Елена Фетищева
Сценарий образовательной деятельности Тема: «Зимующие птицы» Возрастная группа: средняя
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация к занятию
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Тема занимательного дела «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно, ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Публикация «Сценарий образовательной деятельности Тема: „Зимующие птицы“ Возрастная группа: средняя» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Сценарии развлечений
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы зимующие. Сценарии развлечений и мероприятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Теоретической и методологической основой занимательного дела является уточнение и обобщение знаний о зимующих птицах, закрепление понятия «зимующие» птицы, формирование представлений о видах питания зимующих птиц, воспитание заботливого и доброжелательного отношения к птицам.
Занимательное дело может быть использовано педагогами других дошкольных учреждений, студий раннего развития.
Пояснительная записка
«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С. Н. Николаева. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В данном занятии я стремилась расширить кругозор детей о зимующих птицах.
В холодное время года доступной пищи для птиц становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
В занимательном деле я реализовала следующие задачи:
• сформировать у детей представление о видах питания зимующих птиц;
• закрепить понятие «зимующие» птицы.
• развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
• формировать умение выслушивать ответы товарищей;
• воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам;
• активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Данное занимательное дело рассчитано на детей 4-5 лет. Вне занимательного дела я провела с детьми наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц,
беседы о зимующих птицах, а также дидактические игры «Улетает – не улетает», «Узнай по описанию».
Тема : «Зимующие птицы»
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
Воспитательные:
-воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам;
- формировать умение выслушивать ответы товарищей;
Развивающие:
-развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Образовательные :
- сформировать у детей представление о видах;
- закрепить понятие «зимующие» птицы;
-активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Работа над словарем: «зимующие птицы», «дикие животные», корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
ТСО: магнитофон.
Подготовка к занимательному делу: подготовка демонстрационного и раздаточного материала; приготовление писем от сороки и Лесовичка.
Приемы руководства деятельности детей :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей :
- получение письма;
- разгадывание загадки;
- путешествие в зимний лес.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занимательного дела:
- использование яркого наглядного материала;
- использование музыкального сопровождения.
3. Приемы организации практической деятельности детей :
- проведение дидактических игр «Птицы -животные», «Перепутанные картинки», «Собери птичку правильно».
- разгадывание загадок о зимующих птицах;
- распределение корма для каждой птички по кормушкам.
4. Приемы поддержания интереса у детей:
- рассказ о жизни птиц зимой;
5. Приемы оценки и самооценки:
- похвала;
- удовлетворение своим результатом.
Создание среды для организации и проведения занимательного дела:
Занимательное дело проводится в групповой комнате. Группа подготовлена к занимательному делу в соответствии со сценарием занимательного дела. С левой стороны в группе на столе расположены картинки с изображением птиц и животных, здесь же расположены и стульчики для детей. С правой стороны расположены столы для практической работы. На столах приготовлены макеты кормушек, тарелочки с кормом для птиц, модели для моделирования птиц ( геометрические формы: квадрат, прямоугольник, круг и треугольник). Магнитная доска для прикрепления картинок с изображением зимующих птиц. Предусмотрено место для динамической паузы и места для гостей.
Виды детской деятельности в занимательном деле:
Познавательно-исследовательская.
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Музыкально-художественная.
Планируемые результаты:
В процессе занимательного дела дети усвоят понятия: «зимующие птицы», Это позволит сформировать знания зимующих птицах, о видах питания зимующих птиц. В процессе проведения занимательного дела важно, чтобы у детей сформировалось доброжелательное, заботливое отношение к птицам.
Критерии оценки деятельности детей в занимательном деле
Ребенок активен, задает вопросы, проявляет самостоятельность; ребенок активно вступает в диалог, рассказывает о жизни птиц, сопереживает, эмоционально реагирует, проявляет волевое усилие, участвует в трудовой деятельности.
Интеграция образовательных областей :
Области Интеграция Решаемые задачи
Социализация Практические действия. Дидактическая игра. (Т, П) Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания о природе, о зиме, о жизни птиц.
Развивать умения самостоятельно действовать.
Коммуникация Беседа, ведение диалога (П)
Учить использовать вербальные средства общения;
владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Воспитывать эмоциональность, выразительность действий, проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Продолжать знакомство с зимующими птицами.
Уточнять и обобщать знания о зимнем времени года, о зимующих птицах, формировать представление о видах питания зимующих птиц, расширить словарный запас.
Чтение художественной литературы:
Загадки о птицах Воспитывать чуткость к художественному слову, учить внимательно и заинтересованно слушать загадки и отгадывать их.
План занимательного дела.
1. Вводная часть:
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
2. Основная часть:
Д/и «Птицы-животные».
Разгадывание загадок.
Беседа о жизни птиц.
Динамическая пауза.
Д/и «Перепутанные картинки».
Д/и «Собери птичку правильно»
3. Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов занимательного дела.
Ход занимательного дела
Части игры Содержание Области
Вводная часть.
Создание проблемной ситуации
Определение цели
Создание мотива для деятельности детей
Приветствие в кругу:
Собирайтесь дети в круг я твой друг, и ты мой друг, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором было написано: “Детский сад №3 «Колосок». Ребяткам средней группы. Письмо пришло из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку и, может быть, тогда мы узнаем, кто же нам прислал это письмо:
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Воспитатель:Давайте откроем скорее конверт и узнаем, что всё-таки в нём.
Зачитывается письмо:“Дорогие ребята, я была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?”
Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться.
Дети: Давайте.
2. Основная часть.
Дидактическая игра «Птицы-животные»
Разгадывание загадок
Динамическая пауза
Дидактическая игра «Перепутанные картинки»
Дидактическая игра «Собери птичку правильно»
Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит аудиозапись с голосами птиц.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?
Дети: птицы.
Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?
1. Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
2. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка)
4. Чёрная, как вар, кричит: «Карр!» (Ворона)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.
Отгаданные птицы прикрепляются на магнитную доску.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята. Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?
Воробьи питаются зёрнышками, хлебными крошками. Давайте договоримся их обозначать. хлебные крошки обозначим квадратом. Синицы питаются зёрнышками, хлебными крошками, но самое любимое их лакомство – сало, его обозначим прямоугольником.
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим кругом.
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим треугольником.
Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, какая птица чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
Физкультминутка: ПТИЧКИ
Птички в гнездышке сидят и на улицу глядят.
Погулять они хотят и тихонько все летят.
Под тихую музыку дети "разлетаются", машут руками, как крыльями.
Воспитатель: Ой, ребятки, вы знаете, а ведь в конверте было не только письмо, здесь есть ещё рисунки.
Дети рассматривают рисунки.
Рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица) :
Воспитатель: Кто же это не пойму? Но мы, ребята, сейчас разберёмся. Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище?
Аналогично рассматривается второй рисунок.
Воспитатель: Вот теперь мы узнали птиц. А что это за конверт под деревом лежит?
Дети приносят конверт.
Воспитатель: Кто же его оставил? Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?
Воспитатель достаёт части птичек.
Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить на кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить на кормушку? (Есть подсказка – символ). Давайте сложим птичек на кормушках.
Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка, какую птицу он выкладывает и почему.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте положим птиц в конверт и оставим под деревом. То-то удивится старичок Лесовичок, когда заглянет в конверт, все птицы на своих кормушках сидят.
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов занимательного дела Воспитатель: Ну, что же, ребята, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
Итог
- Ребята, вам понравилось путешествие по лесу? Каких птиц вы повстречали в лесу? Скажите, как можно назвать этих птиц одним словом? Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц. Кого угостим салом? Рябиной?
Длительность занимательного дела: 20 минут.