Татьяна Ибрагимова
Сценарий образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности;
- закреплять знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар;
- развивать диалогическую речь, умение слышать вопрос, понимать и отвечать на него;
- формировать умение строить сложные предложения;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- автоматизировать звуки в речи.
Развивающие:
Публикация «Сценарий образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- закреплять представления у детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться, знания детей о причинах возникновения пожара;
- развивать чувство опасности при соприкосновении с огнем;
- развивать восприятие, мышление;
-развивать воображение, память, фантазию;
-тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения;
-формировать умение видеть ресурсы решения проблем;
-развивать фонематический слух.
Воспитательные:
-воспитывать уверенность в своих действиях;
-воспитывать уважительное отношение к труду пожарного;
-воспитывать умение вести диалог, не перебивая собеседника.
Средства, оборудование, материалы:
карточки-картинки «Атрибуты пожарного», картинки для игры «Мои друзья», картинки для игры «Рифмушки», мнемотаблица «Опиши предмет», игрушка «Пожарная машина», домик-теремок, ткань красная и синяя, спички, шапочка Лисы, телефон, руль.
Предварительная работа: подготовка наглядного, раздаточного материала и оборудования.
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем входят в группу.
- Ребята, посмотрите в нашей группе появился домик. Волшебство, как в сказке! Интересно, а на домик из какой сказки он похож?
(ответы детей)
-А вы помните сказку «Теремок»? Это сказка для маленьких. Вы уже взрослые, поэтому правила для входа в теремок меняются. В этом домике будет жить …Кто? Отгадайте загадку:
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
- Если позволите, то я буду хозяйкой теремка (воспитатель надевает шапочку лисы, а вы - моими гостями.
Каждому из детей предлагается выбрать карточку с изображением предмета. Ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Дети по очереди подходят к теремку.
Игра «Теремок»
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, (называет себя). А ты кто?
- А я - (называет себя). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить, выявить общие признаки и назвать их. После чего он заходит в теремок, а к хозяйке обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то из детей затрудняется, то остальные могут помочь ему.
- Все гости в сборе! Надо гостям поближе познакомиться, а поможет нам в этом игра «Мои друзья».
Игра «Мои друзья»
-Правила такие: Я-ведущий. Я буду говорить кто мои друзья, и только они могут ко мне подойти.
-Мои друзья только те, кто живой объект;
-Мои друзья, только те, кто может двигаться;
-Мои друзья, только те, кто не съедобные;
-Мои друзья, только те, кто бывает мягким;
-Мои друзья, только те, кто издает звуки;
-Мои друзья, только те, кто умеет летать;
-Мои друзья те, в слове которых есть звук [л].
-Ну вот, мы и познакомились!
-Отгадайте, что же я вам принесла сегодня?
Игра «Да - нет»
Дети задают вопросы о свойствах предмета, ведущий может отвечать только да или нет
-Да, я принесла сегодня спички.
Воспитатель в роли лисы зажигает спичку, незаметно тушит ее и набрасывает кусок красной материи на домик, имитируя огонь. Затем снимает маску и возвращается к детям.
- Вот что натворила лисичка! Что же делать если начался пожар? По какому номеру вызвать пожарную машину? Что нужно говорить?
Предложить детям вызвать пожарную службу по телефону, называя адрес и фамилию звонящего.
Игра «Что нужно пожарному?»
-Пожарная машина готова выезжать, но в машину может сесть только тот, кто скажет, что нужно пожарному для работы.
На стульях разложены картинки с изображением инструментов и оборудования, необходимых пожарному. Каждый ребенок берет карточку и называет предмет. Все картинки прикрепляются на фланелеграф.
Дети вместе с воспитателем садятся на стульчики, имитирующие пожарную машину.
-Чтобы нам было ехать веселее повторяйте за мной чистоговорку:
АРЕ-АРЕ-АРЕ- такая машина нужна при пожаре;
ДЕЙ-ДЕЙ-ДЕЙ- машина для спасения людей!
РА-РА-РА- спички — это не игра!
ЕК-ЕК-ЕК- может вспыхнуть огонек!
РИ-РИ-РИ- спички в руки не бери!
ДЫ-ДЫ-ДЫ- что бы избежать беды!
-Как дружно! Как Настоящие пожарные!
-А рифму к слову «пожар» подобрать сможете?
Игра «Рифмушечки»
Предложить подобрать рифму, к слову ПОЖАР. Предложить детям подсказки в виде картинок
-Так вы, наверно, и стихи можете сочинять? Тогда я начинаю, а вы продолжайте…
На машине ярко-….красной
Мчимся мы…вперёд.
Труд тяжёлый и …. опасный
Нас, пожарных… …ждёт.
Вой пронзительной ….сирены
Может ….оглушить,
Будем и водой, и …. пеной
Мы пожар …. тушить.
И в беду попавшим…. людям
Сможем мы …помочь,
Ведь с огнём бороться. будем
Смело день и…. ночь!
-Как вы думаете, почему пожарная машина красного цвета? (ответы детей)
-А почему пожарные мчатся, а не тихонько едут? (ответы детей)
-А почему труд тяжелый и опасный? (ответы детей)
-Каким должен быть пожарный? (ответы детей)
-А для чего нужна сирена?
Еще раз рассказываем стихотворение с движениями. Тушим пожар с детьми. Меняем ткань с красной на синюю. Дети берутся за края синей ткани и имитируют движение воды.
-Тушим, тушим, не потушим! Заливаем. Не зальем! Вот и потушили пожар!
-Устали? Давайте присядем.
Составление рассказа про пожарную машину по мнемотаблице.
Игра «Перевертыши» (хорошо-плохо)
-Как вы думаете огонь — это хорошо или плохо?
(ответы детей)
-Плохо. Нет огня жадней и прожорливей. Огонь отнимает жилище и у людей, и у животных. Оставляя только пепел. Но все же пользы от огня гораздо больше, чем вреда. А об этом мы с вами позже обязательно прочитаем интересную книгу «Как человек огонь приручил» ….