Нина Харламова
Сценарий педагогического совета «Современные подходы к речевому развитию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий педагогического совета "Современные подходы к речевому развитию дошкольников"
Цель:
актуализация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.
Задачи:
Публикация «Сценарий педагогического совета „Современные подходы к речевому развитию дошкольников“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Проанализировать состояние работы по речевому развитию детей в ДОУ, наметить пути совершенствования в данном направлении
Развивать
• профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития;
• умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания;
• творческую активность участников.
Подготовка к педагогическому совету:
Консультации для педагогов
• «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в условиях ДОУ»
• «Музыкально-игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста»
• «Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности по физическому развитию»
• «Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей»
• «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум
• «Требования к качеству речи педагога дошкольного образовательного учреждения»
Творческая мастерская
• «Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте. Изготовление пальчиковых кукол для детского театра»
Открытые показы образовательной деятельности ОО «Речевое развитие»
• «По дорогам сказок» - II младшая группа «Гномики»
• «Моя мама – лучшая самая» - средняя группа «Почемучки»
• «Книжки – малышки в подарок ребятишкам»
• «Путешествие в лес» - старшая группа компенсирующей направленности «Дельфинчики»
• «Дикие животные наших лесов» - подготовительная группа компенсирующей направленности «Смешарики»
Тематический контроль
«Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
Повестка:
Теоретическая часть:
• актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста;
• аналитическая справка по результатам тематической проверки «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи дошкольников».
Практическая часть:
Деловая игра «Педагогический экспресс»
Обсуждаемые вопросы:
• методические аспекты речевого развития дошкольников;
• создание условий для развития речи детей в ДОУ;
• современные образовательные технологии в развитии коммуникативных навыков дошкольников в условиях детского сада;
• презентация игровых дидактических пособий по развитию речи дошкольников;
• разработка решения педсовета;
• рефлексия.
План проведения:
Речь – это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель.
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. На современном этапе дошкольным образовательным учреждениям предъявляются серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В рамках решения задач данного направления ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества между участниками образовательных отношений. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. Однако современный мир и его технические «игрушки» подменяют ребенку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из любимых детских книг. Ребенок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность. Поэтому проблема речевого развития детей дошкольного возраста актуальна, процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. Дети дошкольного возраста имеют не отдельное нарушение структурного компонента речи, например, звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать в ДОУ условия для практического овладения разговорной речью, использовать методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность. Поэтому, деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Аналитическая справка по результатам тематической проверки: «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи дошкольников».
Деловая игра «Педагогический экспресс»
Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста, а также повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении. Мы приглашаем Вас на деловую игру, которая называется «Педагогический экспресс». Нам нужно выбрать экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог насколько методически педагоги подготовлены в области речевого развития дошкольников. Надеюсь, что наша игра поможет привнести в вашу педагогическую деятельность что-то полезное и интересное.
1 станция «Артикуляционная гимнастика»
Развитие артикуляционного аппарата от которого зависит внятность и чистота речи - важная задача. Если у ребенка наблюдается вялость артикуляционного аппарата, необходимо развивать:
• подвижность языка (упражнения на умения делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад вглубь рта и т. д.);
• подвижность губ (упражнения на умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
• умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков.
Для эффективного общения педагога с коллегами и родителями и особенно с дошкольниками, также важна эта сторона речи, поэтому мы можем использовать различные приемы.
Упражнение «Шушаника Минична»
Участники получают по одной карточке разного цвета, на которых написано труднопроизносимое имя и отчество. Упражнение выполняется в кругу. Один из участников читает вслух имя на карточке, например, «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, красивое имя, Шушаника Минична» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдёт до первого участника. Если кто - то из участников не может произнести имя соседа, он обращается за помощью к любому представителю группы.
По окончании педагоги делятся на 2 команды, по цвету карточек, придумывают название, относящееся к теме «Речевое развитие», пишут его на подготовленных табличках.
2 станция «Развитие словаря»
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Особенно быстро увеличивается количество существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется условиями воспитания, (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предмета, а также характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Упражнение «Ассоциации – прилагательные»
В ответ на слово, произнесенное ведущим, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол - круглый; пруд - большой.
