Татьяна Тремасова
Сценарий развлечения для детей средней группы «Праздник мордовской кухни»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий развлечения для детей средней группы
«Праздник мордовской кухни»
Воспитатель: Тремасова Т. Н.
МБДОУ Николаевский
детский сад
«Солнышко»
Публикация «Сценарий развлечения для детей средней группы „Праздник мордовской кухни“» размещена в разделах
Цель: Способствовать формированию у детей дошкольного возраста чувства любви и уважения к мордовскому народу, к его традициям, обрядам.
Задачи:
«Познавательное развитие»
- Вызвать интерес детей к прошлому мордовского народа, познакомить с мордовской национальной кухней.
«Художественно-эстетическое развитие»
- Формировать музыкально – слуховые представления, навыки исполнения мордовских песен, исполнения танцев.
«Социально-коммуникативное развитие»
- Воспитывать толерантное поведение детей в условиях поликультурного окружения, благоприятное отношение к традициям и обрядам мордовского народа.
Физическое развитие
Предварительная работа
1. Разучивание музыкального и литературного материала.
2. Прослушивание фольклорной музыки.
3. Знакомство мордовскими стихами, песенками.
4. Беседа об особенностях национального характера мордовского народа, особенностях исполнения песен и танцев разных народов.
Атрибуты и материалы: поднос, хлеб-каравай, рушник, валенок,
Дети под мордовскую народную музыку заходят в зал.
Выходят ведущие мальчик и девочка. На руках у девочки на подносе каравай.
Ведущий 1:Шумбратадо, эйкакшт!
Шумбрачи тенк, инжеть.
Шумбрачи – парочи тенк, ялгат!
Дети и гости. Шумбрат!
Ведущая 2: Здраствуйте дети!
Здраствуйте, дорогие гости!
Здоровья вам друзья!
Ведущая 1: Садо ялгат, садо тей!
Вай кодамо чись маней
Моравсынек течи минь
Все дети Праздникинь пек мазыйй чинть.
Ведущий 2: В такой солнечный денёк
Собирайся народ.
Хоровод заведём
дружно все запоём.
Ведущая 1: Мы всех в гости приглашаем, круглым пышным караваем
Он на блюде расписном с белоснежным рушником.
Ведущий 2: Каравай мы всем подносим, поклоняясь, отведать просим.
Девочка обносит караваем гостей, предлагает попробовать.
Дети садятся на стульчики
Ведущая 1: Мы рады видеть Вас на нашем празднике – празднике мордовской кухни.
Ведущий 2: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому игры, кому сказки, а кому угощение.
Ребё нок:Дайте ялгат Паро ялгат
Пурнавдано вейсе.
Мирём моратано мора,
Верьга вайгельсэ.
Ребё нок: Давайте друзья, дорогие друзья,
Соберёмся вместе.
Звонкими голосами
Дружно споем песню.
Мордовская песня : «Семань ульца» (с подтанцовкой)
В зал влетает валенок.
Ведущая 1: Ой, что это? Опять вы, ребята, балуетесь? Ваня, твоя работа?
Ведущий 2: Да это же Дамай- домовёнок. Дамай живёт за печкой и любит общаться с детьми, когда хозяев нет дома.
Ребё нок: Дамай за печкой жил, с ребятишками дружил.
Он хозяйке помогал, всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит, иногда слегка ворчит.
А вообще он удалой, самый лучший домовой!
(Во время чтения стихов Дамай прячется)
Ведущая 1: Ребята, а где же Дамай?
Дети: Спрятался.
Ведущий 2: Давайте позовём его.
Дети: Дамаюшка!
Дамай:Аюшки!
Дети: Где ты был?
Дамай: У бабушки!
Дети: Что принёс?
Дамай: Оладушки!
Дети: Где же они?
Дамай: Под лавкой!
Дети: Экий Дамай, ты чудак!
Дамай: А вы бы, дети, как?
Дети: А мы бы, оладушки на стол положили да съели!
Дамай: Ладно, в другой раз так сделаю! (прячется)
Дети: Дамай.
Дамай: Аюшки!
Дети: Где ты был?
Дамай: У бабушки!
Дети: Что принёс?
Дамай: Сапожки!
Дети: Где же они?
Дамай: А я сделал, как вы мне велели: на стол поставил и съел!
(Дети смеются, Дамай. обижается).
Ведущая 1: Не обижайся, Дамай. Оставайся на нашем празднике, мы тебя обязательно угостим вкусными мордовскими блюдами.
Ведущий 2: К нашему празднику готовились не только наши дети, но их мамы, бабушки.
Ведь мамины руки не знают скуки,
Мы на сцену мам и бабушек приглашаем
Презентацию блюд мы объявляем.
