юлия андреева
Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП «Поможем Шарику и Матроскину. Введение понятия литр»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной ситуации «Поможем Шарику и Матроскину».
Образовательная область : Познавательное развитие. ФЭМП.
Интеграция с другими образовательными областями : Социализация
Тип ситуации : «Открытие» нового знания
Тема: «Введение понятия литр».
Воспитатель: Андреева Юлия Николаевна.
Основные цели:
1. Уточнить представления об объёме (взаимосвязи) тела, зависимости результата изме-рения от величины мерки;
Публикация «Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП „Поможем Шарику и Матроскину, Введение понятия литр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
2. Познакомить с общепринятой меркой для измерения объёма - литром, сформировать представление о способе обозначения объёма именованным числом (например, 3 л).
Задачи:
Обучающие:
1. Сформировать представления об объёме (вместимости).
2. Мотивировать детей на установление зависимости мерки и вместимости (чем меньше мерка, тем больше их в емкости).
3. Познакомить с общепринятой меркой для измерения объёма – литром.
4. Сформировать представление о способе обозначения объёма именованным числом (например, 3 л).
Развивающие:
1. Тренировать детей в умении измерять вместимость емкости с помощью мерки.
2. Развивать мыслительные операции:
• анализ (этапы «Актуализация в игровой ситуации», «Затруднение в игровой ситуации»);
• сравнение (этапы «Актуализация в игровой ситуации», «Затруднение в иг-ровой ситуации»);
• обобщение (этапы «Затруднение в игровой ситуации», «Открытие нового знания»).
3. Упражнять детей в решении примеров на сложение в пределах 10 (игра «Сколько молока?»).
Воспитательные:
1. Формировать опыт работы в команде (этапы «Актуализация в игровой ситуации», «Открытие нового знания»)
2. Формировать опыт нахождения и исправления ошибок в деятельности (этапы «За-труднение в игровой ситуации», «Открытие нового знания»).
3. Мотивировать детей на применение полученных знаний (игра «Найди банку»).
Материалы
Демонстрационный:
• Посылка (короб архивный).
• Вё дра: 2 штуки по 5л, разные по виду.
• Банки: 0,5 л – 1 шт., 0,8 л – 1 шт., 1 л – 2 шт., 2 л – 1 шт., 3 л – 1 шт., 4 л – 1 шт.
• Карточки с заказами А3
• Конверт с подарком – А5.
Раздаточный:
Карточки с заданиями к игре №1
1 л 2 л 3 л 4 л = л
Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
1. ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
2. обращение к личному опыту детей;
3. создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в деятельность.
Динамика: дети сидят на стульях.
- Ребята, у нас сегодня много гостей. Подойдите, поздоровайтесь с ними.
Дети подходят, здороваются с гостями, называют своё имя.
-Ребята, у вас есть друзья? (Да).
- Кто ваш лучший друг?
- Вы ссоритесь, что вы при этом чувствуете?
Стук в дверь. Старший воспитатель сообщает, что пришла посылка
и письмо на электронную почту:
- Ребята, мне только что передали для вас посылку и сказали, что пришло письмо на электронную почту.
Воспитатель:
- Ребята, вам интересно, что в посылке и в письме? (Да).
- Пока не прочитаем письмо, не узнаем, что в посылке. Прочтем письмо? (Да).
Воспитатель включает ноутбук. Звучит видеообращение от кота Матроскина.
Здравствуйте, ребята! Срочно нужна ваша помощь! Мы с Шариком снова ругаемся. Дело в следующем: Мурка надоила два ведра молока. Конечно же, моё ведро больше, и, значит, молока в нём больше. А Шарик не согласен. Говорит, что больше - его ведро. Очень хочется знать: у кого из нас всё-таки ведро больше. Сколько всего молока надоила Мурка? Хватит ли молока на заказы от соседей? Посылаем вам вёдра и карточки-заказы от соседей. Очень надеемся на вашу помощь. Пока!
- Ребята, вы поняли, что в посылке? (Вёдра и карточки с заказами от соседей)
Воспитатель достаёт из посылки вёдра и карточки с заказами.
-Катя с Лизой, поставьте вёдра на стол, Никита с Пашей, повесьте карточки на доску.
-Вам жалко, что друзья поругались? (Нам жалко друзей)
- Что делать? (Нужно помочь им помириться).
- Я правильно поняла : вы хотите помочь друзьям помириться? (Да).
- Сможете помочь? (Да).
- Почему вы так решили? (Мы сможем узнать, чьё ведро больше и сколько надоила Мурка).
Если дети затрудняются сразу ответить, то задаются вопросы:
- Что нужно узнать, чтобы Шарик и Матроскин перестали спорить? Что вы умеете делать?
- Вы сможете это узнать?
- Что для этого надо сделать? (Надо сравнить вёдра и узнать, в какое ведро войдёт больше молока).
-Как сообщить Матроскину о результатах? (Ответить электронным письмом).
2. Актуализация в игровой ситуации.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
1. Актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.
2. Тренировать мыслительные процессы: анализ свойств исследуемых объектов, синтез на основе выбранной структуры.
Динамика: дети стоят у столов.
Воспитатель приглашает детей к столам, на которых стоят 2 ведра и две банки: 0,5 и 0,7 литра.
- Вы помните, почему поссорились Шарик и Матроскин? (Не знают, чьё ведро больше).
- Подумайте и скажите: можно ли на глаз определить, чьё ведро больше? (Нет).
- Как же узнать какое из вёдер больше? (Измерить их).
-Давайте разделимся на две команды: команду девочек и команду мальчиков.
- Мальчики, уступим девочкам право выбора? (Уступим, (Девочкам надо уступать).
- Девочки, выбирайте, чьё ведро вы будете измерять.
Дети видят, что на столе стоят банки.
- Догадались, чем будем измерять? (Банками).
- Банка – это мерка. Сколько банок войдёт в ведро, такова и будет его вместимость.
- Банки стеклянные, поэтому вспомните правила безопасного поведения с изделиями из стекла. (Нельзя толкаться, (Надо действовать аккуратно, (Держать банки крепко).
- Помните, что надо зачерпнуть целую банку воды, вылить в ведро и запомнить, сколько банок вылил каждый из вас. Каждая команда сосчитает, сколько всего банок поместилось в их ведро. Договоритесь, кто будет считать, сколько мерок уместилось в ведро.
3. Затруднение в ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруд-нения.
Требования:
1. Создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности;
2. Самостоятельная фиксация затруднения в речи;
3. Выявление и фиксирование в речи причины затруднения.
Динамика: дети стоят у столов.
- Приступайте к выполнению.
- Девочки, сколько банок уместилось в вашем ведре? (8).
-А у вас, мальчики? (10).
-Ведро, вроде, выглядит больше, а банок в нём уместилось меньше. Почему это случилось? (У нас были разные банки, поэтому результат получился разным).
-Мы можем ответить, чьё ведро больше? (Нет).
- То есть нам пока нечего написать Матроскину? Вы не справились? (Мы в затруднении).
4. Открытие нового знания.
Цель: формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение причин.
Требования:
1. Организация подводящего или побуждающего диалога с целью открытия нового знания;
2. Фиксация нового знания в речи;
3. Создание ситуации успеха.
Динамика: дети стоят у столов, подходят к взрослым.
- Что делать? (Надо взять одинаковые банки)
- Маленькие или большие? (Маленькие, (Большие).
- Вдруг у Матроскина и Шарика нет таких банок, как у нас. Результаты опять будут разными.
Воспитатель выдерживает паузу, чтобы дети осознали затруднение.
- Как точно измерять жидкость?
Дети затрудняются.
- Вы знаете, в чём измеряют жидкость? (Нет).
- Хотите узнать? (Хотим).
-Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Спро-сить у взрослых).
Дети подходят к взрослым и узнают, что жидкость измеряется в литрах.
- Вы знаете, что такое литр? (Нет)
- Хотите узнать? (Да)
- Я вас хочу обрадовать. Мы можем обратиться к эксперту. Татьяна Владимировна вам расскажет о такой единице измерения жидкости, как литр.
Дети смотрят видеоролик (Приложение к конспекту №2)
- Теперь вы можете ответить, какой должна быть банка, чтобы результат измерения был верным? (Банка должна быть равна одному литру)
- Такие банки я видела у Татьяны Юрьевны. Сейчас принесу.
Воспитатель целенаправленно задерживается. Даёт детям возможность побыть одним, осознать новое знание.
- Вот они какие, литровые банки!
- Измерьте ёмкость вёдер литровыми банками.
- Сколько банок уместилось у девочек? (5)
- А у мальчиков? (5)
- Какой можно сделать вывод? (Вёдра одинаковые)
- Правильно, вёдра равны по объёму.
- Что вы можете написать друзьям? (Им не надо ссориться, ведь вёдра одинаковые)
Подитог. Молодцы, ребята. Матроскин и Шарик смогут помириться, потому что вы выяснили, что вёдра одинаковые. Помогли вам в этом знания о единице измерения жидкости – литр.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач.
Требования:
1. Соответствие используемых игр общей сюжетной линии;
2. Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным материалом;
3. Индивидуальные затруднения;
4. Ситуация успеха в совместной деятельности.
Динамика: дети сидят за столами, свободно перемещаются по группе.
Игра №1 «Сколько молока?»
Цель:
1. Учить оперировать понятием литр
2. Повторить счёт в пределах 10
- Кто помнит, что ещё нам надо выяснить? (Хватит ли молока соседям, (Сколько всего надоила Мурка).
- Сколько литров вмещает каждое ведро? (5 литров).
-Сколько всего литров вмещается в двух вёдрах? (10 литров).
- Посмотрите на заказы соседей.
- Как узнать, хватит ли 10 литров молока соседям? (Сосчитать, сколько литров молока заказали соседи).
- Как это сделать? (Сложить 1,2, 3,4).
- У вас есть листы и карандаши, допишите пример и скажите ответ.
1 л 2 л 3 л 4 л = л
- Сколько литров молока заказали соседи? (10 литров).
- Какой можем сделать вывод? (Молока, которое есть у Матроскина и Шарика хватит на заказы для соседей).
Подитог: Молодцы, ребята. Вы можете обрадовать Матроскина и Шарика, что молока хватит на всех соседей, потому что умеете считать и записывать примеры на сложение.
Игра №2 «Найди банку»
Цель:
1. Мотивировать детей на применение полученных знаний.
- Сегодня мы столкнулись с тем, что банки бывают разной вместимости. А в ваших семьях используют банки? (Да, (Я видела банки на кухне).
-Для чего бывают нужны банки? (Мама хранит в банках варенье, (Бабушка варит компот и разливает в банки).
- У нас в группе тоже используются банки для различных целей. Найдите их и объясните, для чего они нужны.
Дети свободно перемещаются по группе и ищут банки.
Подитог: Молодцы, ребята. Вы нашли все банки, потому что были внимательны и наблюдательны. Вы теперь знаете назначение банок.
- Ребята, теперь мы сможем написать письмо друзьям и помирить их? (Да).
6 Итог занятия.
Цель: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и условий, которые позволили её достичь.
Требования:
• организация анализа детской цели;
• фиксация нового знания в речи;
• определение выполнения взрослой цели.
Динамика: дети сидят на стульчиках полукругом.
- Тогда садитесь на стулья.
- Диктуйте, а я буду записывать. С чего начнём писать письмо? (Здравствуй, Матроскин.)
-Правильно, начнём письмо с обращения.
-Мы просим вас не ругаться, потому что… (Мы выяснили, что вёдра одинаковые и вмещают равное количество молока)
- Мы узнали, что всего молока (10 литров и его хватит для заказов соседей)
- Всегда измеряйте молоко (Литровыми банками)
- И как же мы закончим наше письмо? (До свидания)
- Посылаю.
-Молодцы, ребята. Вы помирили друзей, не остались в стороне. Я уверена, что полученные сегодня знания ещё не раз пригодятся вам в жизни.
Воспитатель берёт посылку.
- Ребята, в посылке ещё что-то есть. Неужели мы ответили не на все вопросы?
Воспитатель достает конверт с надписью «ПОДАРОК».
Открывает конверт и достаёт игру, даёт рассмотреть детям.
- Матроскин прислал нам игру в подарок. К сожалению, поиграть мы сейчас не сможем, нам пора на физкультуру. Маша, отнеси игру в уголок математики, поиграем вечером.
- Подойдите к гостям и попрощайтесь с ними.