Жукова Виктория Геннадьевна
Сценарий развлечения «День родного языка» для детей подготовительного дошкольного возраста
Сценарий развлечения «День родного языка» для детей подготовительного дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)
Публикация «Сценарий развлечения „День родного языка“ для детей подготовительного дошкольного возраста» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2022
Цель: Создание условий для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка».
Задачи:
1) Образовательные:
1. Формировать понятия «Родина», «родной язык»
2. Расширять понимание особенностей родного языка и его значения в общении людей
3. Обогащать словарный запас детей определениями, многозначными словами, пословицами, поговорками
2)Развивающие :
1. Стимулировать развитие фонематического восприятия и четкости дикции свистящих и шипящих звуков русского языка
2. Закреплять умение понимать слово «Родина», объяснять его значение и подбирать подходящие по смыслу определения
3. Упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –ок, прилагательных от существительных, в подборе антонимов и толковании слов, понимании смысла пословиц, разгадывании загадок
4. Формировать у детей навыки культуры слушателя и исполнителя, любознательность, активность, самостоятельность
3) Воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордость, за свою страну, свой народ и родной язык
2. Содействовать становлению толерантности к представителям других национальностей, к их языку, культуре, чувства сопричастности к всенародным торжествам
3. Привлекать детей к групповой форме взаимодействия, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей:
Основные: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Дополнительные: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Оборудование и материалы:
= Костюмы для взрослых: Василиса Премудрая, Матрешка
=Музыкальный центр, аудиозаписи
= Глобус, географическая карта мира со странами,
= Карточки с картинками о празднике «Международный день родного языка», символы России
=Кузовок, платок
=Снежок
=3 бубна
=Карточки к игре «Многозначные слова»
= Карточки –пазлы к игре «Собери пословицу»
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы на данную тему; ситуативные разговоры по теме, чтение сказок, разучивание стихов, речевые и коммуникативные игры.
Ход развлечения
«Низкий поклон, мои друзья! Рада встрече с вами я!
За высокими горами, за далёкими лесами в тереме своём живу и Премудрою слыву!
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться -
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера.
Смотрите, ребята, что я с собой принесла. Кто знает, что это?
Дети: Глобус!
Василиса: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?
Дети: Это маленькая модель нашей планеты.
Василиса: Ребята, посмотрите, планета, на которой мы живем, называется – …
Дети: Земля
Василиса: На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. Например, вот здесь страна Франция (показ на глобусе) Там живут французы и говорят они на французском языке. А вот здесь страна Китай (показ на глобусе) Живут там китайцы, там говорят люди на китайском языке. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык.
Василиса: Языки существуют на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка – передают свои мысли, желания, чувства. Послушайте, как звучит знакомая нам песня на разных языках мира
Звучит запись песни «Солнечный круг» на разных языках
Василиса: Ребята, а как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия
Василиса: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте. Вот это — Россия (показ на карте). Россия очень большая страна, многонациональное государство. Более 130 языков звучат в нашей стране. Россию мы называем: наше Отечество, наша Родина, матушка Русь. Почему?
Ответы детей
Василиса: Отечеством мы зовём её потому, что в ней отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, и всё здесь для нас родное. Матерью – потому что защищает и бережёт нас от всяких врагов… Русь –это древнее название нашей страны. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Что мы можем рассказать о России? Давайте попробуем составить предложения со словами Родина или Россия (из 2 и 3-х слов)
Дети: Могучая Россия. Славная Россия. Красивая Россия. Любимая Родина. Я люблю Россию. Звучит отрывок из песни «Россия»
Василиса: У России, как и у других стран мира, есть свои символы. Какие символы нашего государства вы можете назвать?
Дети:
- гимн, герб, флаг
- русская национальная одежда
- русская еда
- русские народные сказки
- русские народные игры
- русские народные песни
Василиса: У каждого человека есть Родина – место, где он родился, есть родители и свой родной язык. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы слышим от своих родных, на котором говорим, который изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, скоро научимся читать и писать. 21 февраля мы будем отмечать Международный день родного языка. В международный день родного языка все языки признаются равными. Правильно, выразительно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед своей страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой родной язык. Чтобы никогда не случилось так, как в стихотворении «Неграмотный пират» Алексея Ерошина
Василиса: Для нас с вами родной язык – русский, это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Наша речь русская, богата не только словами, из простых слов люди русские слагали пестушки да потешки, колыбельные да сказки, а сколько есть замечательных рассказов, стихов…Послушайте, пожалуйста…
Василиса: Действительно, мы с вами живем в России и русский язык для нас родной. Русский язык – один из мировых языков. Наш язык красив, богат и разнообразен. В нём много красивых слов, с помощью которых мы можем общаться. Его изучает, знает почти все население России и даже представители других стран. Знание русского языка сближает народы, укрепляет дружбу и взаимопонимание.
Отгадайте загадку:
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть, может 3, а может 6,
Разрумянилась немножко,
Это русская…
Дети: Матрёшка
Под народную музыку выходит печальная Матрешка
Матрешка: Так давно не была я на родимой сторонушке, не слышала речи родной. Наш народ со времен Руси - матушки любит шутки да прибаутки, небылицы да скороговорки, которые веселье да радость несут. Слышала я, что и вы русский язык любите да игр много знаете. Порадуйте меня, развеселите?
