Приложение МААМ

Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП «Поможем Шарику и Матроскину. Введение понятия литр»

юлия андреева
Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП «Поможем Шарику и Матроскину. Введение понятия литр»
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий образовательной ситуации «Поможем Шарику и Матроскину».

Образовательная область : Познавательное развитие. ФЭМП.

Интеграция с другими образовательными областями : Социализация

Тип ситуации : «Открытие» нового знания

Тема: «Введение понятия литр».

Воспитатель: Андреева Юлия Николаевна.

Основные цели:

1. Уточнить представления об объёме (взаимосвязи) тела, зависимости результата изме-рения от величины мерки;

Публикация «Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП „Поможем Шарику и Матроскину, Введение понятия литр“» размещена в разделах

2. Познакомить с общепринятой меркой для измерения объёма - литром, сформировать представление о способе обозначения объёма именованным числом (например, 3 л).

Задачи:

Обучающие:

1. Сформировать представления об объёме (вместимости).

2. Мотивировать детей на установление зависимости мерки и вместимости (чем меньше мерка, тем больше их в емкости).

3. Познакомить с общепринятой меркой для измерения объёма – литром.

4. Сформировать представление о способе обозначения объёма именованным числом (например, 3 л).

Развивающие:

1. Тренировать детей в умении измерять вместимость емкости с помощью мерки.

2. Развивать мыслительные операции:

• анализ (этапы «Актуализация в игровой ситуации», «Затруднение в игровой ситуации»);

• сравнение (этапы «Актуализация в игровой ситуации», «Затруднение в иг-ровой ситуации»);

• обобщение (этапы «Затруднение в игровой ситуации», «Открытие нового знания»).

3. Упражнять детей в решении примеров на сложение в пределах 10 (игра «Сколько молока?»).

Воспитательные:

1. Формировать опыт работы в команде (этапы «Актуализация в игровой ситуации», «Открытие нового знания»)

2. Формировать опыт нахождения и исправления ошибок в деятельности (этапы «За-труднение в игровой ситуации», «Открытие нового знания»).

3. Мотивировать детей на применение полученных знаний (игра «Найди банку»).

Материалы

Демонстрационный:

• Посылка (короб архивный).

• Вё дра: 2 штуки по 5л, разные по виду.

Банки: 0,5 л – 1 шт., 0,8 л – 1 шт., 1 л – 2 шт., 2 л – 1 шт., 3 л – 1 шт., 4 л – 1 шт.

• Карточки с заказами А3

• Конверт с подарком – А5.

Раздаточный:

Карточки с заданиями к игре №1

1 л 2 л 3 л 4 л = л

Ход занятия.

1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации к деятельности.

Требования:

1. ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

2. обращение к личному опыту детей;

3. создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в деятельность.

Динамика: дети сидят на стульях.

- Ребята, у нас сегодня много гостей. Подойдите, поздоровайтесь с ними.

Дети подходят, здороваются с гостями, называют своё имя.

-Ребята, у вас есть друзья? (Да).

- Кто ваш лучший друг?

- Вы ссоритесь, что вы при этом чувствуете?

Стук в дверь. Старший воспитатель сообщает, что пришла посылка

и письмо на электронную почту:

- Ребята, мне только что передали для вас посылку и сказали, что пришло письмо на электронную почту.

Воспитатель:

- Ребята, вам интересно, что в посылке и в письме? (Да).

- Пока не прочитаем письмо, не узнаем, что в посылке. Прочтем письмо? (Да).

Воспитатель включает ноутбук. Звучит видеообращение от кота Матроскина.

Здравствуйте, ребята! Срочно нужна ваша помощь! Мы с Шариком снова ругаемся. Дело в следующем: Мурка надоила два ведра молока. Конечно же, моё ведро больше, и, значит, молока в нём больше. А Шарик не согласен. Говорит, что больше - его ведро. Очень хочется знать: у кого из нас всё-таки ведро больше. Сколько всего молока надоила Мурка? Хватит ли молока на заказы от соседей? Посылаем вам вёдра и карточки-заказы от соседей. Очень надеемся на вашу помощь. Пока!

- Ребята, вы поняли, что в посылке? (Вёдра и карточки с заказами от соседей)

Воспитатель достаёт из посылки вёдра и карточки с заказами.

-Катя с Лизой, поставьте вёдра на стол, Никита с Пашей, повесьте карточки на доску.

-Вам жалко, что друзья поругались? (Нам жалко друзей)

- Что делать? (Нужно помочь им помириться).

- Я правильно поняла : вы хотите помочь друзьям помириться? (Да).

- Сможете помочь? (Да).

- Почему вы так решили? (Мы сможем узнать, чьё ведро больше и сколько надоила Мурка).

Если дети затрудняются сразу ответить, то задаются вопросы:

- Что нужно узнать, чтобы Шарик и Матроскин перестали спорить? Что вы умеете делать?

- Вы сможете это узнать?