Родители выходят со своим блюдом, рассказывают, как оно называется по-мордовски, рецепт приготовления.
И так, первый участник – наша семья приготовила любимое блюдо семьи - лапшевник
Второй участник – наша семья, любит печь пироги с капустой.
Третий участник – наша семья напекла блины.
Четвертый участник – наша семья приготовила куслю.
Пятый участник - наша семья сварили в печке чапамо лофцо.
Ведущая 1: Ну как, Дамай, понравилось тебе наше меню? Что бы ты хотел попробовать?
Дамай: Очень мне пироги мордовские хочется
Ребё нок : Шумбрачи теть! – мерсь пинесь
Косто те тантей чинесь?
Бабам сюкорот тень пансь.
Вана кавто монень кандсь.
Кадык вейкесь ули тонь,
Седе покшось, ялгай, монь.
Ребё нок: Добрый день сказала кошка,
Откуда пахнет очень вкусно?
Пирожки пекла бабуля,
Два она мне принесла.
Пусть один будет твоим, а большой будет моим.
Ведущий 2: Ну что же, Дамай, приготовила я для вас, игру сюкурт - пироги.
Игра: «Пирог»
(Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют.)
Минь пидиник тантей кши.
Кодамо тон сэрейнят- поднимают руки вверх
Кодамо тон келейнят—разводят руки в стороны
Кодамо тон чевтенят---гладят себя по животу
Кодамо тон мазыйнят-показывают голову
Ки теть яряви тердик
Ки теть яряви саик.
(с каждой шеренги по одному ребенку бегут пирогу. Кто первый коснётся пирога, уводит его в свою команду, второй ребенок остается пирогом. Выигрывает та группа забравшая больше «пирогов».
Ведущая 1:Ну как, Дамай, вкусные мордовские пироги?
Дамай: Очень вкусные! Вот спасибо, накормили.
А загадки отгадывать умеете?
Дети: Да
Дамай: Тогда слушайте.
1. Желтый, круглый, ароматный, и на вкус такой приятный!
Только мама испечет, а он прыг и прямо в рот!
2. Если есть сковорода будем сыты мы всегда:
Жарким солнышком весны зашкварчат на ней блины.
3. Пышные, румяные, пламенно-огняные.
С ободочком-корочкой, с мёдом ешь, с икорочкой.
Ведущая 1:Как повелось, то не позабылось:
Чаи-сурские, пироги-русские,
Перемячи-татарские, а блины-мордовские!
Танец с блинами, музыкальное сопровождение – песня «Бубушка, испеки оладушки», муз. И. Конвенан.
Дамай: А частушки петь умеете
Дети: Да
Дамай: Ну, и удаль, ну и стать, молодым бы снова стать
Как певали мы частушки, вы их знаете, подружки?
Девочка: Как частушки нам не знать,
любим петь мы и плясать!
Ребё нок: Моратана и киштяна
Киндеяк а висьтяна.
Выходите – ка, подружки,
Пропоем сейчас частушки.
Частушки
1. Сеял, сеял я муку
Через сито прямо.
«Что, на кухне выпал снег?» –
Удивилась мама.
2. Суфнинь, суфнинь мон мочтыньть
Суфнимаса витста
Кухняса прась аша лов
Авам удивилась.
3. А я как-то пек блины,
Расскажу, ребята,
Комом первый блин, второй,
Третий … и двадцатый.
4. Зярдо панинь пачалксит
Ёвтнисан эйкакшкит
Комкакс арась пачалксись
Омботись колмотись
5. Я учил сестрё нку Машу:
«Нужно ложкой кушать кашу!»
Эх! Напрасно научил –
Ложкой по лбу получил.
6. Тонавтынь сазоронь манень
Маштумс пенчса ярцамс кашаньть
Пустас сонда тонавтынь
Пеньчса коняс получинь
Все дети.
Все частушки перепели,
Думаем, что хороши,
Так похлопайте дружнее,
Мы старались от души.
Дамай: Спасибо, хозяюшки, спасибо, ребята дорогие!
Порадовали вы меня. И накормили, и развеселили.
И я вас без угощения тоже не оставлю. Приготовил я вам блюдо, которое называется кургоня (ватрушка). Это блюдо сделано из картошки, творога, яиц и теста. А есть мы будем его с кислым молоком. По – мордовски оно называется – чапама лофца.
Ведущий 2: Мы и стол накрыли к чаю,
Всех гостей сегодня ждали,
Всех за стол мы вас сажаем,
Пирогами угощаем.
Ведущая 1:Кеме шумбрачи и паро Эрямо!
Будьте здоровы, хорошей вам жизни!