Татьяна Федорова
Сценарий познавательного путешествия «Хлеб-батюшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование знания у детей о значениихлеба в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
- Дать представление о том, каквыращивается зерно для хлеба; обратить внимание на тяжелый трудхлеборобов;
- Закрепить знания детей о том, что хлеб- это один из самых главных и важных продуктов в питания человека.
Развивающие:
- развивать общительность и коммуникабельность.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к людям труда, бережного отношения кхлебукак результату труда многих людей
Публикация «Сценарий познавательного путешествия „Хлеб-батюшка“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2022
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа: слушание русских народных песен, разучивание народных игр, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, чтение произведений о хлебе.
Ход познавательного путешествия:
В зал заходит мальчик, одетый в крестьянскую одежду, в руках он несет узелок с хлебом. На экране: картина русской природы с хлебным полем.
Ведущий: Здравствуй, мальчик! Как тебя зовут? И куда ты так спешишь?
Мальчик: зовут меня Иваном, а спешу я к отцу, хлеб несу на обед. Он зачерпнет водицы в роднике, поест хлебушка и сил ему до вечера хватит для работы в поле! У нас говорят: «Хлеб — батюшка, вода — матушка»!
Ведущий: Ты думаешь, что хлеб ему силу прибавит и насытит его?
Мальчик: Конечно! Хлеба каравай – так и под елью рай! В хлебе прячется силушка и ум человеческий! Отец говорит, кто хлеб каждый день кушает, тот сильным, умным вырастает! Ладно, побежал я, отец заждался!
Иван убегает. На экране меняется картинка на хлебный каравай.
Ведущий: А вы как думаете, ребята? Полезен ли хлеб для человека?
Дети отвечают на вопрос.
Ведущий: А как вы думаете, из какого художественного произведения зашел к нам мальчик Иван? Давайте подойдем к выставке книг и найдем нужную.
На выставке представлены книги: «Легкий хлеб» - белорусская народная сказка, «Колосок», «Как курочка хлеб испекла» - русские народные сказки, «Лисичкин хлеб» М. Пришвин, «Крупеничка» Н. Телешов, «Зерно упало в землю» - С. Шуртаков, «Хлеб святой» - И. Сенченко, «Дождь из семян» Ю. Крутогоров, «Где родился каравай» Г. Фатеев, «Куда бежит река» Л. Епанешников, «Былиночка»А. Исаков,«Девочка, которая наступила на хлеб» - Г. Х. Андерсен и другие произведения. Дети рассматривают книги, читают их названия.
Ведущий: Посмотрите, ребята, а к нам опять зашли гости из сказки! Давайте присядем на стулья и послушаем, что они нам расскажут.
Дошкольники из подготовительной к школе группы показывают сценку из сказки «Легкий хлеб» :
Ребенок – ведущий: Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Выходит из лесу голодный волк. Видит — под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
Волк: Ты что ешь, человече?
Косарь: Хлеб, — отвечает косарь.
Волк: А он вкусный?
Косарь: Да еще, какой вкусный!
Волк: Дай мне отведать.
Косарь: Что ж, отведай.
Ребенок – ведущий: Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб.
Волк: Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
Косарь: Ладно, научу тебя, где и как хлеб доставать.
Ребенок – ведущий: И начал он волка поучать:
Косарь: Прежде всего, надо землю вспахать…
Волк: Тогда и хлеб будет?
Косарь: Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…
Волк: И можно есть хлеб? — замахал волк хвостом.
Косарь: Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…
Волк: Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк.
Косарь: Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…
Волк: Ох, долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю.
Косарь: Где там наешься! Рано еще. Сперва, надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…
Волк: И, что буду хлеб есть?
Косарь: Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…
Волк: И все?
Косарь: Нет, не все. Надо муку замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
Волк: И спечется хлеб?
Косарь: Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его!
Ребенок – ведущий: Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
Волк: Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
Косарь: Ну что ж, раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поищи тогда легкий!
Ребенок – ведущий: Убежал волк легкого хлеба искать, а косарь поел хлебушка, запил водицей и принялся за тяжелую работу! Но на этом сказка не кончается: найдите на полочке белорусскую народную сказку «Легкий хлеб» и узнаете ее продолжение!
Ведущий: Вот как трудно и тяжело выращивается зерно! Сколько труда вкладывают хлеборобы, чтобы зерно выросло, вы услышали. А, чтобы испечь хлеб что необходимо? Давайте с вами заглянем на кухню бабушки Маланьи!
Дети переходят в музыкальный зал, где расставлены полукругом столы, за которые усаживаются дети лицом к главному столу, где сидит бабушка Маланья.
Бабушка Маланья: здравствуйте, детушки! Как я рада вас всех видеть! Вы пришли ко мне вовремя, я как раз тесто на хлебушек месить буду!
Вот у меня большая глиняная миска: я в нее наливаю теплую родниковую водицу, насыпаю сахарочек, соли немного, дрожжей, чтобы тесто пышным и воздушным было, масло растительное налью, а теперь кладу понемногу просеянную через сито муку. Подсыпаю и перемешиваю, подсыпаю и перемешиваю. Вот так! Получается тесто густое и тягучее! Месить его надо долго! Вы мне поможете? У вас на столиках лежат влажные салфетки, вы ими ручки потрите, чтобы они чистые были, теперь полотенцем, чтобы сухими стали. В ваши маленькие мисочки я положу по комочку теста, которое вы будете месить, так как я покажу.
Дети под руководством бабушки месят тесто.
Бабушка: месить тесто надо с хорошим настроением, любовью, улыбаясь, песенки можно петь, стихи хорошие читать. В старину, пока хлеб печется, никто не ссорился, не повышал голос. Ваша любовь и хорошее настроение перетекает в хлебушек. «Без хлеба сыт не будешь», «Хлеб — кушай, добрых людей слушай», «Худ обед, коли хлеба нет».
Ну, вот помесили достаточно. Теперь тесто должно отдохнуть и самостоятельно набраться сил. Прикроем его полотенцем. И тихонечко выйдем из-за столов.
Давайте передадим тесту хорошее наше настроение и споем душевную песню и встанем в хоровод.
Песня-хоровод «Песня про каравай» (сл. В. Прихордько, муз. Г. Левкодимова).
Хороводная игра «Как батюшка сеял рожь»
Все становятся в круг и проговаривают:
«Кто хочет знать, как сеют рожь?
Мой батюшка сеял так…»
Показывают движениями рук вперё д:
«Потом отдыхал вот так…»
Становятся, сложив руки крест – накрест.
«Кто хочет знать, как жнут рожь?». Берут серпы.
Отец мой пожинал так (показывают).
Проходят по кругу и проговаривают:
«А где месяц идет -
Там рожь растет,
А где заря-заряница -
Там пшеница.
А рано-рано
Солнышко всходит,
А того раньше -
Жнеи на ниву выходят»
Потом отдыхал он вот так (показывает)
После припева изображают, как вяжут снопы, как молотят (при молотьбе, каждый слегка постукивает своего соседа).
(Мальчики приносят мешочки).
Ведущий: Дети, вот как много надо вложить труда, чтобы на столе всегда был вкусный ароматный хлеб.
1 Ребенок читает стихотворение:
Рос, сперва, на воле в поле. Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили. Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто. В магазине занял место.
Вырос он под синим небом. А пришел на стол к нам хлебом.
2 Ребенок
Хлеб ржаной, батоны, булки, не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. Яков Аким
Бабушка: Пока вы играли и пели, я тесто разложила на противень и снесла в печь. И вот уже принесла вам готовый хлебушек! Он еще горячий, ему остыть нужно. А вы угостите этим хлебушком своих родителей! Пусть скушают на здоровье!
3 ребенок
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел
В нем здоровье наша, сила,
в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! (С. Погореловский)
Ведущий: Спасибо вам, бабушка Маланья! Теперь мы знаем не только как хлеб растет, но и как он печется! Мы с детьми обещаем вам, что никогда не будем обижать хлеб, будем помнить всегда, сколько труда вложено в каждый кусочек, ведь хлеб - всему голова!