Ольга Иванова
Сценарий педагогического совета «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет №2 (03.12.2020г.)
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей
дошкольного возраста»
Цель:
• сохранение и укрепление здоровья детей;
• поиск эффективных форм для формирования у детей мотивации к здоровому образу жизни,
• формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Повестка:
1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета.
Публикация «Сценарий педагогического совета „Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
2. Актуальность темы педсовета (выступление старшего воспитателя)
3. Чистота – залог здоровья (выступление воспитателя)
4. Режим – главное условие здоровья малышей (выступление воспитателя)
5. Правильное питание (выступлени воспитателя)
6. Закаливание (выступление воспитателя)
7. Движение и спорт (кроссворд)
8. Презентация нестандартного физкультурного оборудования
9. Проект решений
Оборудование и материалы: проектор, презентация, маркерная доска, маркеры, модель дерева, фломастеры, дом, кирпичики на скотче
Начать педсовет с анализа выполнения решения предыдущего педсовета.
Уважаемые коллеги, повестку педсовета вы видите на экране (СЛАЙД 1)
Ход педсовета
Поговорим о ценности здорового образа жизни
"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают.
Уважаемые коллеги! Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это. " (блиц опрос педагогов) (СЛАЙД 2)
Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни.
Сегодня на педсовете выясним, какие условия созданы в нашем детском саду для работы по здоровьесбережению.
Для начала разберёмся в понятиях.
Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировка ЗДОРОВЬЯ, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: (СЛАЙД 3) “Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата, благоприятная психологическая атмосфера, обеспечение социально – эмоционального благополучия ребёнка. Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные “киты”, на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем организма (СЛАЙД 4)
Посудите сами, без пищи человек сможет прожить какое-то время, имея нарушения в опорно-двигательном аппарате, возможно, будет прикован к инвалидному креслу, но всё-таки он будет жить. А если нарушится деятельность сердца или лёгкие перестанут усваивать кислород, а самый простейший вирус, попав в организм, не встретит там преграды в виде иммунной системы, я думаю не нужно быть медиком, чтобы сделать вывод к чему это приведёт. Поэтому так важны эти самые “КИТЫ”, поддерживающие здоровье ребёнка. (слайд 5)
Основным же средством развития сердечнососудистой, дыхательной и иммунной системы являются циклические движения (бег, ходьба, плавание, прыжки и т. д., при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Именно циклические виды движений наиболее естественны для ребёнка дошкольника.
Развитие дыхательной системы также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но. только на свежем воздухе! Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять 4 – 4,5 часов в день и должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью.
(СЛАЙД 6) По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10 %, наследственности принадлежит 20 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50 % - это образ жизни.
Вот и получается, что здоровый образ жизни играет большую роль для человека. Здоровый образ жизни это есть поведение человека, направленное на сохранение и укрепление здоровья. Дети сами, естественно, не могут обеспечить себе здоровый образ жизни. Ему в силу своего возраста сложно представить, что ему могут грозить какие-то заболевания, и что запас здоровья имеющийся у него, ограничен. И только когда маленький человек, будет осведомлён о важности ЗОЖ, он быстрее перенесёт переданный взрослыми опыт. ( Но это могут сделать взрослые: дома – родители, в детском саду – сотрудники детского сада.) в самостоятельную деятельность, разумнее будет относится к своей жизни и к своему здоровью. Следовательно, важно с самого раннего детства сформировать у детей понятие, ЧТО КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ХОЗЯИНОМ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ, С САМОГО РАНННЕГО ДЕТСТВА НАУЧИЬТ РАЗУМНО И БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К СОВЕМУ ЗДОРОВЬЮ.
На формирование представление о ЗОЖ у дошкольников оказывают влияние как условия воспитания в семье, так и в образовательном учреждении.
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Система мер, направленная на сохранение здоровья ребёнка является – использование в ДОУ здоровьесберегающих технологий. Это технологии обучения здоровому образу жизни : (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, спортивные развлечения и праздники, проблемно-игровые ситуации (игротернинги и игротерапия) коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье, самомассаж, точечный массаж.
(Точечный массаж – проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов, используется наглядный материал.
Самомассаж- необходимо объяснить ребёнку всю серьёзность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Коммуникативные игры – занятия строятся по определённой схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной подвижности)
При формировании навыков здорового образа жизни у детей следует уделять особое внимание следующим компонентам ЗОЖ:
Сейчас мы с вами раскроем 5 основных компонентов ЗОЖ и попробуем построить дом хорошего здоровья.
Загадываю загадки и вписываю слова в кирпичики дома.
Загадки – 5 факторов здоровья.
Равномерное чередование труда и отдыха в течение дня. (Режим дня)
Мероприятия, направленные на поддержание чистоты, здоровья (Гигиена)
Порядок приёма пищи, её характер и количество. (Правильное питание)
Постоянная тренировка своей физической выносливости, устойчивости к холоду, к заболеваниям. (Закаливание)
Активные действия, в которых участвуют равные группы мышц. (Движение, спорт.)
А сейчас мы подробнее остановимся на каждой из них.
1. Слово предоставляется воспитателям 1 группы.
Выступление о личной гигиене
Вывод: Чистота-залог здоровья.
Демонстрация книжки – малышки «Советы от Мойдодыра»
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.
Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических навыков ведется по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.
В работе с детьми мы используем целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей :
1. Организуем наблюдения за тем, как надо умываться и мыть руки, вытирать из насухо полотенцем, как пользоваться столовыми приборами, платком, салфеткой и т. п.
2. Организуем деятельность репродуктивного характера (показ-повтор за взрослым, пример сверстников, поощрение)
3. Проводим беседы с привлечением наглядности, рассматриваем с детьми алгоритмы процессов личной гигиены (мытьё рук)
4. Читаем детям потешки и стихотворения о гигиенических процессах.
5. Используем разнообразные игровые приёмы, такие как «Научи котёнка умываться» и др.
6. Вовлекаем детей в простейшую поисковую деятельность, например «Найди из предложенных картинок или предметов все, что понадобится для умывания», разложи картинки где мальчик/девочка поступают правильно/неправильно;
7. Организуем игры-эксперименты
8. Предлагаем детям познакомиться с дидактической развивающей куклой – девочкой чистюлей. Организуем с ней конкурсы «Чистый из чистых», «Первый приз девочки Чистюли».
Мы привлекаем родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома, через индивидуальные беседы, консультации. Например:
Мы объясняем родителям, что малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков, постоянное и удобное место для полотенца и т. д.
В группе мы стараемся обогащать предметно- пространственную развивающую среду для формирования первоначальных представлений о личной гигиене.
Специфика работы по обучению личной гигиене с малышами позразумевает соблюдение постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем — картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, труде, непосредственно образовательной деятельности, в быту.
2. Сообщение воспитателя 2 младшей группы. «Режим — главное условие здоровья малышей»
Режим –главное условие здоровья малышей
Режим дня – это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он признан сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приёмов пищи.
Преимущество соблюдения режима дня: соблюдение ребёнка режима дня – залог его здоровья.
По мнению врачей режим укрепляет иммунитет, подсознание усваивает, что всему своё время: еде, сну, прогулкам и организм подстраивается: сон становится глубоким, аппетит хорошим. Режим помогает избегать суеты в течение дня, что в свою очередь делает детей спокойней и уверенней. Режим помогает адаптироваться детям в новой обстановке, в условиях детского сада. Также распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что безусловно поможет ребёнку в дальнейшей взрослой жизни.
Основные составляющие режима дня: сон, питание, прогулки, двигательная активность и другие виды деятельности.
Негативные последствия несоблюдения режима дня: в случае нарушения режима сна ребёнок становится капризным, плаксивым, вялым, отказывается играть, не может выбрать себе занятие.
В случае нарушения режима питания: у ребёнка могут возникнуть нарушения работы желудочно-кишечного тракта, которые могут перерасти в хронические диагнозы.
В случае нарушения режима прогулок у ребёнка снижается иммунитет, недостаток кислорода замедляет обменные процессы.
Вывод: Соблюдение режима дня способствует нормальному развитию детского организма.
