галина дунай
Сценарий родительского собрания «Физическая и психологическая готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - помочь родителям понять на сколько ребенок готов к обучению в школе;
- вспомнить с родителями основы сохранения и укрепления здоровья детей;
- активизировать родителей в участии в жизни группы, детского сада;
- повысить престиж ДОУ.
План собрания :
Публикация «Сценарий родительского собрания „Физическая и психологическая готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
1.«Физическая и психологическая готовность ребенка к школе»
2. Дискуссия между родителями «Что значит быть здоровым человеком?»
3. Просмотр фильма, интервью в детьми «Что значит быть здоровым человеком?».
4. Просмотр презентации «Как мы провели лето в детском саду».
5. Мастер-класс оздоровительные гимнастики: для глаз, дыхательная.
Ход собрания:
1. Здравствуйте уважаемые родители! Вот уже пролетело лето, и мы с вами опять встретились. Этот год в детском саду, для ваших детей особенный, потому что он последний. В следующем году, наши ребята пойдут в школу. У них начнется новый этап в жизни, и чтобы этот новый этап стал для вас и ваших детей радостным событием, чтобы переход, для детей от детского сада к школе, был более «мягким», мы должны с вами подготовить ребят, не только физически, но психологически. А теперь я вам расскажу что же такое, физическая и психологическая готовность ребенка к школе.
Физическая готовность
Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.
1. Уровень биологического развития:
• рост;
• масса;
• работоспособность;
• утомляемость;
• система условных словесных реакций;
• зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.
При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.
Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств :
• ловкость;
• скорость;
• сила;
• скоординированность движений.
Уровень развития основных видов движений:
• бег;
• прыжки;
• наклоны;
• приседания;
• ползание.
Развитие мелкой моторики рук:
• держать ручку или карандаш;
• проводить четкие линии;
• перекладывать мелкие предметы;
• складывать лист бумаги.
Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:
• умываться;
• чистить зубы;
• мыть руки;
• пользоваться туалетом;
• одеваться;
• застегиваться и завязывать шнурки;
• следить за своим внешним видом;
• пользоваться столовыми приборами;
• убирать за собой посуду;
• организовывать рабочее место;
• собирать, складывать и убирать свои вещи.
Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о :
• важности быть здоровым;
• необходимости беречь здоровье;
• режиме дня;
• значимости занятий спортом.
Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.
Психологическая готовность
Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.
Умственная готовность включает :
• достаточный багаж знаний об окружающем мире;
• умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
• любознательность, потребность в получении новых знаний;
• уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
• наличие словесно-логического и образного мышления;
• развитую речь, достаточный словарный запас;
• сформированные сенсорные навыки;
• устойчивое внимание;
• крепкую память.
Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.
Социальная готовность базируется на таких компонентах:
• коммуникативность;
• стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
• умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;
• умение выслушивать собеседника;
• готовность соблюдать очередь;
• готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
• понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.
Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.
Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т. д., а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.
К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.
Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:
• радостное ожидание поступления в школу;
• принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
• способность подчинять свои мотивы коллективным;
• умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
• стремление преодолевать трудности;
• стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
• сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
• присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.
Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.
Специальная готовность
Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:
• называть буквы;
• читать слоги или слова;
• считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
• писать отдельные элементы;
• рисовать простые предметы;
• выполнять несложные физические упражнения.
Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.
Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.
2. Дорогие родители, мы уже с вами огромное количество раз говорили о том, что нам с вами важно здоровье наших детей, и то как его укреплять, и что мы с вами для этого делаем. А сегодня мне бы хотелось узнать, вашу точку зрения «Что значит, в вашем понимании здоровый человек?», потому что у ваших детей на это имеется и своя точка зрения, чуть позже вы сможете ее узнать, а пока хотелось бы познакомиться с вашей. Я предлагаю подискутировать, может быть, вы имеете свое индивидуальное мнение, отличное от других (родители высказывают свое мнение, происходит обсуждение).
3. После обсуждения, родителям предлагается просмотр фильма – интервью с участием детей «Что значит быть здоровым человеком?», после просмотра фильма, родителям предлагается, обсудить на сколько их мнение совпало с мнениями их детей, или они открыли, для себя, новые качества своих детей, взгляд со стороны.
4. В начале нашего собрания, я говорила о том, что лето уже пронеслось, мы оглянуться не успели, но это лето для нашей группы прошло очень продуктивно и насыщенно событиями, и хотелось бы еще немножечко вернуться в это время и показать вам, каким оно было это лето в нашем саду. (просмотр презентации, с комментариями воспитателя). В течении всего лета, у нас в саду проводилась оздоровительная работа, это обязательно закаливающие процедуры: игры с водой и песком, мытье ног и рук, до локтя прохладной водой; воздушные ванны; утренний прем детей на улице, утренняя гимнастика, и гимнастика пробуждения; двигательная активность; работа в цветнике и огороде; танцевально- музыкальные и литературные вечера, праздники- развлечения. Хоть уже и начался учебный год, но работа по сохранению и укреплению здоровья детей продолжается в течении всего года, все проводится системно.
5. Так как уже начались занятия, у детей появилась нагрузка на зрение, на осанку, на руки и т. д. Естественно, что мы должны нагрузку как-то снимать, и для этого нам помогут различные гимнастики, с некоторыми из них вас знакомили, на предыдущих собраниях. У нас в группе, создано очень много картотек, с различными видами гимнастик: пальчиковая, дыхательная, для глаз. Сегодня я хотела бы вас познакомить, с некоторыми самыми простыми упражнениями, которые вам помогут снять у детей напряжение, во время какой- либо неподвижной деятельности. Например: упражнение для глаз «Стреляем глазками», «Буратино», пальчиковая гимнастика «На моей руке пять пальцев» и т. д. Вы легко их сможете использовать сами дома. Я думаю они вам могут пригодиться и в дальнейшем, когда дети уже будут учиться в школе.
Я была сегодня очень рада, вам видеть. Надеюсь, что наша встреча помогла вам лучше понять своих детей, вы узнали о них много нового. Почерпнули что-то новое для себя, и данная информация окажется для вас полезной. Желаю вам удачи в ваших начинаниях, до новой всречи!