Оксана Кардаш
Сценарий ОС по РМП в старшей группе по лексической теме «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи. Закрепление навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос «Сколько всего?». Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Закрепление знаний о нуле как о цифре, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счету. Ознакомление с составом числа («три», «четыре», «пять»). Соотнесение числа и цифры. Совершенствование умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр).
Публикация «Сценарий ОС по РМП в старшей группе по лексической теме „Семья“» размещена в разделах
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, координации речи с движением, тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание активности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.
Оборудование. Коврограф, магнитная доска, плоскостные изображения членов семьи, шкафов для посуды, зеленых и желтых кастрюль, тортов для разрезания, ножницы, цветные карандаши, картинки с изображением игрушек, домов в форме объемных геометрических фигур, эти же фигуры, 2 стеклянных чайника и 4 чашки.
Предварительная работа. Закрепление знаний о цифрах «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7», «8», «9» и числом «10» в совместной и игровой деятельности. Разучи-вание упражнения «Семья».
Ход занятия
1. Opгaнизaционный момент. Упражнение «Кто внимательный?». Создание положительного эмоционального фона занятия. Совершенствование умения узнавать и различать объемные геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр).
Педагог. Сегодня к нам в гости пришла очень большая семья. Знакомьтесь — это Цилиндровы. Дедушки, бабушки родители и дети. Давайте посчитаем, сколько всего Цилиндровых?
Педагог. Правильно, всего Цилиндровых 10 человек. Молодцы! Цилиндровы живут в красивом дачном поселке с необычными домами (выставляет картинку с изображением домов). Их дом похож на вот эту фигуру (показывает цилиндр).
Педагог. Как она называется?
Дети. Цилиндр.
Педагог. Правильно. Найдите его на картинке.
Педагог. Где он расположен?
Дети. В середине поселка.
Педагог. Правильно. Их соседи Кубиковы живут в доме, который похож вот на эту фигуру (показывает куб).
Педагог. Как она называется?
Дети. Куб.
Педагог. Правильно. Найдите его на картинке.
Педагог. Где он расположен?
Дети. Слева от дома Цилиндровых.
Педагог. А семья Шариковых живет вот в таком доме (показывает шар).
Педагог. Как называется это фигура?
Дети. Шар.
Педагог. Правильно. Найдите его на картинке.
Педагог. Где он расположен?
Дети. Справа от дома Цилиндровых.
Педагог. Молодцы, вы очень наблюдательны.
2. Игра «Поможем маме». Ознакомление с составом числа («три», «четыре», «пять»). Соотнесение числа и цифры.
(Педагог приглашает детей к коврографу и предлагает им сесть на стульчики. Он помещает на коврографе изображение мамы и трех шкафов для посуды).
Педагог. Семья Цилиндровых очень дружная, но сегодня им нужна наша по-мощь. Мама Цилиндрова во всем любит порядок и просит нас помочь ей расставить посуду в шкафы. Видите, даже шкафы для посуды у нее пронумерованы. Прочитайте номера на них.
Дети. Три, четыре, пять.
Педагог. Мама просит вас помочь расставить в этих шкафах желтые и зеленые кастрюльки. Номер шкафа показывает, желтых и зеленых кастрюлек вместе должно стоять на каждой полке в этом шкафу. Сколько зеленых кастрюлек нужно поставить в шкаф номер три на верхнюю полку, если там уже стоит одна желтая кастрюлька?
Дети. В этот шкаф на верхнюю полку нужно поставить две зеленые кастрюльки.
(Педагог помещает на верхнюю полку одно плоскостное изображение желтой кастрюльки и два плоскостных изображения зеленых кастрюлек.)
Педагог. Давайте сделаем вывод. Из каких чисел можно составить число «три»?
Дети. Число «три» можно составить из чисел «один» и «два».
(Педагог прикрепляет цифры «1» и «2» под изображения кастрюлек.)
Педагог. Правильно, к одному прибавили два, получилось три. Сколько зеленых кастрюлек нужно поставить в этот же шкаф на нижнюю полку, если там уже стоят две желтые кастрюльки?
Дети. Нужно взять одну зеленую кастрюльку.
(Педагог помещает изображения двух желтых кастрюлек и одной желтой кастрюльки на нижнюю полку.)
Педагог. Давайте сделаем вывод. Из каких чисел можно составить число «три»?
Дети. Число «три» можно составить из чисел «два» и «один».
(Педагог помещает цифры под изображения кастрюлек.)
Педагог. Правильно, к двум прибавили один, получилось три. Теперь будем расставлять желтые и зеленые кастрюльки в шкафу номер четыре. Помните, что на каждой полке всего должно быть четыре кастрюльки. Попробуйте расставить кастрюльки на верхней полке. Сколько зеленых кастрюлек нужно поставить в шкаф номер четыре на верхнюю полку, если там уже стоит одна желтая кастрюлька?
(Дети ставят на верхнюю полку одну желтую и три зеленые кастрюльки.)
Дети. Мы поставили на верхнюю полку три зеленые кастрюльки.
Педагог. Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «четыре»?
Дети. Число «четыре» состоит из чисел «один» и «три».
(Педагог помещает цифры под изображения кастрюлек.)
Педагог. Верно, к одному прибавили три, получилось четыре. Подумайте, сколь-ко зеленых кастрюлек нужно поставить на среднюю полку, если там уже стоят две желтые кастрюльки?
(Дети ставят на среднюю полку две желтые и две зеленые кастрюльки.)
Дети. На среднюю полку мы поставили две зеленые кастрюльки.
Педагог. Давайте сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «четыре»?
Дети. Число «четыре» состоит из чисел «два» и «два».
(Педагог помещает цифры под изображения кастрюлек.)
Педагог. Правильно, к двум прибавили два, получилось четыре. Попробуйте расставить кастрюльки на нижней полке этого шкафа.
(Дети расставляют изображения кастрюлек на нижней полке и комментируют свои действия.)
Дети. На нижнюю полку мы поставили три желтые и одну зеленую кастрюльки.
Педагог. Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «четыре»?
Дети. Число «четыре» состоит из чисел «три» и «один».
(Педагог помещает цифры под изображения кастрюлек).
Педагог. Правильно, к трем прибавили один, получилось четыре. И наконец, давайте расставим кастрюльки в шкафу номер пять. Помните, что на каждой полке в этом шкафу должно быть всего пять кастрюлек. Начните опять с верхней полки.
(Дети помещают плоскостные изображения кастрюлек на верхнюю полку.)
Дети. На верхней полке стоят одна желтая и четыре зеленые кастрюльки.
Педагог. Давайте снова сделаем вывод. Из каких чисел состоит число «пять»?
Дети. Число «пять» состоит из чисел «один» и «четыре».
(Педагог помещает цифры под изображения кастрюлек.)
Педагог. Поставьте кастрюльки по-другому на следующую полку.
(Дети ставят изображения кастрюлек на следующую полку комментируют свои действия.)
Дети. На следующую полку мы поставили две желтые и три зеленые кастрюльки.
Педагог. Значит, из каких чисел состоит число «пять»?
Дети. Число «пять» состоит из чисел «два» и «три».
Педагог. Расставьте кастрюльки на следующей полке.
(Дети ставят изображения кастрюлек на следующую полку и комментируют свои действия.)
Дети. На следующую полку мы поставили три желтые и две зеленые кастрюльки.
Педагог. Значит, из каких чисел состоит число «пять»?
Дети. Число «пять» состоит из чисел «три» и «два».
Педагог. Отлично! И наконец, расставьте кастрюльки на нижней полке.
(Дети ставят изображения кастрюлек на нижнюю полку и комментируют свои действия.)
Дети. На нижнюю полку мы поставили четыре желтые и одну зеленую кастрюль-ку.
Педагог. Значит, из каких чисел состоит число «пять»?
Дети. Число «пять» состоит из чисел «четыре» и «один».
Педагог. Посмотрите на шкафы с посудой и еще раз скажите, из каких чисел со-стоит число «три»?
Дети. Число «три» состоит из чисел «один» и «два» или «два» и «один».
Педагог. Из каких чисел состоит число «четыре»?
Дети. Число «четыре» состоит из чисел «один» и «три», или «два» и «два», или «три» и «один».
Педагог. И наконец, из каких чисел состоит число «пять»?
Дети. Число «пять» состоит из чисел «один» и «четыре», или «два» и «три», или «три» и «два», или «четыре» и «один».
Педагог. Отлично! Я вами горжусь. Это было очень сложное задание.
3. Игра «Поможем дедушке».
Педагог. Дедушка тоже решил навести порядок на полке с обувью. Но у него разболелась спина, и он не смог составить обувь на полку. Поможем ему?
Педагог. Вы должны расставить парами обувь, потому что обувь принято счи-тать именно парами. В верхний ряд поставьте обувь для осени, а в нижний ряд - остальную обувь. Старайтесь не мешать друг другу, работайте все вместе.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Какая обувь стоит в верхнем ряду? Перечислите ее названия.
Дети. Резиновые сапоги, кожаные сапожки, ботинки, кроссовки, туфли.
Педагог. Какая обувь стоит в нижнем ряду? Перечислите ее названия.
Дети. Меховые сапоги, меховые ботинки, валенки, сандалии, босоножки, шлепан-цы, полуботинки.
4. Игра «Считаем и рассуждаем». Формирование умения считать парами. Фор-мирование навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление в речи количественных числительных, ответов на вопрос «Сколько всего?». Совершен-ствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях.
(Педагог предлагает детям продолжить работу у магнитной доски.)
Педагог. В каком ряду- верхнем или нижнем- больше пар обуви?
Дети. В нижнем ряду пар обуви больше. В верхнем ряду пар обуви меньше.
Педагог. Сколько пар обуви в верхнем ряду?
Дети. В верхнем ряду пять пар обуви.
Педагог. Сколько пар обуви в нижнем ряду?
Дети. В нижнем ряду семь пар обуви.
Педагог. На сколько больше пар обуви в нижнем ряду, чем в верхнем?
Дети. В нижнем ряду на две пары обуви больше, чем в верхнем.
Педагог. На сколько меньше пар обуви в верхнем ряду, чем в нижнем?
Дети. В верхнем ряду на две пары обуви меньше, чем в нижнем.
Педагог. Какой вывод можно сделать? На сколько семь больше пяти?
Дети. Семь больше пяти на два.
Педагог. На сколько пять меньше семи?
Дети. Пять меньше семи на два.
Педагог. Правильно. Как сделать так, чтобы обуви в верхнем и нижнем рядах стало поровну?
Дети. Можно добавить в верхний ряд две пары обуви.
(Педагог помещает в верхний ряд плоскостные изображения резиновых полусапожек и высоких кожаных сапог.)
Педагог. Сколько теперь пар обуви в верхнем ряду?
Дети. В верхнем ряду теперь тоже семь пар обуви.
Педагог. По сколько пар обуви в верхнем и нижнем рядах?
Дети. В верхнем и нижнем рядах по семь пар обуви.
Педагог. Так что можно сказать о количестве пар обуви в верхнем и нижнем ря-дах?
Дети. Теперь в верхнем и нижнем рядах обуви поровну, одинаковое количество.
Педагог. Верно.
(Педагог убирает изображения двух пар обуви из верхнего ряда.)
Педагог. Как по-другому можно было уравнять количество обуви в верхнем и нижнем рядах?
Дети. Можно убрать две пары обуви из нижнего ряда.
(Педагог убирает изображения двух пар обуви из нижнего ряда.)
Педагог. Сколько теперь пар обуви в нижнем ряду?
Дети. В нижнем ряду теперь тоже пять пар обуви.
Педагог. По сколько пар обуви в верхнем и нижнем рядах?
Дети. В верхнем и нижнем рядах по пять пар обуви.
Педагог. Так что можно сказать о количестве пар обуви в верхнем и нижнем ря-дах?
Дети. Теперь в верхнем и нижнем рядах обуви поровну, одинаковое количество.
Педагог. Точно, молодцы! Вы очень хорошо считаете.
(Педагог убирает изображения обуви с доски.)
Педагог. Сколько обуви осталось на коврографе?
Дети. Ни одной пары обуви.
Педагог. Каким числом это можно обозначить?
Дети. Это можно обозначить числом «ноль».
(Педагог помещает на коврографе карточку с цифрой «0».)
Педагог. Молодцы! Вы очень хорошо считаете и рассуждаете.
5. Подвижное упражнение «Семья». Развитие общих речевых навыков, творче-ского воображения, координации речи с движением
(Педагог приглашает детей в центр группы и предлагает им сделать упражне-ние).
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
6. Игра «Папа может…». Развитие речевого слуха, навыка счета на слух.
(Педагог предлагает детям сесть на ковер.)
Педагог. А теперь я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать и считать на слух. Я прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте и посчитайте, сколько инструментов у папы.
Папа мастер хоть куда
Если кран сломался в ванной
Разводным ключом тот кран
Он починит без труда.
И забор починит быстро
Он пилой распилит доски
И рубанком построгает
Чтобы заноз мы не загнали,
Чтобы гладким был забор.
Молоточком и гвоздями
Папа досточки прибьет.
Если гвоздь войдет неровно,
Папа Коле говорит:
«Принеси из шкафа клещи,
Гвоздь не ровный и торчит».
Гвоздь клещами удалит.
Полка в кухне отвалилась?
Только это не беда. Взял отвертку папа ловко
Вмиг на место прикрутил!
Мама папе говорит:
- На стене в гостиной,
Вот повесить бы картину.
- Я могу шуруп вкрутить.
Дрелью папа пожужжит,
И картина уж висит.
Есть у папы в мастерской
Просто чудо-инструмент- кусачки
Он не родственник собачки,
Перекусят провод ловко.
«С кусачками работать,
Нужна, сынок сноровка».
Папа мастер хоть куда
Все починит без труда.
Педагог. Какие названия инструментов прозвучали в этом стихотворении? Пере-числите их.
Дети. Разводной ключ, пила, рубанок, молоток, клещи, отвертка, дрель, кусачки.
Педагог. Сколько всего названий инструментов прозвучало? Сосчитайте их.
Дети. Всего восемь названий.
Педагог. Точно. Я горжусь вами!
7. Работа в тетради. Упражнение «Найди игрушки в комнате». Совершен-ствование навыков ориентировки на плоскости. Развитие тонкой моторики.
(Педагог приглашает детей за столы, где приготовлены тетради и цветные карандаши.)
Педагог. Папе мы помогли. Но дети потеряли свои игрушки. Поможем их найти. Дети не любят их убирать, и они могут быть в любом месте комнаты.
Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. Развитие тонкой мото-рики.
(Педагог приглашает детей за столы, где приготовлены тетради и цветные карандаши.)
Педагог. Чтобы найти игрушке слушайте внимательно и выполните задание по моей инструкции. Раскрасьте предмет, лежащий в центре комнаты, в голубой цвет.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Что лежит в центре комнаты?
Дети. В центре комнаты лежит голубой заяц.
Педагог. Правильно. Теперь раскрасьте предмет слева от него в красный цвет.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Что лежит слева от зайца?
Дети. Слева от зайца лежит красная неваляшка.
Педагог. Отлично. А предмет справа от зайца нужно раскрасить зеленым карандашом.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Что лежит справа от зайца?
Дети. Справа от зайца лежит зеленая машинка.
Педагог. Верно. Теперь раскрасьте кубики слева в желтый цвет.
Педагог. Какие кубики лежат слева?
Дети. Слева лежат желтые кубики.
Педагог. Кубики справа раскрасьте в оранжевый цвет.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Какие кубики лежат справа?
Дети. Справа лежат оранжевые кубики.
Педагог. Где лежат мячи?
Дети. Один мяч наверху посередине, а другой внизу посередине.
Педагог. Раскрасьте мяч вверху посередине синим карандашом.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Какой мяч лежит вверху посередине?
Дети. Вверху посередине лежит синий мяч.
Педагог. Раскрасьте мяч внизу посередине фиолетовым карандашом.
(Дети выполняют задание.)
Педагог. Какой мяч лежит внизу посередине?
Дети. Внизу посередине лежит фиолетовый мяч.
Педагог. Игрушки нашли и помогли убрать. Закройте тетради.
(Дети закрывают тетради.)
8. Игра «Фруктовый торт». Формирование представления о том, что целое можно делить на части, что часть меньше целого.
Педагог. Теперь помощь нужна бабушке. Она испекла торт для внуков.
(Педагог помещает на коврограф изображение бабушки и торта.)
Педагог. Торт нужно разделить на 4 части.
Педагог. Как вы предлагаете это сделать?
Дети. Сначала нужно разрезать торт пополам, на две равные части.
(Один из детей разрезает изображение пополам.)
Педагог. Сколько частей получилось?
Дети. Получилось две части.
Педагог. Что нужно сделать теперь?
Дети. Теперь нужно разрезать каждую часть пополам, еще раз на две равные ча-сти.
(Двое детей по очереди разрезают каждую часть пополам.)
Педагог. Сколько всего частей получилось?
(Дети пересчитывают части.)
Дети. Всего получилось четыре части.
Педагог. Как можно назвать одну получившуюся часть, если мы разделили торт на четыре части?
Дети. Четвертая часть.
Педагог. Что больше, целый торт или одна четвертая часть торта?
Дети. Целый торт больше, чем одна четвертая часть. Одна четвертая часть меньше, чем целый торт.
Педагог. Верно. Бабушка благодарит вас за помощь.
(Педагог убирает пособия с коврографа.)
9. Упражнение «Приготовим чай для гостей». Формирование умения измерять объем условными мерками, устанавливать взаимно однозначные соответствия при сравнении разнородных множеств.
(Педагог приглашает детей к столу, на котором стоят два прозрачных чайника разного размера с чаем и четыре одинаковые по размеру чашки.)
Педагог. Вторая бабушка просит нас помочь приготовить чай для 4 внуков.
Педагог. Можете ли вы сказать, хватит ли этого чая для того, чтобы налить всем внукам по одной чашке?
Дети. Нет, не можем.
Педагог. Что же делать?
Дети. Налить чай в чашки.
(Двое детей по очереди разливают чай по чашкам из меньшего чайника.)
Педагог. Сколько чашек вы налили из этого чайника?
Дети. Из этого чайника мы налили две чашки чая.
(Двое детей по очереди разливают чай по чашкам из большего чайника.)
Педагог. Сколько чашек вы налили из другого чайника?
Дети. Мы налили из другого чайника тоже две чашки. И чая в чайнике больше нет.
Педагог. Чашки одинаковые по размеру. Из каждого чайника вы налили по две чашки. Что можно сказать о количестве чая в чайниках?
Дети. В чайниках было одинаковое количество чая - по две чашки.
Педагог. Правильно, мы можем считать чашку меркой. В каждом чайнике было по две мерки. Бабушка благодарит вас за помощь.
(Педагог накрывает пособия салфеткой.)
10. Организация окончания деятельности. Оценка работы детей.
(Педагог предлагает детям рассказать о том, что нового они узнали, чему научились, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.)