- Что для этого надо сделать? (Надо сравнить вёдра и узнать, в какое ведро войдёт больше молока).

-Как сообщить Матроскину о результатах? (Ответить электронным письмом).

2. Актуализация в игровой ситуации.

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

1. Актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.

2. Тренировать мыслительные процессы: анализ свойств исследуемых объектов, синтез на основе выбранной структуры.

Динамика: дети стоят у столов.

Воспитатель приглашает детей к столам, на которых стоят 2 ведра и две банки: 0,5 и 0,7 литра.

- Вы помните, почему поссорились Шарик и Матроскин? (Не знают, чьё ведро больше).

- Подумайте и скажите: можно ли на глаз определить, чьё ведро больше? (Нет).

- Как же узнать какое из вёдер больше? (Измерить их).

-Давайте разделимся на две команды: команду девочек и команду мальчиков.

- Мальчики, уступим девочкам право выбора? (Уступим, (Девочкам надо уступать).

- Девочки, выбирайте, чьё ведро вы будете измерять.

Дети видят, что на столе стоят банки.

- Догадались, чем будем измерять? (Банками).

- Банка – это мерка. Сколько банок войдёт в ведро, такова и будет его вместимость.

- Банки стеклянные, поэтому вспомните правила безопасного поведения с изделиями из стекла. (Нельзя толкаться, (Надо действовать аккуратно, (Держать банки крепко).

- Помните, что надо зачерпнуть целую банку воды, вылить в ведро и запомнить, сколько банок вылил каждый из вас. Каждая команда сосчитает, сколько всего банок поместилось в их ведро. Договоритесь, кто будет считать, сколько мерок уместилось в ведро.

3. Затруднение в ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруд-нения.

Требования:

1. Создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности;

2. Самостоятельная фиксация затруднения в речи;

3. Выявление и фиксирование в речи причины затруднения.

Динамика: дети стоят у столов.

- Приступайте к выполнению.

- Девочки, сколько банок уместилось в вашем ведре? (8).

-А у вас, мальчики? (10).

-Ведро, вроде, выглядит больше, а банок в нём уместилось меньше. Почему это случилось? (У нас были разные банки, поэтому результат получился разным).

-Мы можем ответить, чьё ведро больше? (Нет).

- То есть нам пока нечего написать Матроскину? Вы не справились? (Мы в затруднении).

4. Открытие нового знания.

Цель: формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение причин.

Требования:

1. Организация подводящего или побуждающего диалога с целью открытия нового знания;

2. Фиксация нового знания в речи;

3. Создание ситуации успеха.

Динамика: дети стоят у столов, подходят к взрослым.

- Что делать? (Надо взять одинаковые банки)

- Маленькие или большие? (Маленькие, (Большие).

- Вдруг у Матроскина и Шарика нет таких банок, как у нас. Результаты опять будут разными.

Воспитатель выдерживает паузу, чтобы дети осознали затруднение.

- Как точно измерять жидкость?

Дети затрудняются.

- Вы знаете, в чём измеряют жидкость? (Нет).

- Хотите узнать? (Хотим).

-Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Спро-сить у взрослых).

Дети подходят к взрослым и узнают, что жидкость измеряется в литрах.

- Вы знаете, что такое литр? (Нет)

- Хотите узнать? (Да)

- Я вас хочу обрадовать. Мы можем обратиться к эксперту. Татьяна Владимировна вам расскажет о такой единице измерения жидкости, как литр.

Дети смотрят видеоролик (Приложение к конспекту №2)

- Теперь вы можете ответить, какой должна быть банка, чтобы результат измерения был верным? (Банка должна быть равна одному литру)

- Такие банки я видела у Татьяны Юрьевны. Сейчас принесу.

Воспитатель целенаправленно задерживается. Даёт детям возможность побыть одним, осознать новое знание.

- Вот они какие, литровые банки!

- Измерьте ёмкость вёдер литровыми банками.

- Сколько банок уместилось у девочек? (5)

- А у мальчиков? (5)

- Какой можно сделать вывод? (Вёдра одинаковые)

- Правильно, вёдра равны по объёму.

- Что вы можете написать друзьям? (Им не надо ссориться, ведь вёдра одинаковые)

Подитог. Молодцы, ребята. Матроскин и Шарик смогут помириться, потому что вы выяснили, что вёдра одинаковые. Помогли вам в этом знания о единице измерения жидкости – литр.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач.

Требования:

1. Соответствие используемых игр общей сюжетной линии;

2. Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным материалом;

3. Индивидуальные затруднения;

4. Ситуация успеха в совместной деятельности.

Динамика: дети сидят за столами, свободно перемещаются по группе.

Игра №1 «Сколько молока?»

Цель:

1. Учить оперировать понятием литр

2. Повторить счёт в пределах 10

- Кто помнит, что ещё нам надо выяснить? (Хватит ли молока соседям, (Сколько всего надоила Мурка).

- Сколько литров вмещает каждое ведро? (5 литров).