Демонстрация: буклеты для родителей
Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в ДОУ, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться в домашних условиях.
3. Слово предоставляется воспитателям средней группы «Правильное питание-залог здоровья дошкольников»
Питание -важный фактор здоровья. Однако пища должна доставлять удовольствие, надо, чтобы он ел с аппетитом. Во время приёма пищи не следует торопить детей, заставлять их есть, уговаривать. Это не только может вызвать у них негативную реакцию на определённое блюдо или вид пищи, но и постепенно привести к резкому ухудшению аппетита. Нужно создать все условия, которые бы исключали нежелание ребёнка есть. Необходимо создавать во время кормления такую обстановку, чтобы ребёнку хотелось есть без принуждения. Этому способствует и внешний вид столов, их сервировка, и то, как сидят дети – «спина к спине» или могут видеть друг друга, улыбнуться друг другу и воспитателю. Не стоит запрещать детям разговаривать во время еды, это противоестественно. Нужно учить их разговаривать спокойно и не забывать о еде.
В большинстве случаев при хорошо налаженном режиме питания здоровые дети не страдают отсутствием аппетита. Также следует учесть, что вредны и недоедание и переедание. Полнота, как известно не означает здоровья. Врачи советуют помнить, что существуют по меньшей мере два регулятора аппетита – физическая активность и окончание приёма пищи раньше, чем наступит ощущение полной сытости.
Каждый приём пищи в детском саду желательно использовать как благоприятный момент для воспитания у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Наши дети умеют пользоваться всеми столовыми приборами, салфетками, умеют тщательно и бесшумно пережёвывать пищу, едят аккуратно, не кладут локти на стол, не мешают соседу.
Перед едой все дети тщательно моют руки с мылом, насухо их вытирают, садятся за стол опрятными.
Важным моментом также в организации питания воспитанников считаю дежурство детей, которые помогают младшему воспитателю накрыть на стол поставить на столы тарелки с хлебом, разложить столовые приборы, убирают использованную посуду. Всё это способствует воспитанию у дошкольников самостоятельности и трудолюбия.
Мы также сотрудничаем с родителями по организации полноценного питания в домашних условиях и предлагаем нашим родителям (законным представителям) рецепты блюд, которые готовят наши повара. (демонстрация рецепта).
Игра с педагогами «Алфавит».
Демонстрация меню «Творожная запеканка»
4. Слово предоставляется старшей группе «Методика закаливания в моей возрастной группе».
Картотека гимнастик пробуждений.
Основные принципы и средства закаливания
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.
Целью физического воздействия является воспитание здоровых, стойких, мужественных людей, активных и бесстрашных защитников Родины. Закаливание организма детей служит той же цели.
Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, мы имеем в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.
При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.
Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.
Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения, и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка.
Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения.
Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.
5. Кроссворд «Движение и спорт»
Итог. Предлагаю подвести итог и ответить на самый главный вопрос - Так чем же обеспечивается здоровье ребёнка? Предлагаю вам составить модель ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА в виде ДЕРЕВА (работа в группах)
• Ствол – это здоровье
• Корни – факторы, которые обеспечивают крепкое здоровье
• Крона – следствие, т. е. каким будет ребёнок
( Факторы: (правильное питание, соблюдение режима дня, ЗОЖ, полноценный сон, закаливание, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность и т. д.)
Следствие – интегративные качества :
• физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
• любознательный, активный
• эмоционально отзывчивый
• овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
• способный управлять своим поведением и соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения
• способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту
• имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
• овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
• овладевший необходимыми умениями и навыками)
Таким образом, у нас получилась модель здорового ребёнка.
И наша с вами задача - “питать” корни – создавать условия, обеспечивающие крепкое здоровье ребёнка.
Итак, наш педсовет подходит к концу. Предлагаю приступить к выработке решений
Решение педсовета :
1. Продолжить совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через рациональное использование здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
2. Систематизировать картотеки по физическому развитию: «Подвижные игры», «Бодрящая гимнастика после сна», «Физкультминутки», иллюстративным материалом для ознакомления детей с разными видами спорта.
3. Продолжать тесное сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей.