ЕЛЕНА ГУК
Сценарий познавательной литературно — музыкальной гостиной для детей и родителей «Дорога памяти»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий познавательной литературно – музыкальной гостиной для детей и родителей «Дорога памяти»
Составила: Гук Елена Ильинична, воспитатель МБДОУ детский сад № 42 города Белово, Кемеровской обл.
Возраст: старшая группа
Организаторы: воспитатель, музыкальный руководитель
Участники: дошкольники, их члены семьи, школьница
Цель: создание условий для формирования у детей и родителей патриотических чувств, проникнутых нравственным духом родной культуры.
Задачи:
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- День Победы. Сценарии праздничных мероприятий на 9 мая
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Сценарии с участием родителей.Совместные с родителями развлечения
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
1. Раскрыть значимость ВОВ в жизни русского народа, акцентировать внимание детей и родителей на героическое прошлое страны.
2. Знакомить дошкольников с литературными и музыкальными, архитектурными, скульптурными и фото композициями, историческими сообщениями, подчеркивающими качества русского гражданина - патриота Родины, проявлявшего верность своему Отечеству.
3. Обогащать словарный запас дошкольников, развивать познавательную активность, навыки работы в группе, корректировать эмоциональную сферу дошкольников, творческие способности дошкольников.
4. Воспитывать у дошкольников чувства любви, гордости за героические подвиги русского народа, уважения, милосердия, сочувствия к ветеранам войны и труда, погибшим защитникам Отечества.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, шаблоны «Звезда» красного, синего, желтого цвета для обозначения правильного ответа, восковые мелки, альбомные листы, атласные ленты или полоски бумаги – лучи солнца, обруч – образ солнца, пилотки для обозначения групп участников (пехота, пограничники, летчики, матросы, столы, стулья для команд.
Обзор презентации викторины «По дорогам памяти» : вопросы с вариантами ответов о ВОВ (годы начала войны, фото памятников ВОВ, песни ВОВ, символика ВОВ и Дня Победы, письма ВОВ).
Вводная часть
Звучит песня композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева, посвященная солдатам, погибшим во время военных действий. Дошкольники и родители делятся на группы – команды по пилоткам, проходят к столам.
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать всех вас в нашем детском саду! Сегодня мы проводим викторину, посвященную Дню Великой Победы, который каждый год 9 Мая отмечает вся наша страна и множество людей во всем мире. В нашей викторине принимают участие три команды: команды
1. Летчики
2. Пехотинцы
3. Пограничники
4. Матросы
Правила викторины:
К каждому вопросу представлены варианты ответов, отмечены красной, желтой или синей звездой. Прослушав вопрос, вы обсудите варианты ответов в команде, обратитесь за помощью к родителям, если возникнет необходимость. Выбрав правильный ответ, поднимайте звезду, соответствующую вашему ответу.
За правильный ответ команда получит «Лучик» солнца. Наша общая задача – собрать «Солнце мирного дня».
Основная часть
Воспитатель:
Первый конкурс называется «Разминка». Всем командам будет задано пять вопросов. При ответе поднимаем все звезды команды. Отвечаем сразу, долго не раздумываем.
Разминка
• Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 Мая? (Великая Отечественная война.)
• Как называлась наша страна в то время? (Союз Советских Социалистических Республик (СССР).)
• Как называется наша страна в настоящее время? (Россия, Российская Федерация.)
• Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней? (Ветераны.)
• Что мы должны сделать, если 9 Мая встретим ветерана? (Поздравить с праздником, поблагодарить.)
Воспитатель: На этом наша разминка закончилась. Ребята, когда вы говорили о ветеранах, вы упомянули о том, что должны будем поклониться им за их подвиги перед Отчизной.
СЛАЙД 1
Теперь предлагаю вам пройти викторину, ответы на вопросы которой проведут нас «По дороге памяти» о них.
СЛАЙД 2 Вопрос 1: Какая страна без объявления войны напала на Советский Союз?
• Франция
• Англия
• Германия
СЛАЙД 3 Вопрос 2: Назовите дату начала ВОВ
• 22 июня 1941 г.
• 7 мая 2018 г.
• 9 мая 1945 г.
Воспитатель: На рассвете 22 июня 1941 г. германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. Открыли огонь тысячи артиллерийских орудий. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики.
Музыкальный руководитель : Руководство страны не сразу поняло, что именно произошло. Жители страны услышали страшное сообщение по радио. Предлагаю вам, уважаемые родители и ребята, прослушать это сообщение.
Включить мп3 на слайде
Сообщение Левитана о начале Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года «Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение…»
Воспитатель: Именно из этого сообщения все узнали, что началась война.
Война длинная,
Война страшная,
Война голодная, холодная,
Война, принесшая много горя и страданий нашему народу.
Музыкальный руководитель :
Ах, война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом — солдат…
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад
Булат Окуджава
Воспитатель: Мы продолжаем нашу викторину.
СЛАЙД 4 Вопрос 3: Какую характеристику вы дадите германским войскам во время ВОВ?
• Друзья – помощники, союзники
• Враги – убийцы, варвары
• Несчастные люди
Воспитатель: От лица всего советского народа, который может простить, но ни за что не сможет забыть страданий, причиненных врагом, о его жестокости в своем стихотворении отразил М. Джалиль. Он работал военным корреспондентом армейской газеты. В одном из боев был тяжело ранен, взят в плен, попал в лагерь, там возглавил подпольную организацию военнопленных, выпускал листовки, писал стихи, призывающие к борьбе с фашистами.
СЛАЙД 5 Чтение школьницей стихотворения М. Джалиля «ВАРВАРСТВО» на фоне музыкального сопровождения «Реквием» Моцарта.
Включить реквием на слайде
Музыкальный руководитель :
«Реквием» Моцарта, который вы услышали в сопровождении стихотворения, был не просто сочинением. Его содержание несколько темное, сумрачное, но вместе с тем, обладающее большой мощью, проявляющее смену страшным угрозам и гневу на предельно искренние, благодатные слезы русского народа.
Воспитатель:
Вопрос 4: Какая песня в своих строках поднимает народ на защиту своей Родины
СЛАЙД 6
• Катюша
• Три танкиста
• Священная война
Музыкальный руководитель : Песня «Священная война» на стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача, ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана сразу же после её начала. Предлагаем вам прослушать ее отрывок и прочувствовать, мощный подъем народа на защиту своего Отечества.
Включить мп3 на слайде
Воспитатель:
Вопрос 5: Этот памятник является одним из самых высоких статуй-памятников мира
СЛАЙД 7
• Обелиск Славы воинам – шахтерам
• Мемориал Родина Мать
На нашей земле после войны осталось много братских могил, обелисков, мемориалов, памятников. К ним приходят люди, чтобы почтить память героев – защитников Родины. Возле них несут почетный караул курсанты. Один из таких памятников посвящен солдату - освободителю рядовому стрелку Алексею.
Музыкальный руководитель : В честь этого памятника написана советская песня на стихи поэта Константина Ваншенкина и музыку композитора Эдуарда Колмановского, как символу памяти всем советским солдатам, погибшим при освобождении Болгарии от нацистской оккупации в Мировой войне.
Чтение школьницей стихотворения «Алеша» на фоне видео – презентации.
Воспитатель:
СЛАЙД 8 Вопрос 6: Как называется постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чем – либо или о ком - либо?
• Георгиевский огонь
• Вечный огонь
• Бессмертный огонь
Воспитатель: Мы никогда не должны забывать о том подвиге, который совершили наши отцы и деды во имя мира будущих поколений. Одним из таких напоминаний служат памятники и мемориалы с вечным и неугасаемым огнем, напоминающем о героических подвигах солдат на полях сражений.
А еще в последние годы накануне 9 Мая, мы с вами видим на улицах, на одежде людей, на машинах оранжево - черные ленточки. Цвета ленты – черный и оранжевый – означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.
Вопрос 7: Георгиевская лента это
СЛАЙД 9
• Символ Победы
• Украшение для волос
Вопрос 8: Эти боевые машины в народе получили прозвище
СЛАЙД 10
• Катюша
• Танк
• Пушечка
Музыкальный руководитель : Эти боевые установки времен Великой Отечественной войны, наводившие ужас на гитлеровские войска прочно ассоциировали с женским именем Катюша из – за легко запоминающейся мелодии знаменитой песни «Катюша» поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера. Это хит на века.
Грянула война. Как и боевое орудие, песня «Катюша» помогала выжить бойцам, поднимая боевой дух, укрепляя в них веру в неизбежную победу.
