Юлия Маковеева
Сценарий родительского собрания с родителями будущих первоклассников «Готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи мероприятия:
формирование активной педагогической позиции родителей;
вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность;
вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
Участники мероприятия:
родители будущих первоклассников.
Планируемый результат:
Публикация «Сценарий родительского собрания с родителями будущих первоклассников „Готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
вовлеченность родителей в воспитательный процесс, в процесс подготовки детей к школьному обучению; заинтересованность и более внимательное отношение к своим детям.
объединение усилий семьи и детского сада в подготовке детей к школе; использование родителями полученных знаний и практических рекомендаций по подготовке детей к школе.
Материал и оборудование: корзинка; цветы из бумаги (на каждого родителя); цветные карандаши; изображение цветка (на доске или экране) с дополнительными листочками, скрывающими информацию; карточки с примерами игр; аудиозапись.
Продолжительность мероприятия: 1 ч.
Ход мероприятия:
- Здравствуйте, дорогие мамы и папы!
Благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.
Тема родительского собрания выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребенок впервые пойдет в первый класс.
Опрос «Корзина чувств».
Предлагаю собрать в эту корзинку те чувства и эмоции, которые переполняют вас в ожидании школьной жизни вашего ребенка. Пусть это будут разнообразные чувства – и позитивные, и негативные. (Выслушиваются высказывания родителей и проводится краткий анализ родительских переживаний).
Можно сделать вывод, что у вас много волнений и возникают вопросы:
Что значит «ребенок готов к школе»? Нужно ли готовить детей? Как подготовить ребенка к школе, что должен знать и уметь ребенок перед школой? Готов ли мой ребенок к школе?
Универсальных ответов на эти вопросы нет - каждый ребенок индивидуален. Но одно можно сказать точно- готовить детей к школе нужно обязательно! Это станет отличным подспорьем в 1 классе, поможет в обучении, поможет адаптироваться к школе. Такие занятия проводятся в детском саду, о них я расскажу немного позже, но нужно организовать такие занятия и дома. Это вовсе не занятия - уроки, а скорее интересные и полезные игровые упражнения, задания, организованные в игровой форме, т. к. дети ещё дошкольники.
Для начала предлагаю выполнить простое упражнение «Раскрась цветок». Возьмите, пожалуйста, по одному цветку и раскрасьте их цветными карандашами.
А теперь сравните свой цветок с цветами своих соседей. Все цветы были одинаковы по размеру. Форме, цвету. Скажите, после того, как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых (нет).
При одинаковых условиях мы делаем все по- разному.
Так и наши дети - они все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Отсюда наше правило: никогда не сравнивайте своего ребенка с другим. Нет кого-то или чего-то лучше или хуже, есть другое. Говорят, дети – «цветы жизни». Давайте посмотрим на этот замечательный цветок.
«Цветок» (на доске изображение цветка).
1) Цветок - это наш ребенок, будущий ученик.
2)Листья - общее психологическое развитие.
3) Корни цветка - дошкольная зрелость.
Все это способствует качественному развитию цветка, т. е. развитию нашего ребенка.
Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета.
Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются.
Таким образом, развивается и вырастает ребенок - цветок нашей жизни.
Но, приходя в 1 класс, каждый ребенок должен быть зрелым в физическом, психологическом и социальном отношении. Он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?
1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.
Но нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т. к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Приобретается статус ученика.
Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития.
А что разовьет в себе, чего достигнет, пребывая в ее стенах, - во многом зависит от нас, взрослых.
3. Возникают отношения «ученик - учитель».
Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т. е. умения слушать и выполнять указания учителя.
Такие симптомы, как: неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе.
Готовность к школе включает в себя следующие компоненты:
(во время рассказа на доске на изображении цветка закрытые лепестки постепенно открываем, появляются надписи о видах готовности)
1. Физиологическая готовность
2. Психологическая:
Интеллектуальная
Социальная (мотивационно- личностная)
Коммуникативная
Эмоционально-волевая
Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении, общении, усвоении новых знаний и т. д.
1. Физиологическая готовность
Означает, что ребенок должен быть готов к школе физически.
То есть состояние здоровья должно позволять проходить образовательную программу.
Все дети, поступающие в первый класс, проходят медицинское обследование.
Важен и возраст детей- в настоящее время в школу поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев. Главное отличие 6-летнего ребенка от 7-летнего – переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.
2. Психологическая готовность - это системная характеристика психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, которая включает сформированность способностей, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности.
Сюда входят:
Интеллектуальная готовность –
это определенный уровень развития психических процессов.
Предполагает:
• развитие внимания, памяти;
• сформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения;
• умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы.
К 6-7 годам ребенок должен знать :
• свой адрес и название села, в котором он живет;
• название страны и ее столицы;
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
• времена года, их последовательность и основные признаки;
• названия месяцев, дней недели;
• основные виды деревьев и цветов;
• домашних и диких животных.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Социальная (мотивационно-личностная) готовность подразумевает :
наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе.
Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично, полностью. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу. Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ребенок еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Эмоционально - волевая готовность, которая предполагает:
• наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель;
• принимать решение о начале деятельности;
• намечать план действий, выполнять его, проявив определенные усилия, оценивать результат своей деятельности;
• а также уметь длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность проявляется :
• в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе;
• в способности включиться в детское сообщество;
• действовать совместно с другими ребятами;
• в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту социально допустимыми способами;
• подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего ребенка с окружающими.
Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
В специальной литературе вы можете найти множество тестов, помогающих выявить психологическую готовность ребенка к школе. Для определения готовности ваших детей к школе предлагаю один из них - экспресс-тест.
Анкета «Готов ли ваш ребенок к школе?» (приложение).
Ответы, на которые вы ответили отрицанием, подскажут вам точки приложения дальнейших усилий. Результаты анкеты позволят Вам определить, что следует развивать у ребенка при его подготовке к школе.
Все упражнения, которые тестируют память, мышление, память, могут быть использованы для тренировки и развития этих психических процессов. Главное, что могут сделать родители – превратить тренировки в увлекательную игру, которую полюбят дети и взрослые.
В детском саду для детей организованы развивающие занятия по программе «Приключения будущих первоклассников» (под редакцией Куражевой Н. Ю., основная цель которой – психологическое сопровождение развития детей дошкольного возраста, а также создания условий для формирования произвольности психических процессов, учебного мотива, развитию мотивационной сферы ребенка, формирование адекватной самооценки.
Подобные занятия можно организовать дома, приведу примеры упражнений:
Очень хорошо проверяют внимание ребенка задания, основанные на принципе «Найди отличия» (детям показывают две почти одинаковые картинки, определить, чем они отличаются) -показать картинки.
На проверку внимания, наблюдательности и памяти может стать упражнение «Отвернись и назови» (на столе расставляют игрушки, ребенок рассматривает их, затем отворачивается и называет игрушки; затем можно убирать какую-то игрушку, заменить её другой, или просто переставить местами).
Хорошо развивают внимание «Лабиринты» - показать картинки (например, «Помоги зайчику найти дорогу» и др.)
Также важно тренировать все виды памяти - слуховую, зрительную, тактильную («Запомни рисунки на карточках», «Запомни слова», «Запомни цифры», «Запомни стих», «Перескажи мультфильм, сказку».
Для развития способности к логическому мышлению – методики «4 лишний», «Собери картинку», «Последовательные картинки», «Нахождение недостающего элемента» - (показ картинок).
Для развития речи – «Составь рассказ по картинкам», «Объясни значение слов» и др.
Все эти и подобные занятия вы можете найти в развивающих журналах и специальной литературе. Список таких пособий предлагаем в памятке, приготовленной для вас, уважаемые родители! Также вы в ней увидите литературу для родителей по теме школьной готовности и произведения для совместного чтения с детьми о школе. Список литературы (приложение 2).
Предлагаю вернуться к нашим цветочкам и поиграть в серьезную игру: «Каким бы вы хотели видеть ребенка в конце учебного года, перед школой?»
Задание такое: напишите, пожалуйста, на каждом лепестке, каким вы хотите видеть вашего ребенка в конце учебного года?
Затем подводится итог: родители перечисляют качества детей, педагог записывает их на доске и определяется, сколько родителей хотели бы видеть своего ребенка (родители поднимают руку) :
Умным -? человек
Подготовленным к школе -? человек
Самостоятельным -? человек
Усидчивым -? человек и т. д.
Прием «Полезный совет»
На обратной стороне цветка, напишите, пожалуйста, один полезный совет педагогам, родителям или себе, можно в юмористической форме и прочитать (по желанию).
Уважаемы родители будущих первоклассников! Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но мы можем облегчить их, если будем прилагать совместные усилия в подготовке наших детей! Успехов!
В завершении нашей встречи предлагаю послушать рассуждения наших детей о школе «Говорят дети» (аудиозапись, дети отвечают на вопросы:
Что делают в школе?
Чему учат в школе?
Зачем ставят оценки?
Хочешь ли ты пойти в школу? Почему?