Ирина Аверина
Сценарий семинара-практикума для родителей «Опыты и эксперименты»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий семинара-практикума для родителей «Опыты и эксперименты»
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки меня, и я научусь»
Уважаемые родители, сегодня мы предлагаем вашему вниманию, семинар практикум «Опыты и эксперименты» Вспомним с вами что же такое исследовательская деятельность?
Публикация «Сценарий семинара-практикума для родителей „Опыты и эксперименты“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Познавательно-исследовательская деятельность проявляется в виде детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального
исследования – вопросов, которые задают взрослому дети (почему? зачем? как). Проведем небольшую разминку по теории. Выберите правильный ответ
Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента».
Опыт
метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое
изучение вопроса.
Эксперимент
это любой опыт, попытка осуществить что либо, особый вид практики,
предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого
Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.
Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование
Экспериментирование.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
ОБЪЯСНЯЛКИ (от детей)
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах.
(ЛАБОРАТОРИЯ) .
2. Это такое дело, когда хотят что то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что- нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Это такой прибор, в который если смотришь на что то очень очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие.
(МИКРОСКОП)
4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что то наливают,
добавляют какой то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень осторожным.
(ПРОБИРКА)
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Давайте вместе вспомним, где же можно поэкспериментировать в доме? (Ответы родителей)
Обобщим ваши ответы: Итак, назовем варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома:
В ванной комнате;
• Уборка комнаты;
• Поливка цветов;
• Ремонт в комнате;
• Кухня.
• Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: Что быстрее растворится: - морская соль - пена для ванны - хвойный экстракт - кусочки мыла и т. п. Также в ванной комнате можно разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. И задать ребенку следующие вопросы: Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку: ведром или губкой? Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность. Также поэкспериментировать с предметами : тонут или плавают в воде? Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет? Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать. При уборке комнаты ребенку можно задать следующие вопросы: Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь? Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы. При поливке цветов задаются следующие вопросы: Все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений? Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними. Когда вы делаете ремонт в комнате, обязательно нужно посоветоваться с ребенком и задать вопросы: Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения. Ну и любимое место – конечно, это кухня.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но и там можно с детьми поэкспериментировать. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками.
Мы сейчас с вами и попробуем поэкспериментировать. Я вам предлагаю окунуться в мир детства.
Опыт 1. «Радуга» Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4. Поставьте их по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешайте. Добавьте несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешайте. В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во вторых двух не полностью. Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан. Добавляем из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный. Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью разной плотности воды.
На этой веселой ноте хотелось бы закончить наш семинар.
Рефлексия:
Что нового я узнал? Буду ли делать это дома с ребенком?