Татьяна Мочалина
Сценарий совместного мероприятия с родителями и детьми «Наши пальчики-помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
вовлечение родителей в жизнь детского сада через понимание проблемы оказания помощи детям, имеющим речевые нарушения.
Задачи:
1. Показать важность мелкой моторики руки и её влияние на развитие речи детей.
2. Познакомить родителей с техникой оригами.
3. Научить родителей играм и упражнениям, развивающим мелкую моторику рук.
Форма проведения: мастер-класс
Участники: воспитатель Мочалина Т. В., учитель-логопед, родители, дети.
Публикация «Сценарий совместного мероприятия с родителями и детьми „Наши пальчики-помощники“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Оборудование: выставка детских работ по оригами, цветная бумага, клей, подготовленный детьми фон, пластилин для пальчиковой игры, дощечка для лепки, схемы складывания гриба, клей карандаш.
Предварительная работа: организация выставки работ, выполненная в технике оригами, изготовление фона.
Повестка собрания:
1. Введение в проблему.
2. Выступление логопеда «Развитие мелкой моторики руки - залог хорошей речи ребенка».
3. Выступление воспитателя «Эффективность оригами в развитии мелкой моторики и в развитии ребенка в целом через ознакомление с культурой Японии».
4. Пальчиковый тренинг с детьми и родителями – воспитатель и учитель-логопед.
5. Совместное занятие по конструированию «В гостях у волшебного квадратика».
Ход собрания
1. Введение в проблему: Воспитатель.
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи
На занятиях с детьми я часто загадываю загадки. Вот послушайте, какую загадку я загадала детям совсем недавно:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать?
И хочу похвалить детей – все сразу догадались, о чём идёт речь. Вы, надеюсь, тоже узнали, кто такие «пять да пять». О чем загадка? Правильно, о пальцах. Сегодня темой нашего мастер-класса являются наши пальчики. Мы поговорим с вами о пальчиках и поучимся ими работать. Вы узнаете, как можно заинтересовать малыша, «играючи» научить его выполнять пальчиковую гимнастику, развивать речь, мелкую моторику рук.
2. Выступление логопеда. «Развитие мелкой моторики рук - залог хорошей речи ребенка».
С детьми мы ежедневно играем пальчиками для того, чтобы пальцы стали ловкими, умелыми, чтобы дети хорошо владели ими. По-другому это называется развитие мелкой моторики рук у ребёнка. На консультациях мы часто говорим о значении мелкой моторики рук, но кто из вас дома систематически использует те пальчиковые игры, которые разучиваются воспитателями и специалистами в детском саду?
Многие педагоги, психологи подчеркивают взаимосвязь развития мелкой моторики и речи, повышения уровня интеллекта, проявлений творчества. Век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллект тесно связаны с развитием моторики рук ребёнка. Практические наблюдения учёных-физиологов подтвердили это. Развитие ловкости пальцев нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но и в первую очередь для того, чтобы у ребенка происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.
Если родители ещё в раннем возрасте не приучали ребёнка правильно держать столовые приборы, карандаш, кисточку для рисования, не обращали внимания на разницу техники обращения с ними, если малышу не предлагались ножницы, с которыми ребенок мог работать только под присмотром взрослого, у такого ребенка возможно недоразвитие мелких мышц кистей рук.
Хочу обратиться к опыту старшего поколения. Игры-забавы для детишек такие, как: «Ладушки» и «Сорока-белобока» вовсе не бессмысленное занятие! Поглаживания, похлопывания и разминания пальчиков на ладошке активизируют нервные окончания, что автоматически ведёт к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие современные мамы, увлеклись ранним развитием детей. Чуть не с пелёнок учат геометрическим фигурам, чтению. Они считают, что главный показатель развития ребёнка – чтение по кубикам Зайцева, а потешки - «Сорока-белобока» - это никому не нужное изобретение, перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершено напрасно. Можно не научить читать детей до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей должно происходить с раннего возраста. В течение времени влияние двигательного центра на речевой центр ослабевает, и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.
Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идёт формирование навыков письма и практически не встречается дисграфии.
Как логопед, рекомендую вам ежедневно стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Выполняя различные игры и пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кистей рук, гибкость, у них исчезает скованность движений. Повторение текста ведёт к развитию памяти, соответствию слов с движениями, малыш самостоятельно старается воспроизвести эти движения. Мы с вами понимаем, что в данном случае развивается память, внимание, т. е. психические процессы, что необходимо малышу в дальнейшем.
Кроме пальчиковых упражнений, существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Обязательно следует побеседовать с ребенком о нарисованном: что или кого нарисовал, какого цвета травка, деревья и т. д. В таких беседах взрослому понятно, что ребенку не удается, что у него получается очень хорошо.
К графическим упражнениям относятся: рисование, закрашивание, штриховка, «графический» диктант. Очень полезны такие упражнения, как: «Соедини точки», «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и т. д. /демонстрация образцов/.
Во время раскрашивания, штриховки, рисования изображений происходит тренировка мышц руки ребёнка в начертании линий (горизонтальных, вертикальных, прямых, наклонных, вогнутых, волнистых). Обязательно уточняйте форму предметов, цвет, величину. Задавайте «поисковые» вопросы.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала тоже является одним из факторов развития мелкой моторики рук, позволяющим расширять представления детей об окружающем мире, развивать внимание, совершенствовать сенсорные навыки, согласованность в работе глаза и руки, способствующим координации движений, их точности. Всё это взаимосвязано и позволяет говорить о развитии ребёнка в целом /обращает внимание на выставку литературы по развитию моторики/.
В детском саду имеется богатая библиотека методической литературы по развитию мелкой моторики рук. Вы можете ознакомиться с ней, посоветоваться с педагогами, логопедом, как выбрать для ребёнка упражнения и вместе с ним их выполнять.
Обращаюсь к вам с пожеланиями: детям с нарушениями речи уделяйте больше внимание. Не отказывайте ребенку поиграть с пальчиками, сделать «массаж» ладошке, похвалить кого-то хлопками. Я вам дарю комплекс обучения детей самомассажу ладоней рук путём использования шариков су-джок. Это тоже замечательное средство для развития мелкой моторики рук. Мы используем его и на занятиях и в свободное время. ПРОДОЛЖЕНИЕ в следующей записи в блоге.