Тогда в круг скорей вставайте,
Да веселье начинайте!
Вот возьму я кузовок,
Положу в него платок…
А теперь слова за мной повторяйте,
Да окончание «ОК» прибавляйте.
1 игра «Положу в кузов – ОК»
Дети двигаются по кругу притопами, проговаривают:
«Положу я в кузовок (3 раза) :
Матрешка: сахар
Дети (останавливаются и отвечают) : сахарОК
Матрешка: гриб
Дети: грибОК,
Матрешка: пирог
Дети: пирожОК,
Матрешка: сыр
Дети: сырОК,
Матрешка: цвет
Дети: цветОК» Дети стоят в кругу
2 игра «Скороговорка»
Василиса: Чтобы родной язык знать и любить,
Нужно четко, правильно на нем говорить!
Вам нужно чисто и быстро проговорить скороговорку три раза подряд.
Сначала девочки постарайтесь!
= Везет на горку Саня за резинку сани
А теперь добры молодцы не подведите!
= На крыше у Шуры жил журавль Жура
А напоследок все вместе за мной повторите!
= Чешуя у щучки, щетинка у хрюшки.
3 игра «Слова наоборот»
Матрешка: Буду я снежок кидать,
Да слова вам называть.
А вы не зевайте,
Слова – наоборот отвечайте.
Дети называют назвать слова, противоположное по смыслу
=Большой -маленький,
=Грустный - веселый,
=Трусливый - смелый,
=Добрый - жадный
=Горячий - холодный
=Длинный – короткий и т. д. Дети стоят в кругу
4 игра «Веселый бубен»
Василиса: Не понять никак нам Глашу,
Ведь во рту у Глаши каша.
Но не гречка и не плов –
Эта каша-то из слов!
А вы слова все знаете?
Звуки четко выговариваете?
Вот сейчас мы это и проверим…
Под музыку, они по очереди передают 3 бубна по кругу, музыка прекращается.
У кого остаются бубны, те произносят чистоговорку
= К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.
=Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
Подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!
=Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица,
Ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят! Дети садятся
5 игра «Какой? Какая? Какие?»
Матрешка: А теперь отдыхайте, но не зевайте
Слова правильно изменяйте!
- варенье из малины (какое) малиновое
- салат из капусты (какой) капустный
- кровать из дерева (какая) – деревянная
- шапки из меха (какие) – меховые
- сок из апельсина (какой) – апельсиновый
- каша из манки (какая) – манная
- кольцо из золота (какое) – золотое
- платки из пуха (какие) – пуховые
- суп из картофеля (какой)- картофельный
- кубики из пластмассы (какие) – пластмассовые
- конфета из шоколада (какая) – шоколадная и т. д.
6 игра «Получи загадку, дай скорей отгадку»
Василиса: Издревле русский народ слагал песни, стихи и сказки для детей. А уж как загадки любил…Отгадайте, о ком или, о чем идет речь (по мотивам детских песен).
1. Если с ним ты вышел в путь, веселей дорога. (Друг.)
2. Она все лежит, да на солнышко глядит. (Черепаха.)
3. От нее станет всем теплей. (Улыбка.)
4. Они бегут неуклюже. (Пешеходы.)
5. А он бежит, качается. (Голубой вагон.)
6. С нею весело шагать по просторам. (Песня.)
И в песнях, и в стихах родные для нас, понятные слова. Но стоит прислушаться…
4 ребенок читает стихотворение «Игра в словечки» А. Ерошина читает Денис Св.
Не только дети
Любят прятки,
Играть умеют и слова:
Заря —
Упрятана в ЗАРЯдке,
А в риСОВАльщике —
Сова.
К словам прислушайся немножко:
В дОСАде
Спряталась оса.
На дне луКОШКА
Дремлет кошка,
А в поЛИСАднике —
Лиса.
Из гРЕЧКИ
Вытекают речки,
В ЛЕЩИне
Плещутся лещи.
Овечки прячутся
В слОВЕЧКИ.
А дальше…
Дальше сам ищи!
7 игра «Многозначные слова»
Матрешка: Вот теперь пришла пора
Разобрать многозначные слова…
На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор.
(коса – прическа у девочки, коса – косить траву, ключ - от двери, ключ-родник, лук-растение, лук-оружие, набор-инструменты, набор -конфеты, норка-животное, норка- углубление в земле и т. д.)
8 игра «Пословицы»
Василиса: С рождения ребенок слышит звуки родного языка. В каждом языке есть свои пословицы и поговорки. Предлагаю вам поиграть в игру на знание русских пословиц. Пока музыка звучит, все играйте. Когда музыка замолчит –пословицы собирайте!
Дети под музыкальное сопровождение танцуют. Когда музыка останавливается, нужно взять листок, с напечатанной на нем частью пословицы, найти пару /начало и конец пословицы /по условному знаку и соединению пазлов/
=Если дружба велика - будет Родина крепка.
=Береги землю родимую, как мать любимую.
=Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
=Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
=Красно поле пшеном, а беседа умом.
Молодцы, ребята!
5 ребенок читает стихотворение «Язык наш прекрасный» Н. Пикулева читает Кристина П
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Матрешка: Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им! Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Счастья вам, здоровья, доброты.
Василиса: В международный день родного языка
На языке родном тебе мы пожелаем :
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка.
Награждение участников памятными эмблемами «Знаток русского языка»