елена нестерова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Огонь дышит»
▼ Скачать + Заказать документы
«Огонь и его свойства»
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе детского сада.
Цель: Знакомство с некоторыми свойствами огня.
Задачи:
- изучить на практике некоторые свойства огня,
-развивать наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки,
-воспитывать уверенность в своих действиях в экстремальной ситуации, умение не теряться перед лицом опасности.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Огонь дышит“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Оборудование: видеофильм, свеча, спички, вода, стеклянная банка, комок бумаги, тарелка, фломастеры, заготовки для зарисовывания, мяч, мнемотаблицы.
Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «пожарные», рассматривание серии картинок «Осторожно,огонь!» чтение марийской народной сказки «Как огонь с человеком подружился» дидактические игры «горит-не горит», «доскажи слово», разминка «пожарные», пальчиковая гимнастика «свеча».
В: Сегодня я предлагаю поговорить об одном природном явлении, которое очень помогает человеку в жизни. Попробуйте отгадать, что это такое?
Он и греет, он и жжет,
Он живой, но не живет,
Он и светит, и слепит,
Он идобр, и сердит,
Живет рядом с нами,
Требует внимания!
Да, это огонь, и без него человеку было бы очень тяжело. Я предлагаю вам разделиться на три небольшие группы и, посовещавшись, подготовить небольшие рассказы об огне.
1 гр. : откуда берется огонь?
2гр. :как огонь помогает человеку?
3гр. : когда огонь может стать врагом?
(дети составляют небольшие рассказы, один из группы обобщает информацию, высказывается)
В: спасибо вам большое за работу и за ваши интересные рассказы. Да, огонь бывает Добрым, когда дает нам тепло, помогает приготовить пищу, просушить одежду, дает свет в темное время суток. Но иногда случаются такие ситуации, когда огонь становится злым, опасным, и из друга-помощника превращается во врага. Сейчас я предлагаю вашему вниманию фильм, а вы посмотрите внимательно и скажите – что герои фильма делали неправильно?
(просмотр 1 части видео фильма – 2минуты 22секунды)
В: -из-за чего может возникнуть пожар в доме?
-что делали герои фильма неправильно?
-какой вывод вы можете сделать из этого фильма?
К огню надо относиться осторожно, использовать его полезные свойства и избегать опасных.
А сейчас я хочу предложить вам немного отдохнуть – поиграть со мной в игру «Горит-не горит».
( Игра с мячом: воспитатель называет предмет или вещество и и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, если предмет или вещество горит, и отбивает, если не горит. Например: бумага, ткань, стекло, дерево, металл, пластик, вода и т. д.)
В: Сегодня на нашей встречея предлагаю вам побыть настоящими учеными и исследовать некоторые свойства огня. Посмотрите, что у меня есть. Я зажгу свечу с помощью спичек, осторожно и аккуратно (ставлю свечу на стол). Как вы думаете, я сейчас нарушила правила обращения с огнем? Чтобы свеча не упала и не случился пожар, я установлю ее в подсвечник.
Посмотрите на пламя свечи,оно похоже на лепесток, такой нежный, слабый, дрожит от моего дыхания, как живой. Но не забывайте, такой маленький ис виду беспомощный огонек может стать грозной стихией, бедой, может уничтожить все на своем пути – и жилье людей, и леса, и поля. И поэтому, чтобы бороться с ним,нам необходимо знать – чего боится огонь? Как вы думаете?
(дети высказывают предположения)
В: Есть предположение,что огонь боится воды. Как мы можем это проверить? Я сейчас покажу вам это свойство. (зажигаю свечой бумагу на блюдце, когда огонь наберет необходимую силу, обращаю внимание детей на это, затем заливаю пламя водой)
- что произошло с огнем? (он потух, перестал гореть, погиб).
-какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (огонь боится воды)
Это первое свойство, которое мы сегодня изучили: ОГОНЬ БОИТСЯ ВОДЫ. (показываю мнемотаблицу)
В: попробуем еще глубже проникнуть в тайны огня. Мы уже говорили, что огонь может передвигаться, как живой. А вот ученые считают, что огонь умеет дышать. Вы хотите это проверить? Я проведу следующий опыт, а вы смотрите внимательно. (горящую свечу накрываю прозрачной стеклянной банкой).
-что произошло с огнем?
-почему он погас (выслушиваю предположения детей).
В: Огонь живет, пока вокруг есть воздух, без воздуха он не может гореть.
- какой вывод можно сделать из этого опыта (огонь дышит, ему для жизни нужен воздух)
Только что мы узнали еще одно важное свойство огня: ОГОНЬ ДЫШИТ. (показываю мнемотаблицу)
- как мы могли бы применить это свойство, например, спасаясь от огня?
-чем можно заменить банку, если нужно потушить огонь? (одеяло, пальто, и т. д.)
После таких интересных открытий я предлагаю вам немного размяться.
Здесь мы учимся недаром (гладят себя по голове)
Не допустим мы пожара (Руки вверх, иммитируют пламя)
Спички уберем на полку (поднимаются на носки)
Не зажжем костер без толку (грозят пальцем)
Будем помнить день за днем: осторожней будь с огнем! (маршируют).
В: А теперь настало время досмотреть наш фильм до конца и узнать, как вели себя герои, когда из-за их неправильного поведения возник пожар.
Просмотр второй части фильма, комментарии детей.
В: Ребята, мы свами сегодня исследовали свойства огня, узнали, как нужно обращаться с огнем.
Я думаю, теперь мы можем поделиться своими знаниями с другими детьми. Вы со мной согласны? Тогда я предлагаю вам разделиться на две компании для того, чтобы выработать правила и зарисовать их.
1 компания-зарисует правила поведенияпри пожаре. (т. е. что нужно делать, если возник пожар)
2 компания-зарисует правила, которые должен соблюдать человек, чтобы пожар не случился. (или чего нельзя делать)
В: Ребята, дело это сложное, не легкое, вы можете пригласить помощника из числа взрослых, можете поискать информацию в зоне безопасного поведения, вспомните – что вы видели в фильме и какие исследования проводили.
(5-7 минут дети работают, затем правил вывешиваем на доске и дети объясняют нарисованное правило).
В: Спасибо вам, дети, мне было приятно наблюдать за вашей работой! Вы все старались, помогали друг другу, и теперь сможем пойти к детям старшей группы и рассказать им об удивительных свойствах огня и о том, как нужно вести себя чтобы не случилось пожара или если пожар вдруг произошел.