Список - Критика -
Звезда - Книга -
Кругозор - Закон -
Лекция - Счастье
Дом - Пища -
Принцип Дефицит -
Действие Шрифт -
Интерес - Убеждение -
Библиотека - Музей -
Страна - Пример -
Собака - Приказ -
Жизнь - Воспитание -
Город - Группа
3 станция «Краткость – сестра таланта»
Во всех видах образовательной деятельности в детском саду воспитатели широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.
Требования к вопросам:
• вопрос должен обладать определённым содержанием (необходимо избегать лишних, ненужных для намеченного программного содержания вопросов);
• второе требование к вопросу — точность и конкретность (многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно, чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным);
• целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям (цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала, поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что нарисовано, не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном)
Упражнение «Да – нет»
• Общение является ведущим средством развития речи? (Да)
• Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря? (Нет.)
• Рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению? (Да)
• Интонация, высота и сила голоса входят в компоненты речи? (Нет)
• Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент? (Да)
• Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей? (Нет)
• Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы? (Да. Произносятся звуки.)
• Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения? (Да)
• Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя? (Нет)
4. Станция «Методическая»
1. Назовите основные задачи по развитию речи дошкольников.
1. Развитие словаря.
2. Формирование грамматической стороны речи.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
4. Формирование разговорной (диалогической) речи.
5. Обучению рассказыванию (монологической речи).
6. Ознакомление с художественной литературой.
7. Подготовка детей к обучению грамоте.
2. Назовите виды связной речи.
(монологическая и диалогическая речь)
3. Какие формы диалогической речи Вы знаете?
(разговор, беседа)
4. Назовите структурные компоненты беседы.
1. Начало
2. Основная часть
3. Окончание
5. Какой прием считается ведущим при организации беседы?
(вопрос)
6. Какие виды монологической речи существуют?
1. Пересказ
2. Рассказывание по картине
3. Рассказывание об игрушке
4. Рассказывание детей из опыта
5. Творческие рассказы
7. Назовите практические методы развития речи
-Дидактическая игра
-Игра - драматизация
-Трудовая деятельность
5 станция «Литературная страничка»
Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Задание «Узнай сказку»
Команды получают 4 карточки с заданием: в наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
кашечрохав «Хаврошечка»
боклоко «Колобок»
зоркомо «Морозко»
очвокамйюд «Дюймовочка»
дыродйом «Мойдодыр»
гукароснеч «Снегурочка»
комерет «Теремок»
рожахико «Жихарка»
6 станция «Знатоки своего дела»
Важнейшей формой организации обучения речи и языку являются специальные занятия, на которых целенаправленно решаются задачи речевого развития детей. Планируя занятие, на первое место нужно ставить новую или трудную деятельность, а далее — более легкие, основанные на повторном материале. На последующих занятиях основные задачи сохраняются, но по возможности меняют методы их осуществления. Воспитатель учитывает ранее использованный метод, степень усвоения детьми материала и, руководствуясь этими данными, отдает предпочтение очередному методу (тренировочное упражнение, объяснение нового, дидактическая игра, беседа и т. п.).
Задание «Сформулировать цель, задачи, краткий ход образовательной деятельности по речевому развитию»
Командам предлагаются карточки:
1. II младшая группа. Тема: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек» (Ушакова с. 69)
2. Средняя группа Тема: Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» (Ушакова с. 137)
7 станция «Эрудиты»
Возраст 5 лет - период интеллектуального развития дошкольников. Ребенок становится способен к определенной логической обработке воспринимаемой информации, может ставить цель и сознательно ее добиваться. Игры-загадки, кроссворды и ребусы можно отнести к игровым и проблемно поисковым методам обучения детей дошкольного возраста, которые направлены на повышение интереса, положительных эмоций, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче. Наши кроссворды посвящены речевому развитию дошкольников.
Командам предлагаются кроссворды:
Кроссворд № 1.
По горизонтали.
2. Создание нового слова на базе другого однокоренного слова при помощи приставки, суффикса.
5. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором используются вопросы, объяснение, беседа, рассказ воспитателя.
6. Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению.
По вертикали.
1. Речь, рассказ одного человека
2. Часть речи, обозначающая предмет, объект, явление.
3. Вид рассказа, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или высказывающей отношение к нему.
4. Небольшое литературное произведение в прозе, описание, повествование, история
Ответы по горизонтали.
2. Словообразование;
5. Словесный;
6. Синонимы.
по вертикали: 1. Монолог;
2. Существительное;
3. Описание.
4. Рассказ.
Кроссворд № 2
по горизонтали:
2. Вид рассказа, в котором сюжет развивается во времени и логической последовательности.
3. Человек, который пишет книги, создает какие-нибудь произведения.
5. Метод, используемый воспитателем на занятиях по развитию речи, при котором детям демонстрируются игрушки, предметы, картинки, фотографии, рисунки, слайды и др.
7. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения.
по вертикали:
1. Слова, противоположные по смыслу.
4. Часть речи, которая обозначает действие предмета.
6. Разговор между двумя людьми.
Ответы:
по горизонтали
2. Повествование.
3. Автор.
5. Наглядный.
7. Загадка.
по вертикали
1. Антонимы.
4. Глагол.
6. Диалог.
8 станция «Педагогическая технология»
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования, не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий речевого развития дошкольников.
При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:
• ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
• содержание технологии ориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
• технология должна носить здоровьесберегающий характер;
• основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
• реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
• организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Технологии речевого развития:
• проектная деятельность
• технология портфолио
• исследовательская деятельность, коллекционирование
технология проблемного обучения
• игровые технологии
В контексте применения игровых технологий для развития речи дошкольников эффективно использовать приемы мнемотехники.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Задание: «Составить мнемотаблицу к стихотворению»
Команды получают карточки – таблицы с пустыми клетками, которые необходимо заполнить символами максимально приближенными к речевому материалу стихотворения.
1. У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листьев кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нём.
2. Телевизор вместе с нами
Смотрит наша киска.
Видит мышку на экране.
Мышка, вроде, близко.
Мог бы славным быть обед.
Только хвать, а мышки нет!
9 станция «Аукцион методических находок»
Сегодня на аукцион выставлены необычные лоты - это педагогическая продукция по речевому развитию.
Педагоги презентуют дидактические игры и пособия по теме педсовета. кратко рассказывая о том, где и как они могу быть использованы.
Жюри подводит итоги.
Проект Решения педсовета:
1. Работу коллектива по речевому развитию детей считать удовлетворительной.
2. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей
Сроки: постоянно
Ответственные: все педагоги
3. Отражать в планах работу по всем направлениям речевого развития дошкольников: развитие словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование связной речи, восприятие художественной литературы и фольклора, согласно возрастным возможностям детей группы.
сроки: постоянно
ответственные: воспитатели
4. Регулярно планировать:
- работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок и т. д. ,
- индивидуальные и групповые беседы с детьми;
- чтение и анализ произведений художественной литературы;
- театрализованные игры
- индивидуальную работу по речевому развитию дошкольников.
сроки: постоянно
ответственные: воспитатели
5. Использовать в практике работы модели и схемы для развития связной речи дошкольников (средние, старшие, подготовительные группы)
сроки: постоянно
ответственные: воспитатели
6. В каждой группе пополнить банк методических пособий по развитию звуковой культуры речи и развитию грамматического строя речи дошкольников.
сроки: до 20.01.2020г.
ответственные: воспитатели
7. Во всех группах разработать и разместить на информационных стендах консультации для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста» и «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста», согласно возрастной группе детей.
сроки: до 20.01.2020г.
ответственные: воспитатели
8. Рационально подходить к организации предметно-пространственной развивающей среды групп и кабинетов ДО (игровые центры, речевые центры группы, книжные, театральные и музыкальные уголки, уголки ряжения и т. д.) в соответствии с требованиями ФГОС ДО и возрастными возможностям детей группы (насыщенность, вариативность, полифункциональность, доступность, безопасность)
сроки: постоянно
ответственные: все педагоги
9. Принять к сведению опыт работы педагогов…., представивших дидактические пособия по развитию речи дошкольников.