Олеся Москаленко
Сценарий педагогического мероприятия «Моя Кубань. Казачество»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями кубанских казаков.
2. Развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным обычаям и традициям.
3. Воспитывать чувство уважения к старшему поколению, своей малой Родине.
Методы и приемы: проблемная ситуация, показ презентации, физкультминутка, дидактические игры, рассматривание объекта, вопросы, поощрения, педагогическая оценка.
Публикация «Сценарий педагогического мероприятия „Моя Кубань, Казачество“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Кубань
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас детей по теме образовательной деятельности (почитание старших, отлучки, кинжал, нагайка, житница, всадник).
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.
Предварительная работа: экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций с изображением пейзажей Кубани, о предметах быта казаков, беседы с детьми о Кубани, заучивание кубанских казачьих песен, пословиц и поговорок о казаках, ознакомление с художественной литературой по теме образовательной деятельности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, куклы в национальной одежде – казак и казачка, макет кубанского подворья, старинные фотографии и иллюстрации.
Ход:
Дети проходят в группу, звучит песня «Ты, Кубань, ты наша Родина», дети рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Дети, сейчас Вы услышали песню. Как вы думаете, кто исполняет эту песню? И о чем мы сегодня с Вами будем говорить?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы, дети, это гимн Кубани и исполняет его кубанский казачий хор. И Вы, наверное, уже догадались, что речь мы сегодня с Вами будем вести именно о Кубани, и будем говорить о традициях и обычаях кубанских казаков. Мы живем в благодатном и красивом крае. Ребята, Вы, наверное, слышали, что Кубань называют житницей России. Ребята, а Вам знакомо слово «житница»? Как Вы думаете, что оно означает?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, житница – это богатая хлебородная местность или край. Так как у нас на Кубани плодородные и щедрые земли, и они кормят всю Россию, наш край и прозвали житницей России. Кубань – это благодатный край. Природа здесь особая и невероятно красивая (слайд 1). Кубань богата традициями, обычаями, обрядами и промыслами, которые сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение.
Ребята, а первыми кто поселился у нас на Кубани, были именно казаки, поэтому в нашем крае огромную роль играет казачья культура. Об их традициях и обычаях мы сегодня с Вами и поговорим. Казаки умели браво воевать и жили порядочно и справедливо, были мужественными и отважными. И всегда чтили свои традиции. Казак не может считать себя настоящим казаком, если не знает и не соблюдает свои традиции и обычаи. Традиций и обычаев у кубанских казаков было много. Скажите, пожалуйста, ребята, как Вы думаете, какие главные правила должны были знать казаки с детства?
Ответы детей.
Воспитатель: Все верно, молодцы! Семьи у казаков было принято иметь большие, всегда в семье было много детей, и все старались жить в мире и любви. В семье особым уважением пользовались старики. Именно они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении. В обращении к родителям и старшим казакам необходимо было соблюдались сдержанность и почтительность. К старшим на Кубани можно было обращаться только на Вы. Обычай почитания старших требовал выполнения определенных правил (слайд 3). Может быть, кто– нибудь из Вас знает, что это были за правила?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, действительно, уважение к старшим – одно из главных обычаев казаков, так как в казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу – разумно жить. Ребята, а как Вы понимаете – это выражение «разумно жить»?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, все верно. Разумно жить означало, жить по справедливости, быть добрым, помогать ближнему, уважать и почитать старших. Обычай уважения и почитания старшего – это было, прежде всего. Нужно было проявлять заботу к старшим, внимание и готовность к оказанию помощи и все это требовало соблюдения некоторых правил. С некоторыми из этих правил я Вас сегодня познакомлю. Например, при появлении старших детям необходимо было вставать; если же казак был в форме, то ему необходимо было приложить руку к шапке; если казак был одет не по форме, то он должен был снять шапку и поклониться (слайд 4). В казачьих семьях были очень строгие обычаи. Я Вам предлагаю подумать и ответить на вопрос, а, что же в казацких семьях, например, не разрешалось делать в присутствии старшего поколения?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, верно. Детям действительно, не разрешалось разговаривать и перебивать старших; не разрешалось сидеть в присутствии старшего поколения, и считалось неприличным обгонять старшего по возрасту, необходимо было спросить разрешение прежде, чем обогнать; младшие по возрасту должны были уступить дорогу пожилым и при входе куда – либо первым пропускали именно старшего по возрасту; слова старшего являлись для младшего законом и в любой совместной деятельности, при принятии любого решения обязательно спрашивали мнение старшего. Было бы чудесно, если бы и Вы придерживались этих правил. Ребята, уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет, и я хочу познакомить Вас еще с одной важной традицией, которая соблюдалась в казачьих семьях (слайд 5). А вы, подумайте, и ответьте на вопрос, нравится ли Вам такие традиции? И объясните, почему Вы так считаете. Так вот, существовала еще одна традиция, детям, в казацких семьях, не разрешалось быть за столом во время приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но даже находиться в комнате, где были взрослые, тоже было запрещено. Как Вы относитесь к такой традиции?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, действительно, обычаи и традиции были строгие, но это, конечно же, не означало, что родители не любили своих детей. Они любили своих детей, ухаживали за ними, и заботились, а еще любили играть со своими детьми. У нас на Кубани есть свои народные казачьи игры (слайд 6). Их много и я сейчас хочу Вас познакомить с одной очень интересной казачьей игрой, в которую любили играть в казацких семьях. Игра эта называется «Золотые ворота». Давайте мы с Вами тоже поиграем в эту игру.
