Татьяна Баканова
Сценарий развлечения в средней группе «Русские посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий развлечения в средней группе «Русские посиделки»
Воспитатель: Баканова Т. Н.
Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
- Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору;
Публикация «Сценарий развлечения в средней группе „Русские посиделки“» размещена в разделах
- Развивать внимание, память, мелкую моторику рук;
- Создать у детей радостное настроение.
Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.
Оборудование: «Русская изба» с предметами быта, нитки, деревянные ложки, русские народные костюмы, сарафаны.
Хозяйка:
- Здравствуйте ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие! Посмотрите, в какую горницу мы пришли. Похожа она у нас на деревенскую избу. Раньше, ребята, не было телевизоров, компьютеров, и люди собирались вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. И у нас сегодня будут посиделки.
- Начинаем мы без спешки и расскажем вам потешки.
(дети читают потешки)
1. Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.
2. Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
3. Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Громко песни поешь,
Детям спать не даешь?
- Ку-ка-ре-ку!
4. Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
5. Ты, коровушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А придешь к нам вечерком,
Нас напоишь молочком.
6. Бычок, бычок, смоляной бочок,
Бодучие рожки, резвые ножки.
7. Наш Козел – стрекозел
То-то умный был:
Он и по воду ходил,
Он и тесто месил,
Он и печку топил,
И козлят кормил,
Творогом лепешки смазывал,
Песни пел и сказки сказывал,
Небывальщины,
Неслыхальщины.
Хозяйка: - Молодцы ребята, много потешек знаете. А теперь все выходите игру-пляску «Шел козел по лесу» покажите!
(игра-пляска «Шел козел по лесу» совместно с родителями)
Хозяйка: - Вот вы нас позабавили да повеселили. А родители знают потешки-пестушки? Давайте и их послушаем.
(родители читают пестушки)
Хозяйка: - Какие молодцы у вас родители, много знают пестушек для своих ребятишек.
Ребята, в нашей избе стоит большая русская печка. Такие печки были в каждой русской избе. И она занимала главное место. А вы знаете почему главное место в избе занимает печь? (ответы детей)
А в каких сказках встречается русская печь? (ответы детей)
А Митя вам расскажет почему у хозяев гордость печь.
Ребенок: У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!
Хозяйка: - Сейчас мы узнаем без чего еще нельзя было обойтись в русской избе. – Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте! А вы родители, им помогайте!
(загадки)
1. Огонь горит, чугунок в печи стоит.
Выходи дружок, чем достанешь чугунок?
(ухват)
2. Он по горнице гуляет,
Пыль и мусор собирает?
(веник)
3. Что за черная, железная нога
В уголке стоит у печки.. .
(кочерга)
4. Шипит, кипит, всем чай пить велит.
(самовар)
5. Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка.
(матрешки)
Хозяйка: - Матрешка, ребята – это русская игрушка. Она отражает образ русской женщины : одета в русский костюм, на голове – платок. Сарафан длинный – поэтому ног не видно. Сарафан, платок, фартук, рубашка, украшены различными узорами. Матрешка – это русский сувенир. Эту красивую игрушку издавна делали для подарка.
- Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрешки
Ложки деревянные, матрешечки румяные.
(В. Берестова)
- Матрешечки, выходите! Песню – танец свой покажите!
(песня-танец «Мы веселые матрешки»)
Хозяйка: (обращает внимание на «позолоченный» мешочек)
- А что за мешочек у меня лежит, золотом сверкает? Загляну-ка я в него. Да в нем ложки лежат деревянные, расписные – вот они какие. Но для веселья они не подходят. Наверное, обедать будем? Ребята, а мы такими ложками едим? А где такие ложки мы используем? (ответы детей)
Хозяйка: - Ну-ка, добры молодцы, теперь вы позабавьте красных девиц. Выходите, как играть на ложках нам покажите.
(игра на ложках)
Хозяйка: - Да в этом мешочке не только ложки были, а здесь еще есть тарелки, шумелки.
- Расступись, честной народ, «Шумовой оркестр» идет.
(играет «Шумовой оркестр»)
Хозяйка: - Славно мы повеселились, отдохнули, но в старину на посиделках не только пели, играли да плясали, но еще и трудились: пряли, ткали, вышивали. И в моей горнице работа найдется. Пока мы веселились, мой котенька – коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.
- Ну-ка, девицы – рукоделицы, да родители, да добры молодцы выходите, своё уменье покажите!
(игра «Намотай нитку в клубок»)
Хозяйка: - Хорошо вы потрудились. Спасибо вам! На посиделках не только трудились, веселились, но и угощались. По русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками, блинами. А вот чай готовили в самоваре. Где в нашей горнице самовар? Да вот же он:
«На высокой табуреточке, да на вышитой салфеточке
Самовар стоит, словно жар горит.
На гостей моих поглядывает, да мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать, гостей чаем угощать!»
- Мы с вами весело провели время, пора бы и чайку попить. Вспомнилось мне русская пословицы : «Красна изба углами, а стол пирогами!» Тогда проходите в другую горницу, да угощайтесь на здоровье!
(дети уходят в группу на чаепитие)
Хозяйка: (в группе) – «Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!»