Екатерина Жоли
Сценарий семинара-практикума «Экологический мост»
▼ Скачать + Заказать документы
Приветственное слово руководителя.
Ведущий -Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на нашем семинаре-практикуме на тему : «Экологический мост в рамках реализации ФГОС ДО». Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами наших детских садов. Великий русский писатель Михаил Михайлович Пришвин говорил: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину». Это значит, что будущее планеты в наших руках и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам.
Публикация «Сценарий семинара-практикума „Экологический мост“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Как яблоко на блюде.
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.
Ведущий -Разрешите открыть наш семинар воспитанникам средней группы. (экологический флешмоб воспитанников средней группы под руководством воспитателя Ивлевой Ирины Владимировны).
Ведущий - Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача – формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.
Ведущий – А сейчас чтобы не повторяться, давайте освежим в памяти следующие моменты экологического воспитания. И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)
Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
• Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
• Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
• Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
• Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
• Назовите элементы развивающей предметно – пространственной среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
( Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и. т. п.).
• Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.)
• Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
• Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование.)
• Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
• Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
• Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).
Ведущий –А сейчас вашему вниманию, мы хотим предложить одну из новых форм работы по экологическому воспитанию дошкольников. Воспитатель младшей группы Бобова Вера Владимировна расскажет Вам об эко-тренингах.
Ведущий –Сейчас затронем тему здоровьесбережения, и немножко отдохнем. (Выступление воспитанников средней группы с экологическими частушками).
Ведущий –А сейчас мы повторимся, и присоединимся к мнению воспитателей детского сада «Улыбка» и скажем Вам о том, что одним из самых эффективных форм организации работы по экологическому воспитанию с дошкольниками являются экологические сказки. И сейчас мы приглашаем воспитанников старшей группы под руководством воспитателей Мариной Елены Васильевны и Коноваленковой Татьяны Васильевны с экологической инсценировкой «Осенняя сказка».
Ведущий –Спасибо ребятам за выступление. И сейчас мы приглашаем поделиться своим опытом работы по экологическому воспитанию воспитателей детского сада «Ивушка» с мастер –классом по опытно-экспериментальной деятельности «Радужный вулкан» Кривоколяско Елену Владимировну и Швец Наталью Алексеевну.
Ведущий – Спасибо коллеги за выступление. Игра, как вы все прекрасно знаете, для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
-Сейчас вашему вниманию мы хотим предложить музыкальную экологическую игру с самыми маленькими воспитанниками нашего детского сада «Если в лес пришел гулять…» под руководством воспитателя Зименко Светланы Алексеевны и музыкального руководителя Рыльщиковой Марины Георгиевны.
Среди широко используемых в практике игровых технологий мы для себя открыли новую - квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.
Квест - это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
И сейчас, воспитатель средней группы Ячушко Виктория Ивановна проведет с Вами экологический квест «Проделки Бабы яги в царстве природы». Просим всех активно участвовать в проведении игры.
Ведущий – Уважаемые коллеги, приглашаем воспитателя детского сада «Теремок» Трибунскую Анну Николаевну с презентацией опыта работы по созданию вариативной модели экологических ситуаций как форма ознакомления детей с природой родного края «Огород круглый год».
Ведущий –Огромное всем спасибо за участие. Наш семинар подходит к концу, и мы бы хотели подвести его итоги в форме «Синквейн». Вы знаете что это такое? Тогда я Вас познакомлю.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
Синквейн – это один из приемов активизации познавательной деятельности.
Синквейн – это не способ проверки знаний, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе общения, изучения какой-то темы, её обсуждения проверить, что находится у вас на уровне ассоциаций.
Дидактический синквейн
1. Первая строка – тема синквейна, или заголовок, понятие заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - фраза их четырёх слов, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. 5. Пятая строка – одно слово – резюме, вывод, характеризующее суть предмета или объекта.
Например: синквейн со словом жизнь.
Жизнь. Активная, бурная. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Искусство.
-Я предлагаю Вам объединиться в 5 групп и составить «синквейн» со следующими словами: природа, экология, семинар, доброта, дети. Подсказка при составлении на экране.
Ведущий –Прошу зачитать получившиеся стихотворения о нашем семинаре.
Ведущий - На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаем Вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарим Вас. Спасибо за внимание. Всего вам доброго! И приглашаем Вас на чаепитие.