Анжелика Мершина
Сценарий познавательного занятия для детей старшей группы «Добрый атом»
▼ Скачать +Заказ
Задачи:
• Дать детям дошкольного возраста в игровой и доступной форме первоначальные представления об разных видах энергии, в том числе атомной энергии, её использовании и значении в жизни человека.
• Расширять представления детей о структуре материи, познакомить со строением и использованием ее мельчайшей частицы – атома.
• Развивать познавательный интерес к физическим явлениям окружающего мира.
• Воспитывать чувство ответственности и заботы о своем окружении.
Ход деятельности:
Публикация «Сценарий познавательного занятия для детей старшей группы „Добрый атом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитатель: Ребята, посмотрите! К нам в гости прилетел воздушный шар, только с ним что-то случилось – он еле живой. А еще из его корзинки высыпались какие-то карточки. Давайте посмотрим, что на них. (Цифры и буквы) Попробуем расставить цифры по порядку (раздать карточки детям, они должны выстроиться в ряд от 1 до 7). А теперь поверните карточки буквами к ребятам – пусть они прочитают, что получится. (Энергия) Видимо, ему не хватает энергии.
Беседа об энергии. Воспитатель: Ребята, а что такое энергия?. (выслушать ответ детей) Слово «энергия» пришло к нам из греческого языка и переводится как «действие, деятельность».
Давайте подумаем, кому нужна энергия (обратить внимание на игрушечные машинки, бытовую технику, человечков?. (автомобилям, приборам, людям)
Зачем нужна энергия?. (двигаться, работать, жить)
Где живые существа берут энергию?. Приборы?. Автомобили?.
Энергию вырабатывают из полезных ископаемых – нефти, угля, газа – на специальных предприятиях: нефтеперерабатывающих заводах, различных электростанциях.
Люди не случайно всегда занимались поиском источников энергии. Кроме полезных ископаемых для этой же цели служили и служат по сей день ветер, вода, солнце, показать иллюстрации:
Ветряных– Что заставляет двигаться лопасти мельницы, флюгер на крыше дома, ветрячок в руке ребенка?
(Ветер).
– Какая это энергия?
(Энергия ветра, ветровая энергия).
Водяных электростанций,- А что изображено на второй картинке? (Мельница, гидроэлектростанция).
– Что приводит в движение лопасти этой мельницы, заставляет работать турбины гидроэлектростанции?
(Вода).
– Какая это энергия?
(Энергия воды, водная энергия).
Солнечных батарей. Что заставляет работать огромные батареи, изображенные на третьей картинки?
(Солнце).
– А как называется эта энергия?
(Энергия солнца, солнечная энергия).
Она не вредит природе и человеку
В мире много разных электростанций. А представьте, что рядом нет реки? Нет ветра? А если на небе тучи и нет солнца? А если нет угля и дерева? Вот когда всего этого нет, люди используют АТОМНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ (картинка).
Знакомство с АТОМОМ.
- Что такое атомная станция? Это станция, которая работает на атомном топливе. Как вы думаете из чего сделано атомное топливо? (возможные ответы детей)
- Есть такая урановая руда, которую добывают в земле, как уголь. А уран, как и все вещества, состоит из АТОМОВ. Выкладывают слово АТОМ. А что же такое АТОМ? (картинка)
- Атом – это очень маленькая частичка. Его невозможно увидеть глазами, только через специальный прибор – микроскоп. У атома есть ЯДРО, как у персика есть внутри косточка, так и у атома есть ядро. В ядре атома огромная энергия. Давайте посмотрим, как выглядит атом? (картинка)
- Атом – это ядро и электроны, которые движутся вокруг ядра, как планеты вокруг солнца. Давайте сделаем с вами модель атома (дети делают коллективную работу).
Воспитатель: Этот кусок пластилина у меня в руках будет ядром. Возьмите в руки по кусочку пластилина и скатайте шарики – это будут электроны. Только обратите внимание, что электроны меньше, чем ядро (дети катают шарики). Теперь возьмите палочки и прикрепите на них свои электроны. Ваши электроны прикрепились к моему ядру, вот и получилась модель атома.
- А как же из этого атома получить энергию?
- Когда электроны отрываются от своего ядра и ударяются об электроны другого ядра, образуется большая энергия.
- Давайте представим себе, что наши ладошки - это электроны, похлопайте в ладоши, и вы почувствуете тепло (это и есть энергия).
Физминутка
Воспитатель: Настала пора и нам подзарядиться!
Раз, два — летит ракета (Руки вытянуты вверх)
Три, четыре — самолёт (Руки в стороны)
Раз, два — хлопок в ладоши (Хлопаем в ладоши)
А потом на каждый счёт. (Шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре — (Хлопаем в ладоши)
Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз)
Раз, два, три, четыре — (Хлопаем в ладоши)
И на месте походили. (Шагаем на месте.)
Экспериментирование «Взаимодействие разных атомов»
Воспитатель: Посмотрите у меня в руках магниты. А что может произойдет с электронами, когда они встретятся с частицами, имеющими такой же заряд?. (показать магниты, опыт) Правильно, они начнут отталкиваться. А если они встретятся с противоположно заряженными частицами?. (Притянутся) Давайте понаблюдаем, как это произойдет.
У вас на подносах лежат бумажные силуэты насекомых. Возьмите пластмассовые ручки. Потрите ручки о волосы на голове. Затем поднесите ее к силуэту насекомого. Что вы наблюдаете? (Бумажное насекомое прилипает к ручке)
-Как вы думаете, мы сможем помочь нашему шарику, если попытаемся нагреть его?. Попробуем зарядить его, положив на батарею (под солнечные лучи).
Демонстрация картинок «Атом на службе человеку».
И пока наш шарик заряжается, давайте посмотрим, как атом служит человеку.
1. Атом служит человеку.
2. В медицине с помощью атомной энергии определяются и лечатся болезни.
3. С помощью атомной энергии приводятся в движение атомные ледоколы, подводные лодки и космические корабли.
4. Атомные электростанции вырабатывают электроэнергию для каждого дома.
-Посмотрите, а наш шарик поднялся в воздух! (Отвязать шарик от корзины и отпустить, чтобы он мог подняться к потолку.) Почему он перестал быть вялым и слабым?. Он зарядился энергией и готов поиграть с вами!
Дети идут на ковер и подпрыгивают к шарику, пытаясь схватить его веревочку.