Надежда Осипова
«Детство опалённое войной». Сценарий праздника, посвящённого Дню Победы
«ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ»
Цель:
• Познакомить детей с героями – детьми Великой Отечественной войны;
• Рассказать о подвигах и судьбах детей в военные годы;
• Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Оформление зала.
Рисунки детей «Мы рисуем мир», выставка книг о пионерах-героях, плакат «Никто не забыт и ничто не забыто».
Публикация «„Детство опалённое войной“, Сценарий праздника, посвящённого Дню Победы» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Сценарии праздничных мероприятий на 9 мая
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ход МЕРОПРИЯТИЯ.
Ведущий. 9 мая – День Победы, светлый и радостный праздник! Много лет назад в этот день закончилась война с немецким фашизмом. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов – защитников, отстоявших мир в жестокой битве с врагом. Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живём сейчас под мирным небом. Вечная им слава!
1-й ребёнок. Много праздников мы отмечаем,
Все танцуем, играем, поём.
И красавицу Осень встречаем,
И нарядную ёлочку ждём.
2-й ребёнок. Но есть праздник один – самый главный.
И его нам приносит весна.
День Победы – торжественный, славный,
Отмечает его вся страна!
3-й ребёнок. Что такое День Победы?
Ведущий. Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
4-й ребёнок. Что такое День Победы?
Ведущий. Это праздничный салют.
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
5-й ребёнок. Что такое День Победы?
Ведущий. Это песни за столом,
Это речи и беседы, это дедушкин альбом.
6-й ребёнок. Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это, значит, нет войны!
ПЕСНЯ День Победы Л. Некрасова
(Наши мамы, папы, бабушки и деды)
Ведущий. У каждого из нас есть своя маленькая Россия – родная деревня, лес, поле или большой, шумный город с заводами и фабриками. А, если все сложить вместе, то получится сильная и единая Россия. Россия, которую отстояли наши прадеды более 70 лет назад в той жестокой войне.
7-й ребёнок. Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём
И березки у дороги,
По которой мы идём.
8-й ребёнок. Родина моя! Моя Россия!
Как сказать тебе, что я тебя люблю?
Это море, это небо синее,
Это жизнь в родном моем краю.
9-й ребёнок. Ты живи, моя Россия,
Будь свободна и вольна.
Ведь не зря солдаты наши
Погибали за тебя!
ПЕСНЯ «ЧТО ЗОВЁМ МЫ РОДИНОЙ»
Ведущий. Лето 1941 года начиналось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Ярко светило солнце, разноцветными коврами стелились цветы на лугах. Лето обещало много радостей в каникулы.
10-й ребёнок. Шло детство, поспела клубника…
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико,
Что вдруг объявили войну.
На экране первые минуты войны.
Фонограмма песни «Священная война» муз. А. Александрова
11-й ребёнок. Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у всех в глазах?
Разве солнце не также светит,
Или вянут травы в садах?
12-й ребёнок. Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это ВОЙНА?
13-й ребёнок. Его я узнал не из книжки-
Жестокое слово - война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
14-й ребёнок. Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли-
Мы просто дышали войной.
Ведущий. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в больших городах и маленьких деревнях, дома и в гостях, на переднем крае и в глубоком тылу. Она обрушилась на детей так же, как и на взрослых – бомбами, голодом, холодом, разлуками.
Дети войны — и веет холодом,
Дети войны — и пахнет голодом,
Дети войны — и дыбом волосы :
На чёлках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. В селах подростки заменили своих отцов и старших братьев: пахали, сеяли, убирали урожай.
Мальчишки и девчонки в городах встали у заводских станков, делать снаряды для фронта, работали на швейных фабриках, набивали мешки песком для бомбоубежищ, вязали тёплые вещи для фронта, помогали в госпиталях ухаживать за ранеными.
В военно-полевых госпиталях медицинского персонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха. Поэтому они очень нуждались в помощи детских рук. Дети помогали раненым бойцам: дежурили у их постелей, делали перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто читали газеты и приходящие письма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.
Сорок трудный год.
Омский госпиталь…
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка:
«Господи!
До чего же артисты
маленькие…»
10-й ребёнок. Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
с балалайками,
с мандолинами
и большими пачками книг.
Что в программе?
11-й ребёнок. В программе – чтение,
пара песен
военных, правильных…
12-й ребёнок. Мы в палату тяжелораненых
входим с трепетом и почтением…
Вдруг
срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно
объявляет начало концерта.
10-й ребёнок. Танец «Синий платочек».
ТАНЕЦ «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК»
Ведущий. Можно спросить: что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны :
1-й взрослый. Кузьмичёва Валентина Сергеевна. Мама работала и оставляла меня в яслях круглосуточно. Помню голодовку, как ела лебеду и калачики.
2-й взрослый. Рябова Адельфина Петровна. Самолёты бомбили наш городок каждый день. Прятались мы в окопе возле дома, который отец с соседом вырыли для нашей безопасности.
3-й взрослый. Валеева Лидия Фёдоровна. Длинные очереди за хлебом, бомбёжки, взрывы. Я боялась спать дома.
Ведущий. Дети не только помогали взрослым в тылу. Пришел час — они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Мальчишки, девчонки. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими — отцами, братьями.
ПЕСНЯ «Орленок», муз. В. Белого
Ведущий. Дети войны… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!
13-й ребёнок. Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мёртвым,
Это нужно живым!
На экране кадры: дети - партизаны в годы войны.
1-й Взрослый. Это - Леня Голиков, который не раз ходил в разведку и приносил важные сведения в партизанский отряд. Тогда летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели склады с оружием. Был у него и свой боевой счет: 78 уничтоженных фашистов. В январе 1943 года в бою он погиб.
2-й Взрослый. Зина Портнова, работая официанткой в офицерской столовой, отравила более сотни фашистов. Затем два года была разведчицей. Была расстреляна.
3-й Взрослый. Марат Казей. Мать повесили фашисты. Ушёл в партизаны, взрывал поезда. 11 марта 1944 года погиб, отстреливаясь до последнего. Подорвал себя вместе с немцами последней гранатой.
1-й Взрослый. О подвиге юного героя из села Кисилова на Брянщине записал в своем дневнике немецкий солдат: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши Куприна заключался в том, что он долго водил фашистов по лесу, но не показал дорогу к партизанам.
Ведущий. Дети войны, боль и отчаяние.
И сколько надо им минут молчания?
На экране – свечи памяти
Музыка «Реквием»
Голос. Гори, свеча, гори, не затухай,
Не проходящей болью будь.
Пусть в пламени твоем встают,
Чей оборвался путь.
Ведущий. С войной пришел голод. Все, в том числе и дети, недоедали, собирали на полях остатки картофеля, капустные кочерыжки, потому что недостаточно было продуктов. Нередко ели оладьи из очисток картофеля. Кусковой сахар был большой редкостью. Вы знаете, что такое «затируха»? В кипящую воду бросается немного муки, перемешивается, еда готова.
Дети ждали хлеба, а где его взять? Матери отдавали все, что могли, чтобы обменять свои вещи на хлебные карточки.
Музыка.
Ребёнок. Мам, а что такое голод? Не тот, когда набегаешься, есть хочешь, а другой, настоящий, когда люди умирают?
Мама (объясняет). Представь - входишь ты в кухню, а там пусто. И в кастрюле, и в тарелках ничего нет.
Ребёнок. Тогда я просто хлеб пожую.
Мама. Но и хлеба нет.
Ребёнок (вприпрыжку). А я сбегаю за ним в магазин.
Мама. В магазине его тоже нет.
Ребёнок (не сдается). Я в другой магазин…
Мама. Но и в другом, и в третьем, во всех магазинах нет хлеба.
Ребёнок (хмурит брови, потом радостно вскрикивает). А я в деревню бабушке Фене напишу. Она привезет. Они там во какие буханки пекут! (Обеими руками широко обнимает воздух).
Мама. Но и в деревне нет. Представь, что и там, где живет бабушка, и в соседних деревнях - везде пусты магазины и печи. Нигде нет хлеба.
Ребёнок (недоверчиво). Так не бывает! (Упрямо). Не бывает так! (Убегает.)
Мама (провожая взглядом). Я хочу согласиться с ним, не поверить самой себе. Но как сокрушить свет памяти! Как отнять право у прошлого!
Звучит мелодия, мамам вспоминает.
Мама. Помню, как я шарила в кухне и чулане, обнюхивала пустой сусек, как просила маму сходить за хлебом к соседке или куда-нибудь, к кому-нибудь. Я хотела хлеба и была упряма в своей просьбе. Я помнила, как осенью мимо нашей избы везли и везли в телегах мешки с зерном. Много хлеба! Неужто нельзя было хоть немножко оставить нам! - Потерпим, ребятки… Фронт бы накормить, войну бы перемочь, а там все вволю будет, ешь, чего душа пожелает, - утешала нас мама, когда мы смотрели на нее голодными глазами….
Ведущий. В осажденном блокадном городе Ленинграде люди тысячами гибли от голода. Голод не щадил никого. Люди падали и умирали от голода на улицах, на заводах у станков, ложились спать и не вставали.
На экране кадры о блокадном Ленинграде.
Ведущий. «Ленинградские дети» - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Это звучало как пароль, «Ленинградские дети» - и навстречу бросался каждый в любом уголке нашей земли, когда детей эвакуировали из блокадного города. «Ленинградские дети» в ту зиму разучились шалить, даже улыбаться и смеяться, даже плакать. Дети-старички, неулыбчивые, молчаливые, вялые. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.
Фото Тани Савичевой.
Стук метронома.
Кадры, где стоит стол, на столе стакан воды и кусочек черного хлеба.
Ведущий. Блокада… Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей.
На экране кадр: тетрадь Тани Савичевой.
2-й Взрослый. Эту девочку звали Таня Савичева, ей было 11 лет. Она была ленинградской школьницей.
Таня не стреляла в фашистов, не была разведчицей у партизан. Она просто жила в родном городе Ленинград в военное время. Вместе с ней жило много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своём времени.
На жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Чёрный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года составляла 250 граммов для рабочих, всем остальным — 125 граммов. То есть ребёнок получал вот такой кусок хлеба (показывает кусок чёрного хлеба весом 125 граммов) — это была суточная норма.
Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений.
3-й Взрослый. Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка-ленинградка,
Потрясает твой дневник!
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
Ведущий. Будьте бдительными, люди.
Люди, вслушайтесь в дневник –
В нем звучит сильней орудий
Тот безмолвный детский крик :
1-й Взрослый. «Старшая сестра Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год».
2-й Взрослый. «Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год».
3-й Взрослый. «Брат Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год».
1-й Взрослый. «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
2-й Взрослый. «Дядя Лёша, умер 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
3-й Взрослый. «Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года».
1-й Взрослый. «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Ведущий. Умерли все. Что делать? Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет!
Девочке Тане 11 лет…
Стук метронома. Тихо звучит «Реквием» В. Моцарта. На экране кадры Ленинградской блокады.
Показ видеоролика.
Ведущий. Словно призраки, бледны,
Мы крепились — не кричали,
Дети страшной той войны,
Дети гнева и печали.
ТАНЕЦ «ДЕТИ ВОЙНЫ», муз. О. Юдахиной
14-й ребёнок. Спасибо героям,
Спасибо солдатам,
Что мир подарили
Тогда в сорок пятом.
15-й ребёнок. Мы эту победу -
Вовек не забудем!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям!
16-й ребёнок. Пусть счастье и радость
Живут на планете!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям!
Ведущий. Прошла война, прошла беда,
Но боль взывает к людям
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
В честь всех погибших в годы Второй мировой войны – взрослых, детей, женщин, стариков - объявляется Минута молчания!
МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Ведущий. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что живя в 21 веке, мы будем терять детские жизни в террористических актах.
Голос. На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам «звёздные войны»,
Пусть нам снятся звёздные сны!
2-й Взрослый. Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
3-й Взрослый. О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых.
Ведущий. В Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей.
Музыка.
Видео о Норд Осте.
Ведущий. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более тысячи учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.
Видео о детях Беслана.
17-й ребенок. Пусть в защиту детей всюду голос наш слышен:
Расцветать на просторе лесам и садам.
18-й ребенок. Солнцу мира и дружбы подниматься всё выше!
Не смолкать в мощном хоре: нет – войне, терроризму!
Все дети. Миру - да!
На экране голубь – символ мира.
ТАНЕЦ «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»
1-й ребёнок. Я нарисую яркое солнце!
2-й ребёнок. Я нарисую синее небо!
3-й ребёнок. Я нарисую свет в оконце!
4-й ребёнок. Я нарисую колосья хлеба!
5-й ребёнок. Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны!
6-й ребёнок. Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их увидеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан Земли!
Дети поднимают свои рисунки о мире.
ПЕСНЯ "ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ!"
Ведущий. Война и дети — несовместимые понятия, и пусть сегодняшним ребятам никогда не придется испытать те невзгоды, которые выпали на долю «детей Великой Отечественной». Пусть ваше детство никогда не назовется «войной».
Все выходят из зала.