-Сколько всего литров вмещается в двух вёдрах? (10 литров).

- Посмотрите на заказы соседей.

- Как узнать, хватит ли 10 литров молока соседям? (Сосчитать, сколько литров молока заказали соседи).

- Как это сделать? (Сложить 1,2, 3,4).

- У вас есть листы и карандаши, допишите пример и скажите ответ.

1 л 2 л 3 л 4 л = л

- Сколько литров молока заказали соседи? (10 литров).

- Какой можем сделать вывод? (Молока, которое есть у Матроскина и Шарика хватит на заказы для соседей).

Подитог: Молодцы, ребята. Вы можете обрадовать Матроскина и Шарика, что молока хватит на всех соседей, потому что умеете считать и записывать примеры на сложение.

Игра №2 «Найди банку»

Цель:

1. Мотивировать детей на применение полученных знаний.

- Сегодня мы столкнулись с тем, что банки бывают разной вместимости. А в ваших семьях используют банки? (Да, (Я видела банки на кухне).

-Для чего бывают нужны банки? (Мама хранит в банках варенье, (Бабушка варит компот и разливает в банки).

- У нас в группе тоже используются банки для различных целей. Найдите их и объясните, для чего они нужны.

Дети свободно перемещаются по группе и ищут банки.

Подитог: Молодцы, ребята. Вы нашли все банки, потому что были внимательны и наблюдательны. Вы теперь знаете назначение банок.

- Ребята, теперь мы сможем написать письмо друзьям и помирить их? (Да).

6 Итог занятия.

Цель: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и условий, которые позволили её достичь.

Требования:

• организация анализа детской цели;

• фиксация нового знания в речи;

• определение выполнения взрослой цели.

Динамика: дети сидят на стульчиках полукругом.

- Тогда садитесь на стулья.

- Диктуйте, а я буду записывать. С чего начнём писать письмо? (Здравствуй, Матроскин.)

-Правильно, начнём письмо с обращения.

-Мы просим вас не ругаться, потому что… (Мы выяснили, что вёдра одинаковые и вмещают равное количество молока)

- Мы узнали, что всего молока (10 литров и его хватит для заказов соседей)

- Всегда измеряйте молоко (Литровыми банками)

- И как же мы закончим наше письмо? (До свидания)

- Посылаю.

-Молодцы, ребята. Вы помирили друзей, не остались в стороне. Я уверена, что полученные сегодня знания ещё не раз пригодятся вам в жизни.

Воспитатель берёт посылку.

- Ребята, в посылке ещё что-то есть. Неужели мы ответили не на все вопросы?

Воспитатель достает конверт с надписью «ПОДАРОК».

Открывает конверт и достаёт игру, даёт рассмотреть детям.

- Матроскин прислал нам игру в подарок. К сожалению, поиграть мы сейчас не сможем, нам пора на физкультуру. Маша, отнеси игру в уголок математики, поиграем вечером.

- Подойдите к гостям и попрощайтесь с ними.

Публикации по теме:

НОД по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Поможем коту Матроскину открыть магазин. Реклама» Тема: «Поможем коту Матроскину открыть магазин» Цель: Формировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в процессе.

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Поможем коту Матроскину открыть магазин» № этап занятия Деятельность педагога Деятельность детей Примечание 1. Вводная часть Организационный момент В круг широкий дружно встанем,.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками с применением нетрадиционной техники квиллинг «Поможем Петушку» Образовательная область: ХЭР Возрастная группа: Вторая младшая группа Тема: «Поможем Петушку» Основные цели: 1. Знакомство с нетрадиционной.

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП с дошкольниками 5–6 лет «Поможем леснику. Число и цифра 0» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема: "Поможем леснику" (Число и цифра.

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП «Раньше, позже» Образовательная ситуация с дошкольниками. Познавательное развитие (ФЭМП). Тема: «Раньше, позже» Образовательная область: Познавательное.

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП с дошкольниками 6–7 лет «Поможем девочке Жене» Образовательная область: Познавательное развитие. Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа. Тема: "Поможем девочке Жене". Основные.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Поможем мальчикам понять друг друга» Образовательная область: Речевое развитие, социально – коммуникативное развитие Возрастная группа: Подготовительная группа Тема: «Поможем.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Поможем Эльзе» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: Старшая группа Тема: «Поможем Эльзе» Основные цели: - Формировать.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 4–5 лет «Поможем жителям Радужной страны» Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: средний дошкольный возраст (4-5.

Технологическая карта образовательной ситуации по ФЭМП «Поможем Мышке отыскать друзей и построить новый домик» Тема ОС: «Поможем Мышке отыскать друзей и построить новый домик» Форма проведения: учебно-игровая образовательная ситуация Цель: актуализировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП «Поможем Шарику и Матроскину. Введение понятия литр»
Опубликовано: 5 ноября 2019 в 21:28
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП «Поможем Шарику и Матроскину. Введение понятия литр»» (включая файлы) размещена пользователем юлия андреева (УИ 1152232) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД