Ольга Федина
Сценарий праздника для детей 6–7 лет «Цвети Мордовия моя!»
▼ Скачать +Заказ
Сценарий праздника для детей 6-7 лет
«Цвети Мордовия моя!»
Цель:
Развивать художественно-эстетические, музыкальные, театральные способности детей, коммуникабельность и артистизм.
Вызывать интерес к музыке. Дать детям представление о традициях своего народа и народов Поволжья.
Вызывать интерес к декоративному прикладному искусству народов Мордовии, учить понимать и ценить национальное творчество своего народа.
Задачи:
Публикация «Сценарий праздника для детей 6–7 лет „Цвети Мордовия моя!“» размещена в разделах
- Мордовия
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июнь 2017
Познакомить с национальными костюмами народов Мордовии.
Формировать у детей музыкально-слуховые представления о музыке Поволжских народов на основе произведений народного творчества.
Развивать музыкально-творческие способности.
Создавать музыкальную среду общения на поликультурной основе, способствующей формированию у детей интереса к культурам разных народов.
Воспитывать музыкально-познавательные потребности и интересы детей, приобретать основы музыкально-исторических знаний.
Воспитывать эстетический вкус на примере высокохудожественных образцов с умелым сочетанием современных тенденций моды с элементами традиционного национального костюма.
Место проведения праздника : музыкальный зал.
Музыкальное оформление:
Аудиозаписи народных и современных мелодий: на мордовском, татарском, русском языках.
Художественное оформление:
выставка детских и взрослых национальных костюмов народов Поволжья, эскизов национального костюма народов Поволжья и кукол в национальной одежде, представителей народов Поволжья.
Оборудование:
Национальные костюмы взрослые и детские (русские, мордовские, татарские).
Полотенца с мордовскими узорами, платочки для танца, народные музыкальные инструменты (ложки, трещётки).
Ход праздника:
Звучит песня «Живи, Мордовия моя» сл. В. Барков, муз. Л. Ганина
Я видел разные края,
Но сердцу здесь тепло.
Когда смотрю я на поля,
Что снегом замело.
Когда весеннею порой
С холмов бегут ручьи,
Когда над Мокшей и Сурой
Заплачут соловьи.
Припев: Живи, Мордовия моя
Храни небесный свет
Твои прекрасные поля
Осыпал лунный свет.
Живи, Мордовия моя,
Не зная горьких бед
Мне без тебя в чужих краях
Другого счастья нет.
Как облака плывут года, но твой не меркнет свет.
Я не поверю никогда,
Что здесь мне места нет.
Любовь, как вешняя вода,
Растопит в сердце зной.
Я счастлив жить с тобой всегда
Единою судьбой.
Под музыку дети заходят в зал и садятся на стульчики
Ведущие читают стихотворение С. Кумакшина
Ведущий 1:
Тебе желаю счастья,
Мордовская земля,
Любимая, родная,
Республика моя.
С великою Россией
Навеки породнилась.
Своим умом и силой
Огромного добилась.
Творишь, дерзаешь, строишь
И не стоишь на месте,
Как многое ты можешь
Со всей страною вместе.
Ведущий 2:
Мордва, татары, русские
Живут давно согласно;
И будущее видится
Мне ясно и прекрасно.
Порядок, созидание -
Девиз наш на пути.
За все твои старания,
Мордовия, цвети!
Люблю тебя, как мать свою,
И радуюсь в душе,
Что повезло родиться мне
На этой вот земле!
Девочки исполняют «Танец с платочками» муз. из оперы «Князь Игорь» А. Бородина,
Ария «Улетай на крыльях ветра» в исполнении Н. Морозовой и женского хора.
Движения к танцу (руки в «Замочке», ходьба по кругу в разных направлениях и противоходом, взмахи платочками из положения сидя и стоя).
Дети в национальных костюмах (мордовских, татарских, русских, под текстовое сопровождение ведущих по очереди выходят на подиум, дефилируют медленно и выразительно по красной ковровой дорожке, расходятся в стороны и идут по кругу и опять по дорожке
(5 пар детей).
Ведущий 2: Костюм – это стиль, вкус, красота.
Ведущий 1: Костюм - наиболее яркий "определитель" национальной принадлежности, воплощение понятия об идеальном образе представителя своей нации. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальных особенностях человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах.
Ведущий 2: Для каждого народа его национальный костюм является наследием предков, возможностью понять то, как и чем жили те люди,
лучше узнать их быт.
Ведущий 1: Как искусным мастерам национальной одежды, украшений удается создавать такие оригинальные образы, где взять нужную ткань, выкройку платья, какие использовать кружева, вышивки, чтобы маленькие зрители могли изучить волшебный и разнообразный мир народного костюма, связанных с ним верований и обычаев?
Ведущий 2: Костюм – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев. Время устроило своеобразный конкурс находкам, привносимым в оформлении одежды каждым последующим поколением мастериц, оставляя лишь самое ценное и удачное.
Звучит композиция «Яблонька» - мордовская народная мелодия в современной обработке (ансамбль «Умарина»).
Демонстрация детских Мордовских костюмов. Выходят дети в мордовских костюмах (2 пары) дефилируют и возвращаются.
Песня «Ульцава ютый» мордовская народная песня
(дети стоят полукругом и пританцовывают во время исполнения песни).
Музыкальная игра-инсценировка «Раужо баран»
Ведущий приглашает детей к игре :
Взрослый в костюме чёрного барана стоит в центре круга детей, и поёт
Вместе с детьми на Мордовском языке, по окончании песни пытается выбежать из круга, а дети не пускают и баран «бодается».
Ведущий 1: Создавая себе наряд, каждая мастерица старалась сделать его как можно лучше. Она вкладывала в него всю свою душу, все самые добрые мысли и чувства. Поэтому мордовский национальный костюм отличался разнообразием и красочностью. Считалось, что такой костюм убережет его хозяйку от порчи и сглаза и придаст ей силу, здоровье и красоту. Изготовляемая вручную, праздничная женская одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и поэтому в ней так устойчивы традиционные черты.
Звучит мордовская народная мелодия «Наигрыши» (мордовский фольклорный ансамбль «Умарина»)
Демонстрация взрослых мордовских костюмов.
Песня «Эх, Мордовочка моя!» муз. и сл. Г. Сураев-Королёв
(солисты 3 мальчика, девочки в мордовских костюмах танцуют на дальнем плане).
1. Я по улице иду, солнце улыбается.
Я мордовочку люблю, первую красавицу.
Припев: Эх, мордовочка моя,
брови чёрные дугой,
Эх, мордовочка моя. Очарован я тобой.
2. Что ты делаешь со мной, дивная красавица?
Становлюсь я сам не свой, когда улыбаешься.
Припев: 2 раза.
3. Эх, мордовочка моя, тобой любуется народ.
Голосочек звонкий твой мне покоя не даёт.
Припев: 2 раза.
«Танец с полотенцами» (6 девочек) «Семиричка кахрть» музыка Мордовской сказительницы С. Люлякиной в современной обработке.
Основные движения танца (притоп, лебёдушка, клубок, зеркальце).
Ведущий 2: Мордовский костюм сохраняется во многих селах и поныне. Как предмет особой гордости он входит в ритуалы семейных и сельских праздников, народных торжеств, фестивалей народного творчества. Можно проследить богатство вариаций мордовской народной одежды, ее эстетические достоинства, пластические возможностями и своеобразие манер ношения.
Ведущий 1: Мордовские крестьянки, не имевшие понятия о моделировании и конструировании одежды, не обучавшиеся законам композиции и колорита, при свете лучины долгими зимними вечерами создавали подлинные шедевры. При этом они интуитивно мыслили себя в костюме, как некий художественный образ, отвечающий эстетическим вкусам и представлениям своего народа.
Ведущий 2: Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них исток и корень национальной культуры. Она развивалась в тесных контактах с культурами древних народов (финно-угорские племена, прежде всего с русской культурой (восточные славяне).
Звучит русская народная мелодия «Калинка» (демонстрация русских костюмов взрослых и детских).
Песня «Гармонист Тимошка» муз. и сл. Т. Морозова (3 ребёнка поют, остальные дети в русских костюмах танцуют на дальнем плане, частично с народными музыкальными инструментами).
1. Целый день во дворе под окном гармошка,
У меня от нее кругом голова.
Не играй, не играй, гармонист Тимошка,
И меня, и меня, не завлекай.
Не играй, не играй, гармонист Тимошка,
И меня, и меня не завлекай!
Припев.
Золотые планочки, звонкий голосок,
Песни пой и пляши с пятки на носок,
Золотые планочки, девица-краса,
Веселись, веселись, русская душа!
2. Я сама не своя от таких мелодий,
Мне дела не дела – все нипочем.
Так и быть, посидим, посидим немножко,
Попоем, попоем о том, о сём.
Так и быть, посидим, посидим немножко,
Попоем, попоем о том, о сём.
Припев.
3. Мы сидим и поем обо всем на свете:
О цветах, о весне и о любви,
Посмотри мне в глаза, мой дружок Тимоша,
Крепче дружбы, чем наша, не найти,
Посмотри мне в глаза, мой дружок Тимоша,
Крепче дружбы, чем наша, не найти.
Припев.
Ведущий 1: Русский народный костюм – это прежде всего костюм крестьянский. В народном костюме слились воедино два начала – функциональное и эстетическое. Человек, чья жизнь была подчинена каждодневному – от восхода до заката – изнурительному труду, исходил не только соображений удобства. Чутко реагируя на красоту, он старался окружать себя ею. Поэтому и одежда, созданная народными мастерицами, грела не только тело, но и душу.
Ведущий 2: Одежда русской крестьянки, даже повседневная, украшалась с любовью. Издавна сердце русского человека пленял образ павы – красивой гордо выступающей птицы. Ей уподобляли славянских женщин, известных своей царственной статью и плавной походкой. Сарафанный комплекс женской одежды самый распространенный на Руси. Именно стройный силуэт русоволосой красавицы в парчовом сарафане, увенчанный кокошником, во всем мире ассоциируется с образом русской женщины.
Оркестр народных инструментов (ложки, колокольчики, трещётки) под русскую народную аранжировку «Ах вы сени мои сени».
Исполняют дети в русских народных костюмах (8 человек).
Игра «Ложки».
На столе деревянные ложки (на одну меньше играющих детей).
Под музыку дети бегают вокруг стола, по окончании музыки дети должны взять ложку со стола. Не успевший игрок выбывает.
Звучит татарская народная мелодия (демонстрация татарских костюмов взрослых и детских).
Стихи на татарском языке «Посвящаю Родине»
Рамиль Хикматуллин Йортсыз (читает взрослый)
Таныйсонмемене,менемжырым?
Мен бит СЕНЕ язганмын.
Коне да кеч йокламый,
Соеклема таза багышлаб!
Таныйсонмемене,менемжырым?
Йораклардасеннанйорам.
Кайчанязам СЕНА бахиттогеп?
Матур,гозальязмышимабагышлаб!
Таныйсонмемене,менемжырым?
Коне бойеИдельбоенда,
Яраткан,аппагым,аккышымнеизлаб.
Сене язам,татаркызларынабагышлаб!
Таныйсонмемене,менемжырым?
Килартагематур,ямликонлар.
Токай йорен,соеб,йолабубам.
Язам сене татарларгабагышлаб!
Сена йетме,менемжырым,
Матур,ямли,аппакбахетсозлар.
Язамсене,яшлартогеп,
Аткаййорты,ВАТАНЕМАбагышлаб!
Ведущий 1: Сравнивая одежду мордвы с русской, татарской и других, живущих по соседству народов, в ней можно увидеть много сходных элементов. Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений.
Ведущий 2: Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна татары ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра.
Татарский танец (2 ребёнка).
Татарский народный ансамбль "Сомбель" - Фазылчишмэсе (татарская народная музыка, сл. С. Хаким)
(основные движения мелкими шагами с пятки на носок).
Татарская народная игра «Тюбетейка».
