошек».
«Когда древние люди стали жить в своих домах и выращивать зерно, у них появилась проблема – полчища мышей и крыс уничтожали урожай зерна. И вот однажды, кто-то заметил, что дикие кошки, которые жили рядом с деревней трутся вокруг амбаров с драгоценным зерном, но их привлекало не зерно, а мыши и крысы. Люди сразу сообразили, что такое полезное животное как кошка нужно приручить. Сейчас ученые подсчитали, что одна кошка спасает от мышей целый вагон зерна».
Информацию, найденную в Интернете, взрослый зачитывает детям (или дети самостоятельно прочитывают текст)
Вопросы к детям:
- Что вы запомнили? Что вы будете рассказывать детям? Зафиксируйте эту информацию символами.
4. Обобщение полученных данных.
Дети, изучив информацию по своему вопросу в разных источниках и зафиксировав ее символами, собираются за одним столом и обмениваются информацией друг с другом для создания газеты, выясняют ее ценность, интерес и значимость для читателей.
5. Изготовление газеты.
Дети подбирают иллюстрации и текст к ним, приклеивают на ватман.
- У каждой газеты есть название, как вы предлагаете назвать нашу газету? Где мы можем ее разместить, чтобы как можно больше людей смогли узнать эту информацию о кошках?
6. Рефлексия.
- Что нового вы узнали о кошках? Можно ли назвать кошку другом?
- Что вы сделайте если найдете бездомную кошку?
- Кому расскажите о том, что вы узнали?