Проводится игра «Золотые ворота».
Правила игры.
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают лицом друг к другу и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Остальные дети встают друг за другом «цепочкой». Вся «цепочка» должна пройти под «воротами». «Ворота» говорят следующие слова:
Золотые ворота, пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим Вас!
После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Игра заканчивается тогда, когда все дети становятся «воротами».
Воспитатель: Ну, как Вам игра? Понравилась? Мы с Вами немного отдохнули, а теперь я Вам предлагаю вспомнить, пословицы и поговорки о казаках.
Ответы детей.
Воспитатель: Отлично, Вы вспомнили много поговорок и пословиц про казаков. А знаете ли Вы, ребята, что казаки большую часть своей жизни проводили именно на службе, в боях, походах. По обычаю все уходившие на службу собирались в церкви. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви, либо в саду у самого дома. Как Вы думаете, зачем казаки это делали?
Воспитатель: Правильно, молодцы, казаки верили, что земля с родного места поможет им вернуться домой целыми и невредимыми. Ребята, но в походах и дома в обычной жизни с казаком всегда был верный и надежный друг. Как Вы думаете, кого же можно назвать надежным другом казаков?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, действительно, ребята, у казаков была особая любовь к лошадям. Кони были их самыми верными друзьями, они не расставались с ними, когда были в бою, и когда трудились, а все, потому что при рождении в семье мальчика было принято покупать коня, чтобы они с раннего детства привыкали друг к другу. Представляете, уже начиная с двух летнего возраста, мальчика сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу. Вообще у казаков почитание коня преобладало во многом над другими традициями и обычаями. У кубанских казаков был даже такой обычай, что перед выездом из дома на войну коня казаку обязана была подводить жена и перед отъездом казака в поход, жена сначала кланялась коню, а затем уже только родителям (слайд 7). А как Вы думаете, почему существовала такая традиция?
Ответы детей.
Воспитатель: Так как от коня в бою очень многое зависело, жена сначала кланялась коню и как бы просила коня уберечь в бою своего мужа, всадника. Затем жена кланялась родителям, для того, чтобы они молились за казака, пока он был в походе.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли Вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?
Ответы детей.
Воспитатель: Отлично, ребята, хорошие Вы пословицы знаете, настоящие, казацкие. Ребята, а знаете ли Вы, какое у казаков было главное оружие?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, каждый казак имел собственное оружие. Да, все верно, главным оружием казака считался кинжал и по обычаю кинжал мог лишь передаваться по наследству, или в качестве подарка, или добывался в бою, но никогда не покупался – это для казака был позор (слайд 8). Но кроме кинжала казаки еще использовали нагайку. Нагайка – старинное казачье оружие, которое имеет много разновидностей и типов. Этим видом оружия в случае необходимости могла воспользоваться и казачка. Нагайка использовалась казаками и в пешем, и в конном бою (слайд 9).
Ребята, несмотря, на то, что казаки долгое время отсутствовали дома, главная роль, как в семье, так и в казачьем обществе все же принадлежала мужчинам, именно они обеспечивали свою семью. Но после продолжительного похода все казаки всегда возвращались к себе домой. Встречали казаков, после боя, не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки умели не только хорошо воевать и трудиться, но и хорошо отдыхать. Всегда возвращаясь, казаки накрывали столы и созывали полный дом гостей, пели песни, плясали и веселились. Казаки были большими любителями скачек, военно – спортивных состязаний и хорового пения. Давайте и мы сейчас с Вами по старинному казачьему обычаю заведем кубанскую песню.
Дети исполняют песню «Мы с тобой казаки».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Отлично у Вас получилось. Ребята, а Вам нравится эта песня?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с Вами славно потрудились и даже повеселились, скажите, что Вы сегодня узнали интересного? Какие новые слова Вы узнали? Что они означают? Что Вам больше всего понравилось? А что Вам сегодня не понравилось? Что было для Вас сложно? Что было легко?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас Вы можете посмотреть старинные фотографии, макет хаты казака и кубанского подворья поближе.