Людмила Анатольевна Калинкина
Сценарий праздника «Сороки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Птицы весной»
Цель: Показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Задачи:
• Выявить связи с живой и неживой природой.
• Применять полученные знания в народном празднике.
• Развивать духовность на основе фольклорных форм.
Участники: Воспитатель, дети и родители старшей группы.
Предварительная работа.
Публикация «Сценарий праздника „Сороки“» размещена в разделах
- Сорока, птица
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2016
• Провести занятие по окружающему миру на тему: Птицы весной. Рисование – Грач (скворец).
• Аппликация с эл-ми рисования – Воробушки весной.
• Конструирование в технике оригами – Сорока (птичка).
• Лепка из солёного теста – Жаворонки.
Оснащение:
• Оформить зал детскими тематическими работами по рисованию, аппликации. Жаворонки из солёного теста.
• Мамы – выпечка в форме жаворонков.
• Папы – скворечник и синичник.
• Обрядовое дерево + ленты, колокольчики, птички оригами.
• Мальчики одеты в косоворотки с пояском и картуз; девочки – сарафан, блузка, атласная лента на голове.
• Хозяйка и Весна в стилизованных народных костюмах. Хозяйка сидит на скамеечке рядом с избой.
• Картинки птиц. «Шепочки».
Ход занятия.
1. Детей встречает Хозяйка. Приветствует детей: «Заходите гости дорогие, приглашаю вас на народный праздник СОРОКИ. Весело Весну встречать, перелётных птиц зазывать. Чтобы птички нас услышали, споём песню про Воробушка, который никуда не улетал и в самые сильные морозы не унывал.
- С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в теплых краях. Как они называются?
-Почему они возвращаются?
— Что за весенняя птица: черного цвета, любит за плугом ходить и кормиться?
(Грач. Показать изображение этой птицы на картинке).
Грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: Грач на горе — весна на дворе.
— За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идет речь в загадке:
На шесте дворец
Во дворце певец
Звать его. (Показать изображение этой птицы на картинке).
Угадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка, показать изображение этой птицы на картинке).
Итак, вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки.
Как вы думаете, какой праздник мы с вами будем отмечать сегодня? (День птиц)
Мы с вами будем отмечать сегодня народный праздник «Сороки». Будем закликать жаворонков, а с ними и весну!
-Динь-дон!
-Кто там? (-Это я, Весна)
-Весна, где бывала? (-В лесу зимовала)
- В лесу зимовала? (-Город городила)
-Город городила? (-Краски разводила)
На Сороки день с ночью меряются, зима кончается, весна начинается. Сорк сороков птиц на «Сороки» прилетают. На «Сороки» сорока кладёт на гнездо 40 палочек, а мальчики старались перебросить через забор 40 щепочек, девочки завязывали на верёвочке 40 узелков.
Конкурс «40 щепочек» :
Выходят по 4 человека, им дают по 3 палочки. Палочки нужно забросить в ведёрко, стоящее на возвышении. (Мы раздали детям раскрашенные шпажки для шашлычков и бросали через импровизированный заборчик из ярких атласных лент).
А чем заняты весной птицы? (Откладывание яиц, выведение птенцов.)
Давайте подумаем, о чем эта загадка:
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо)
На дереве в лукошке Вырастают крошки. (Птенцы)
Хозяйка: Зачем птицы строят гнезда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.
Пальчиковая игра «Птичка».
Весна: «Пернатый народ строит свои гнезда в самых разнообразных местах: на деревьях и кустах, в травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях и кучах хвороста, используют постройки человека, поэтому на Сороки люди наряжали деревья чтобы привлечь птиц. У нас тоже есть своё дерево, давайте его украсим лентами, колокольчиками, цветами и своими поделками.»
Все вместе украшаем обрядовое дерево и хороводим
П/И «Веснянка».
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись зо руки.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетели сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.
2. Хозяйка: «Послушайте, что расскажут о себе птицы» (выступление детей в ролях дятла, ласточки, жаворонка) на фоне презентации.
Дятел:
Слышен стук в лесу недаром,
Это голос санитара
Ствол проверил,
Всё уладил
Помогает лесу дятел
— Где устраивает себе гнездо дятел?
Ласточка:
Гнездо под крышей ловко строит
Птенцов своих постоянно выводит
Перед дождём очень низко летает
Эту птичку каждый знает
За ней мы любим наблюдать
Эту птичку ласточкой звать.
— Как строит себе гнездо ласточка? Где?
Жаворонок:
В небе жаворонок звонкий
Зазвенел, затрепетал
Прилетает он в апреле
Из далёких, жарких стран.
А у жаворонка где гнездо?
- Какая птица селится в домик, сделанный руками человека? (Скворец, синица) как называются такие домики для птиц?
- Но есть птица, которая совсем не строит гнезда и сама не выводит птенцов. (Это КУКУШКА).
-А как вы думаете, кукушка полезная птица? (ответы детей).
-Кукушка — полезная птица. Она поедает таких волосистых гусениц, которых не едят другие птицы (показать соответствующий рисунок).
П/И «Найди своё гнездо» + Ворона
Каждый ребёнок, получает цветной кружок и занимают такое же по цвету своё гнездо-обруч. Под музыку вылетают, когда музыка закончится нужно вернуться в своё гнездо и затаиться. Вылетает ворона и наблюдает, кто пошевелится…
Весна:
- Лес дает птицам приют, пищу. А что дают птицы лесу?
Птицы помогают жизни лесных растений. Они переносят семена деревьев, кустарников, трав. А еще — защищают лес от насекомых.
Если вы увидели в лесу гнездо, что вы сделаете:
а) унесете птенцов домой;
б) возьмете птенцов в руки и положите обратно;
в) обойдете это место, не подходя;
г) подойдете к гнезду, посмотрите, не трогая ничего руками?
Правильный ответ — конечно, в).
- Чем радуют людей птицы? (пением). Давайте послушаем весенние песни птиц нашего леса и постараемся так себя вести за городом, чтобы сберечь эту красоту. (Дети слушают аудиозапись с голосами птиц)
3.1 Игра «Звонарь».
Ход игры. Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте, на слово «звон»" водящий
поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши
три раза, кланяется:
Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за
водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово "звон" водящий опять хлопками и поклоном приглашает
следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор,
пока сзади водящего не окажется 4-6 человек.
После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные ими
играющие приплясываютг С окончанием музыки водящий и другие играющие
должны встать парами. Кому пары не хватило – тот становится водящим.
4. Хозяйка выносит испечённых из теста «жаворонков».
- В праздник Сороки прилетают из тёплых стран жаворонки. Поэтому в этот день женщины пекли из теста жаворонков, обмазывали их мёдом, золотили им головы и крылья. Наши мамы тоже испекли для вас жаворонков. Птичек раздавали детям и они с ними бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. (Разучивает закличку о весне «Жаворонки прилетите») :
Жаворонки, прилетите,
Холодную зиму унесите,
Теплую весну принесите!
Нам зима-то надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Весна выносит жаворонков из солёного теста.
-Наши ребята, на память о празднике, хотят подарить вам жаворонков сделанных своими руками. (Дети дарят подарки родным).
5. Наши папы приготовили к празднику для нас подарок. Папы выносят
СКВОРЕЧНИК и СИНИЧНИК. Праздник продолжается на площадке группы: устанавливаем скворечник, повторяем заклички, водим хоровод