Исполнение песни «Катюша» всеми участниками гостиной
Воспитатель:
Вопрос 9: Как называется движущая по улицам города, поселка 9 мая колонна людей с фотографиями
СЛАЙД 11
• Храбрый полк
• Знаменитый полк
• Бессмертный полк
Акция «Бессмертный полк» стала народной частью Парада Победы и объединила в своих рядах более 15 миллионов человек. Бессмертный полк всколыхнул волну памяти о героях Великой Отечественной войны: ветеранах армии и флота, тружениках тыла и партизанах, узниках фашистских лагерей, блокадниках, бойцах сопротивления. Обо всех тех, кто внес свой личный вклад в общее дело Победы над фашизмом. Личная память — важнейший смысл «Бессмертного полка».
Рассказы о членах семьи, участвовавших в ВОВ.
Воспитатель: Дорога памяти ведет нас к письмам. Особенную радость люди вкладывали в свои письма о радостной вести – Дне Победы.
Стихи о Дне Победы
1 ребенок:
Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
2 ребенок:
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
3 ребенок:
Мы встречаем день Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.
Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам – День Победы.
4 ребенок:
Этот день завоевали
Наши папы, наши деды.
И поэтому сегодня
Ордена они надели.
Мы, идя на праздник с ними,
Песню звонкую запели.
5 ребенок:
Эту песню посвящаем
Нашим папам, нашим дедам.
Нашей Родине любимой
Слава, слава в День Победы!
Исполнение песни «День Победы»
Практическая часть
Воспитатель: Белый голубь – символ мира. Он символизирует – любовь, чистоту, надежду. В военное время голуби исправно несли службу в качестве связистов. Для гарнизона осажденной крепости голубь нередко оставался последней надеждой для спасения и единственным средством передать мольбу о помощи. После второй мировой войны белый «Голубь мира» с оливковой ветвью в клюве сделался общепризнанной эмблемой мира во всем мире.
Предлагаю вам, ребята и уважаемые родители, нарисовать символы Победы в письме для ветеранов ВОВ и труда. Условие: письмо должно быть сложено в треугольную форму.
Коллективно творческая деятельность детей и родителей.
Во время работы звучит песня «Письма Войны» (слова Вадима Ватагина, музыка Михаила Чертищева) в исполнении А. Олешко, В. Стрижак.
После окончания работы дети с письмами читают стихи
1 ребенок:
Летите, голуби, летите
По миру с добротой своей
Несите, голуби, несите
Любовь всем людям поскорей!
2 ребенок:
Сердца людей пусть потеплеют,
В душе у всех растает лед.
Пусть мир наступит на планете,
И будет счастлив весь народ!
3 ребенок:
Пусть всей земной Планеты
Узнать не смогут бед войны.
На всем на нашем белом Свете
За мир бороться все должны!
Заключительная часть
Передают воспитателю письма. Взрослые и дети встают в хоровод вокруг «Солнца», сложенного по ходу викторины, исполняют песню «Чтобы солнышко светило» (музыка Н. Пескова, слова: С. Фурина)
Чтобы солнышко светило,
Чтоб на всех его хватило,
Чтобы не было грозы,
Чтобы не было беды,
Чтобы не было войны,
Припев:
За руки возьмемся, встанем в круг,
Каждый человек человеку - друг!
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!
Воспитатель: Мы пришли с вами по дорогам памяти в годы Великой Отечественной войны. Я призываю вас помнить и гордиться мужеством, подвигами русского народа. Спасибо вам за правильные ответы и заинтересованность в работе. До новых встреч!
Использованные источники
1. Белый голубь – символ мира и Победы - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://krilovsk.kultura23.ru/item/67008.- Заглавие с экрана.
2. Вечный огонь Победы - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.syl.ru/article/176917/new_vechnyiy-ogon-v-moskve-pamyatnik-vechnyiy-ogon.- Заглавие с экрана
3. Детям о Великой отечественной войне - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/detjam-o-velikoi-otechestvenoi-voine.html.- Заглавие с экрана
4. История песни «Катюша» Победы - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kakprosto.ru/kak-838020-istoriya-sozdaniya-pesni-katyusha.- Заглавие с экрана
5. Начало Великой Отечественной войны - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.yaklass.ru/materiali?mode.- Заглавие с экрана
6. Стихи к 9 мая для дошкольников Победы - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mamamozhetvse.ru/stixi-k-9-maya-dlya-doshkolnikov-36-luchshix.html.- Заглавие с экрана
7. Чтобы солнышко светило Победы - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://webkind.ru/text/50926614_984656696p903172894_text_pesni.- Заглавие с экрана