МААМ-картинки

Сценарий познавательного путешествия «Хлеб-батюшка»

Татьяна Федорова
Сценарий познавательного путешествия «Хлеб-батюшка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формирование знания у детей о значениихлеба в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

- Дать представление о том, каквыращивается зерно для хлеба; обратить внимание на тяжелый трудхлеборобов;

- Закрепить знания детей о том, что хлеб- это один из самых главных и важных продуктов в питания человека.

Развивающие:

- развивать общительность и коммуникабельность.

Воспитательные:

- воспитание любви и уважения к людям труда, бережного отношения кхлебукак результату труда многих людей

Публикация «Сценарий познавательного путешествия „Хлеб-батюшка“» размещена в разделах

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа: слушание русских народных песен, разучивание народных игр, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, чтение произведений о хлебе.

Ход познавательного путешествия:

В зал заходит мальчик, одетый в крестьянскую одежду, в руках он несет узелок с хлебом. На экране: картина русской природы с хлебным полем.

Ведущий: Здравствуй, мальчик! Как тебя зовут? И куда ты так спешишь?

Мальчик: зовут меня Иваном, а спешу я к отцу, хлеб несу на обед. Он зачерпнет водицы в роднике, поест хлебушка и сил ему до вечера хватит для работы в поле! У нас говорят: «Хлеб — батюшка, вода — матушка»!

Ведущий: Ты думаешь, что хлеб ему силу прибавит и насытит его?

Мальчик: Конечно! Хлеба каравай – так и под елью рай! В хлебе прячется силушка и ум человеческий! Отец говорит, кто хлеб каждый день кушает, тот сильным, умным вырастает! Ладно, побежал я, отец заждался!

Иван убегает. На экране меняется картинка на хлебный каравай.

Ведущий: А вы как думаете, ребята? Полезен ли хлеб для человека?

Дети отвечают на вопрос.

Ведущий: А как вы думаете, из какого художественного произведения зашел к нам мальчик Иван? Давайте подойдем к выставке книг и найдем нужную.

На выставке представлены книги: «Легкий хлеб» - белорусская народная сказка, «Колосок», «Как курочка хлеб испекла» - русские народные сказки, «Лисичкин хлеб» М. Пришвин, «Крупеничка» Н. Телешов, «Зерно упало в землю» - С. Шуртаков, «Хлеб святой» - И. Сенченко, «Дождь из семян» Ю. Крутогоров, «Где родился каравай» Г. Фатеев, «Куда бежит река» Л. Епанешников, «Былиночка»А. Исаков,«Девочка, которая наступила на хлеб» - Г. Х. Андерсен и другие произведения. Дети рассматривают книги, читают их названия.

Ведущий: Посмотрите, ребята, а к нам опять зашли гости из сказки! Давайте присядем на стулья и послушаем, что они нам расскажут.

Дошкольники из подготовительной к школе группы показывают сценку из сказки «Легкий хлеб» :

Ребенок – ведущий: Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Выходит из лесу голодный волк. Видит — под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

Волк: Ты что ешь, человече?

Косарь: Хлеб, — отвечает косарь.

Волк: А он вкусный?

Косарь: Да еще, какой вкусный!

Волк: Дай мне отведать.

Косарь: Что ж, отведай.

Ребенок – ведущий: Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб.

Волк: Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!

Косарь: Ладно, научу тебя, где и как хлеб доставать.

Ребенок – ведущий: И начал он волка поучать:

Косарь: Прежде всего, надо землю вспахать…

Волк: Тогда и хлеб будет?

Косарь: Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…

Волк: И можно есть хлеб? — замахал волк хвостом.

Косарь: Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…

Волк: Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк.

Косарь: Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…

Волк: Ох, долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю.

Косарь: Где там наешься! Рано еще. Сперва, надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…

Волк: И, что буду хлеб есть?

Косарь: Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…

Волк: И все?

Косарь: Нет, не все. Надо муку замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.

Волк: И спечется хлеб?

Косарь: Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его!

Ребенок – ведущий: Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:

Волк: Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

Косарь: Ну что ж, раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поищи тогда легкий!

Ребенок – ведущий: Убежал волк легкого хлеба искать, а косарь поел хлебушка, запил водицей и принялся за тяжелую работу! Но на этом сказка не кончается: найдите на полочке белорусскую народную сказку «Легкий хлеб» и узнаете ее продолжение!

Ведущий: Вот как трудно и тяжело выращивается зерно! Сколько труда вкладывают хлеборобы, чтобы зерно выросло, вы услышали. А, чтобы испечь хлеб что необходимо? Давайте с вами заглянем на кухню бабушки Маланьи!

Дети переходят в музыкальный зал, где расставлены полукругом столы, за которые усаживаются дети лицом к главному столу, где сидит бабушка Маланья.

Бабушка Маланья: здравствуйте, детушки! Как я рада вас всех видеть! Вы пришли ко мне вовремя, я как раз тесто на хлебушек месить буду!

Вот у меня большая глиняная миска: я в нее наливаю теплую родниковую водицу, насыпаю сахарочек, соли немного, дрожжей, чтобы тесто пышным и воздушным было, масло растительное налью, а теперь кладу понемногу просеянную через сито муку. Подсыпаю и перемешиваю, подсыпаю и перемешиваю. Вот так! Получается тесто густое и тягучее! Месить его надо долго! Вы мне поможете? У вас на столиках лежат влажные салфетки, вы ими ручки потрите, чтобы они чистые были, теперь полотенцем, чтобы сухими стали. В ваши маленькие мисочки я положу по комочку теста, которое вы будете месить, так как я покажу.

Дети под руководством бабушки месят тесто.

Бабушка: месить тесто надо с хорошим настроением, любовью, улыбаясь, песенки можно петь, стихи хорошие читать. В старину, пока хлеб печется, никто не ссорился, не повышал голос. Ваша любовь и хорошее настроение перетекает в хлебушек. «Без хлеба сыт не будешь», «Хлеб — кушай, добрых людей слушай», «Худ обед, коли хлеба нет».

Ну, вот помесили достаточно. Теперь тесто должно отдохнуть и самостоятельно набраться сил. Прикроем его полотенцем. И тихонечко выйдем из-за столов.

Давайте передадим тесту хорошее наше настроение и споем душевную песню и встанем в хоровод.

Песня-хоровод «Песня про каравай» (сл. В. Прихордько, муз. Г. Левкодимова).

Хороводная игра «Как батюшка сеял рожь»

Все становятся в круг и проговаривают:

«Кто хочет знать, как сеют рожь?

Мой батюшка сеял так…»

Показывают движениями рук вперё д:

«Потом отдыхал вот так…»

Становятся, сложив руки крест – накрест.

«Кто хочет знать, как жнут рожь?». Берут серпы.

Отец мой пожинал так (показывают).

Проходят по кругу и проговаривают:

«А где месяц идет -

Там рожь растет,

А где заря-заряница -

Там пшеница.

А рано-рано

Солнышко всходит,

А того раньше -

Жнеи на ниву выходят»

Потом отдыхал он вот так (показывает)

После припева изображают, как вяжут снопы, как молотят (при молотьбе, каждый слегка постукивает своего соседа).

(Мальчики приносят мешочки).

Ведущий: Дети, вот как много надо вложить труда, чтобы на столе всегда был вкусный ароматный хлеб.

1 Ребенок читает стихотворение:

Рос, сперва, на воле в поле. Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили. Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто. В магазине занял место.

Вырос он под синим небом. А пришел на стол к нам хлебом.

2 Ребенок

Хлеб ржаной, батоны, булки, не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. Яков Аким

Бабушка: Пока вы играли и пели, я тесто разложила на противень и снесла в печь. И вот уже принесла вам готовый хлебушек! Он еще горячий, ему остыть нужно. А вы угостите этим хлебушком своих родителей! Пусть скушают на здоровье!

3 ребенок

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел

В нем здоровье наша, сила,

в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! (С. Погореловский)

Ведущий: Спасибо вам, бабушка Маланья! Теперь мы знаем не только как хлеб растет, но и как он печется! Мы с детьми обещаем вам, что никогда не будем обижать хлеб, будем помнить всегда, сколько труда вложено в каждый кусочек, ведь хлеб - всему голова!

Публикации по теме:

«Новогодние путешествия по сказкам в поисках Деда Мороза» Сценарий праздника для старшего возраста «Новогодние путешествия по сказкам в поисках Деда Мороза» (для подготовительной группы) Действующие лица: Ведущая, Дед Мороз – взрослые;.

Фотозарисовка прогулки в лес «Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд»Фотозарисовка прогулки в лес «Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд» Вот и наступила осень, у нас на Охотском побережье! Хочу заметить, что не календарная, как в южных регионах, а что ни есть самая настоящая.

Интегрированное занятие «Хлеб-батюшка» с показом сказки «Колосок»Интегрированное занятие «Хлеб-батюшка» с показом сказки «Колосок» Сказка про печку На лесной опушке печка стояла. Печка стояла-глазками моргала. Вышел на опушку медведь дядя Миша. -Печка-печка,.

Конспект познавательного занятия в средней группе «Хлеб — наше богатство»Конспект познавательного занятия в средней группе «Хлеб — наше богатство» Конспект познавательного занятия в средней группе «Хлеб - наше богатство» Цель: составить представление детей о хлебе Задачи: развивать.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как хлеб пришел на стол?»Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как хлеб пришел на стол?» Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь. Задачи: формировать бережное.

Сценарий квест-путешествия «По сказочным тропам» для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать познавательную активность, любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей. Задачи: Формировать.

Сценарий познавательного досуга в ДОУ «Тайны природы»Сценарий познавательного досуга в ДОУ «Тайны природы» Цель: закрепление представлений детей о природных явлениях. Задачи: - закреплять представления детей о природных явлениях через художественное.

Сценарий осеннего фольклорного праздника «Здравствуй, батюшка Покров!» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий осеннего фольклорного праздника «Здравствуй, батюшка Покров!» для детей старшего дошкольного возраста МДОУ д/с «Сказка» д. Сухоноска Воспитатель: Пескова А. М. Цель: приобщение детей к народным традициям празднования Покрова Дня. Задачи:.

Сценарий познавательного досуга «Путешествие в город Чувств»Сценарий познавательного досуга «Путешествие в город Чувств» Цель: Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу детей, дать основы самоанализа, саморегуляции, закрепить знания об основных чувствах.

Внеурочная деятельность в 1 классе «Хлеб-батюшка» Предмет: Внеурочная деятельность Класс: 1 Пособие: «36 занятий для будущих отличников» Л. В. Мищенкова Тема урока: «Хлеб-Батюшка» Тип урока:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий познавательного путешествия «Хлеб-батюшка»
Опубликовано: 7 апреля 2022 в 10:01
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий познавательного путешествия «Хлеб-батюшка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Федорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД