Ольга Камитова
Сценарий педагогического совета в нетрадиционной форме «Творческий педагог — творческие дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема педсовета : "Творческий педагог - творческие дети"
Цель: актуализация творческого и креативного развития воспитателей ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.
Задачи:
- совершенствовать профессиональное мастерство воспитателей, формировать у них потребность в творчестве, развивать находчивость, нестандартность мышления, сообразительность;
- вовлечь воспитателей в коллективную деятельность, развивать желание и умение взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций;
Публикация «Сценарий педагогического совета в нетрадиционной форме „Творческий педагог — творческие дети“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Предварительная работа: анкетирование воспитателей «Изучение особенностей организации педагогического процесса и его влияние на развитие творчества дошкольников».
Повестка дня:
1. Информация о выполнении решения предыдущего педсовета. (Старший воспитатель Камитова О. В.)
2. Вступительное слово «Творческий педагог – творческие дети». (Старший воспитатель Камитова О. В.)
3. Анализ анкетирования педагогов. (Старший воспитатель Камитова О. В.)
4. Практическая часть. Организационно – деятельностные игры с элементами тренинга. (Старший воспитатель Камитова О. В.)
5. Рефлексия «Всё в твоих руках». (Старший воспитатель Камитова О. В.)
6. Обсуждение и принятие проекта решения педсовета.
Ход педсовета.
Добрый день, уважаемые коллеги!
1. Выполнение решения предыдущего педсовета.
На предыдущем педсовете было принято решение:
- разработать и систематизировать картотеки с видами гимнастик для дошкольников;
- разработать комплексы физкультминуток для детей;
- пополнить физкультурно – оздоровительные центры в группах оборудованием для закаливания.
Данное решение было выполнено: во всех группах подобраны картотеки с разнообразными видами здоровьесберегающих технологий; разработаны комплексы физкультминуток для снятия статического напряжения; во всех группах пополнены оборудованием физкультурно-оздоровительные центры.
2. В последнее время укоренилось выражение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». В. О. Сухомлинский отмечал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, именно поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, которая является главным показателем его профессиональной компетентности.
Итак, тема нашего педсовета «Творческий педагог – творческие дети». Эпиграфом для нашей встречи я выбрала следующие слова:
Какие они будут, наши дети!
Ведь все это зависит лишь от нас,
И на пороге будущих столетий
Быть может, они будут лучше нас.
Действительно, результат деятельности педагога не измерить общепринятыми мерками, результат нашей деятельности – создание ценностей. Неповторимы дети, личность самого педагога, обстоятельства, и каждое педагогическое решение должно исходить из этих нестандартных факторов. Педагог по определению не может быть не творческим! Как точно об этом говорил Борис Пастернак:
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Печально, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
И надо жить без самозванства –
Жить так, чтобы, в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
Как тонко и точно в каждой строчке написана судьба педагога. Творческий педагог – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет», так выразился Николай Константинович Рерих. Педагог вкладывает в своих воспитанников некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности, т. е. вдыхает жизнь. Именно поэтому невозможно говорить о творчестве отдельно от педагога!
«Творчество». Слово такое знакомое и в то же время всегда новое. В нем столько граней, столько планов, идей, возможностей и радости новых открытий. Наше время – это время контрастов. С одной стороны, жизнь - шаблонные действия, правила и ритуалы. Рутина заставляет нас плыть по течению, действовать по пути наименьшего сопротивления – всё это подавляет стремление к творчеству. Но с другой стороны, наше время – время перемен. Оно задает высокую планку успешному человеку, это и
• способность быстро анализировать ситуацию;
• находить нестереотипные и нестандартные способы решения проблем,
• умение видеть вещи в другом, необычном ракурсе,
• оригинально взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира.
К решению проблем малых и больших, серьезных и не очень нужно подходить с разных точек зрения - творчески. Именно этому учатся дети у нас – своих наставников. Педагог – это не просто профессия. Педагог - это образ жизни. Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста. Достаточно наглядной в этом отношении является притча: в сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: - Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: - Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь! Уверена, что и нам тоже незачем и некогда ржаветь.
3. Было проведено анкетирование педагогов по теме : «Изучение особенностей организации педагогического процесса и его влияние на развитие творчества дошкольников».
Цель: определение отношения педагога к творчеству, уровня представлений о творчестве, оценка способности «видеть» ребенка в образовательном процессе, определять его творческий потенциал.