Дети стоят в кругу лицом друг к другу. Игрок в тюбетейке, под музыку, обходит детей за кругом и по окончаниимузыки, останавливается между детьми. Дети, около которых он остановился, бегут в разных направлениях по кругу. Выигрывает первый добежавший и взявший тюбетейку из рук ведущего игрока.
Дети читают стихи
1 ребё нок:
Очень много слов на свете
Как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти:
Слово «Я» и слово «Мы».
2 ребё нок:
«Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
3 ребё нок:
Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы – семья, и мы – друзья.
Мы – народ, и мы – едины
Вместе мы непобедимы.
4 ребё нок:
Мокшане, эрзяне, татары и русские
Дружной, единой семьею живем,
Край прославляем, добра всем желаем,
И эту красивую песню поем!
Песня «Осень в Саранске» муз. и сл. Г. Сураев-Королёв.
(поют все дети).
1. Над Саранском закружила
Золотистая листва
Осень славно потрудилась
Урожай нам принесла.
2. Пусть веселье не смолкает
Песню дружно запевай
Пусть живёт и процветает
Наш родной мордовский край.
Ведущий 1:
Русские, мордва, татары
Дружбой вековой сильны
Общий дом у нас Россия,
А Россия – это мы!
Миньмартотвейсэ Россия-
Истяэрямосонтьлиссь,
А эрявимастор лия
Маней кази вандыньчись!
Ведущий 2:
Мордовия моя – леса и пашни.
Цветов и птиц привольная страна.
Здесь труд народный очень важен,
Он ценится в Мордовии сполна.
Ведущий 1:
Здесь всё великое и всё простое
Плоды творения рабочих рук.
И кузнеца, и гончара, и вышивальщиц
В сердцах людей нарушат ровный стук.
Дефиле в национальных костюмах, перестроение из круга в пары и обратно в круг (под современную музыку).
Дети перестраиваются в 4 колонны.
В финале праздника исполняется обший танец
«Родина моя» муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского.
Основные движения танца: синхронные взмахи руками в стороны и вперёд, кружение вокруг себя, прыжки на месте с одновременными хлопками в ладоши над головой.
Список литературы:
1. Хрестоматия к программе «Валдоня» (раздел «Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии» для дошкольных образовательных учреждений. О. С. Ерюшкина и Л. П. Корпушина. Саранск 2007г.)
2.«Маленькие бубенчики» Емлапайглнят, вишкабаягинять. Н Сураева-Королёва. Учебно-методическое пособие для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений.
Саранск 2005 г.
3. Интернет ресурсы https://zubova-poliana.narod.ru/history-traditions.htm
4. Интернет ресурсы https://mp3-pesni.net/s
5. Интернет ресурсы tatarz.ru/index/0-22
6. Музыкальный журнал «Колокольчик» 2015 г.
Методические рекомендации:
Эстетические переживания и эмоции являются основой эстетического восприятия. На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства ребенка как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе как эмоциональный, так и познавательный компоненты. Они имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности. Это такие чувства, когда человек переживает, действует, творит, стремясь не к материальной выгоде, а лишь к красоте, удовлетворяя свои духовные потребности. Эстетическое чувство, возникающее при восприятии или исполнении музыки, и есть признак формирования музыкального вкуса. Задача развития у детей эстетических переживаний и эмоций, формирование на их основе музыкального вкуса является ключевой в предлагаемых технологиях. Дети дошкольного возраста должны знакомиться с музыкальными произведениями, разными по стилям, жанрам, эпохам, иметь возможность применять свой опыт восприятия в исполнительстве, творчестве, получать доступные возрасту знания о музыке.
Рекомендую проводить предварительную работу перед проведением подобных праздников и развлечений, используя прослушивание народных мелодий на фортепиано, а также аудиозаписи. Чтение стихотворений и беседы на тему обрядовых традиций различных национальностях Мордовии.
Список реквизита:
1. Национальные костюмы взрослые и детские (русские, мордовские, татарские).
2. Полотенца с мордовскими узорами.
3. Выставка детских и взрослых национальных костюмов народов Поволжья, эскизов национального костюма народов Поволжья и кукол в национальной одежде, представителей народов Поволжья.
4. Народные музыкальные инструменты (ложки, трещётки).
5. Платочки для танца.