В анкетировании приняло 3 педагога, из них 2 набрали 24 -48 очков и 1 набрал менее 23 очков.
24 – 48 очков: у вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
Менее 23 очков: ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили свои творческие способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
4. И сегодня в рамках организационно-деятельностный игры с элементами тренинга я предлагаю вам поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.
Игра «Ситуация успеха»
(на фоне музыки «Давайте говорить друг другу комплименты»)
Для начала я хочу предложить вам участие в одной интересной игре. Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности, а ведь без тёплого слова и летом холодно. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.
Такие откровения убеждают в неповторимости, незаменимости педагогических личностей, когда педагоги ощущают собственную ценность, уважают коллег, любят детей.
Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего.
- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
- Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?
Пример:
(1. Огромное спасибо Вам за Ваш труд, за душевность и мудрость. 2. Невозможно передать моё восхищение Вашим талантом, опытом и профессионализмом.)
Эксперимент – отступление.
Предлагается одному человеку за 1 минуту назвать 10 известных педагогов. Затем эта работа делается коллективно. Вывод: что одному человеку не под силу, он играючи проделывает в коллективе.
Итак, что же такое творчество? Пассивный, но судьбоносный дар, счастливый случай, удача, которая появляется и исчезает независимо от желания человека? Или это все-таки выбор, настойчивость, работа над собой и «запланированное везение»?
Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)
Коллеги, предлагаю вам легкую «интеллектуальную разминку». На столе находится карточка со словом «творчество» (карточки со словом «творчество», крупноформатные) Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «творчество»? Напишите слова/словосочетания, которые начинаются с букв ключевого слова, при этом они могут представлять любую часть речи.
Т – талант, терпение
В- восторг, великолепие
О- оригинальность, организованность
Р- развитие, результат, развития интуиция
Ч- чувство меры, чувство прекрасного, чрезмерная увлеченность
Е- единство…
С- стремление, сотрудничество, судьба, счастливый случай, соперничество, совершенствование, скорость, способность
Т- труд, тандем
В- вспышка
О-осведомленность, откровенность
(т- труд, терпение, толерантность; в- вдохновение, воображение, восхищение, воспитанность, вежливость, вера; о- оригинальность, одарённость, организованность; р- развитие, разум, радость, разнообразие, речь, результативность, работоспособность, решительность; ч- чувство новизны, чистота, чувство юмора, чёткость, человеколюбие, честность; е- единство целей и действий, естественность; с- сотворчество, созидание, солидарность, счастье, старание, свобода, совесть, стимул, сочувствие, свобода выбора, смелость, справедливость, старательность, самосовершенствование; т- талант, творчество, трудолюбие; в- время, варьирование, виртуозность, внимание, восторг, воля, вариативность, важность, великолепие; о- опыт, озарение, общение, одарённость, образованность, открытие, очарование.)
Ну что ж, очень интересный ассоциативный ряд у нас получился.
А теперь предлагаю перейти к заданию «Открытая трибуна».
Раздаются карточки с вопросами:
• Творчество и мастерство - одно и то же или нет?
• Стереотипы в работе и мышлении могут стать врагами творчества.
• Творчество – это процесс, которым алгоритмически можно овладеть, нарабатывая опыт.
• Творчество в педагогической работе можно спланировать.
• Свобода творчества педагогов усиливает продуктивность труда.
• Что препятствует творчеству?
Как вариант, отвечая на вопрос: «Что препятствует творчеству?» : недостаток времени, загруженность уроками и подготовкой к ним, сформировавшиеся стереотипы, недостаток информации, недостаток общения с учёными, психологическая напряжённость, лень собственная и лень некоторых учащихся.
Упражнение «Объявление»
Для того, чтобы нас знали и ценили наши профессиональные качества, мы должны уметь себя презентовать и можно даже сказать, рекламировать.
Задание: в течение 5 минут составить рекламное объявление о детском саде так, чтобы рейтинг детского сада в глазах социума повысился.
Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой. Заслушиваем объявления…. Какие объявления представляются вам самыми интересными и оригинальными?
Задание «Изобретатели» (по Е. Ф. Шангиной, с изменениями)
Следующее задание развивает способность видеть в привычном необычное, умение отстаивать свою точку зрения, доказывать, аргументировать, а также умение отказываться от идеи, если она оказалась несостоятельной. Материалы: карандаш, файл, скотч (предметы в нескольких экземплярах) Задание: За пять минут найдите как можно больше применений для полученных предметов.
Вопросы для обсуждения:
Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
О чем заставило задуматься это упражнение?
Как часто дети бывают непредсказуемы. Как часто педагогу бывает нужно терпение, находчивость, педагогический талант, чтобы выйти из затруднительного положения на занятии, чтобы быть «на высоте».
Упражнение «Творческая жизнь»
Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.
ручки.
Задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят сделать более творческой собственную жизнь, и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реальными, воплотимыми в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п). Пример:
1. Регулярно выполнять физические упражнения;
2. Овладеть техникой медитации и релаксации.
3. Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.
Контрольный тест на креативность.
Не нужно ни бумаги, ни карандаша, ни калькулятора.
Просто следуйте моим инструкциям - так быстро как сможете. Не надо записывать задания и ответы, считайте в уме.
Сколько будет:
15+6?
3+56?
89+2
12+53
75+26
25+52
63+32
Я знаю, вычисления - это тяжелая работа, но финиш близок. Еще немного.
123+5
250+77
А теперь БЫСТРО! ЗАДУМАЙТЕ РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ И ЦВЕТ!
Итак, Вы только что задумали красный молоток, не так ли?
Если нет, то вы среди 2% людей, кто имеет "другое" или "нестандартное" мышление. 98% людей отвечают в этом тесте "красный молоток". Если вы не верите в это, проверьте на своих родственниках и знакомых.
Будущее за теми, кто приучил себя мыслить нестандартно. Впрочем, прошлое тоже!
Упражнение «Рифмовка».
Команды в конвертах получают задания. Необходимо завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшей встречи.
• Мы встречались, мы играли, креативность развивали…
• На игру мы приходили, где нас с вами научили…
• Креативность – что за птица?
• Нам запомнилось так ярко…
• Завершилась наша встреча…
5. Рефлексия.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность формировать личность :
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
“Все в твоих руках”
• Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
• Большой – для меня было важным и интересным…
• Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
• Средний – мне было трудно (мне не понравилось…
• Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
• Мизинец – для меня было недостаточно
Вывод: советский и российский ученый – педагог Марк Матусович Поташник говорил «Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов».
В заключении, чтобы наша встреча завершилась на позитиве, предлагаю всем встать, взяться за руки, поднять их и повторить «Кредо творческих педагогов»
- Мы имеем творческий потенциал
- Мы хотим реализовать его
- Мы уверены, что у нас всё получится
- Мы склонны рисковать
- Мы умеем видеть проблему и возможности её преодоления
- Мы имеем критическое и гибкое мышление
- Мы в поиске
- Мы воспитываем творческих детей!
Напоследок поделюсь с вами рецептом приготовления хорошего мероприятия.
Памятка «Рецепт приготовления хорошего занятия».
Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарований и злости. После того, как вы отобрали, разделите эмоции на части. И обязательно пойте!
Непременно добавьте в каждое свое мероприятие:
• 12 порций мудрости,
• 11 порций терпения,
• 10 порций храбрости,
• 9 порций работоспособности,
• 8 порций оптимизма,
• 7 порций преданности своёму делу,
• 6 порций вольнодумия и свободомыслия,
• 5 порций доброты,
• 4 порции отдыха и заботы о здоровье,
• 3 порции юмора,
• 2 порции такта,
• 1 порцию веры в каждого своего воспитанника.
Для того чтобы придать остроты и сладости вашему мероприятию, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения, обязательно добавьте игры и обильно посыпьте все хорошим добрым юмором. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте все блюдо улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей мероприятие сервируется спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом.
Решение педагогического совета :
1. Использовать творческий подход на занятиях. (Постоянно).
2. Проанализировать свой собственный опыт по теме: «Творчество и педагог» с целью дальнейшей корректировки своей работы. (Март).
3. Повышать квалификацию через изучение и применение на практике современных инновационных психолого-педагогических технологий образования. (Постоянно).
4. С целью повышения уровня мотивации к саморазвитию у педагогов чаще практиковать нетрадиционные формы организации методической работы с педагогами. (Ежегодно).
Прошу проголосовать: за - 4 ; против - 0 ; воздержались - 0 .
Ответственные: старший воспитатель