Наталья Тимофеева
НОД по развитию познавательных способностей посредством пальчиковых игр в подготовительной группе «Путешествие в Играндию»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развитие познавательных способностей посредством пальчиковых игр
Задачи по образовательным областям
«Познание»
Закрепить знания о геометрических фигурах и их элементах.
Закрепить умение выкладывать квадрат и треугольник из счетных палочек, преобразовывать фигуры.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.
Закрепить знания о временных преставлениях (дни недели, времена года).
Развивать логическое мышление, воображение и память.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
«Художественное творчество»
Публикация «НОД по развитию познавательных способностей посредством пальчиковых игр в подготовительной группе „Путешествие в Играндию“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
Развивать графические навыки.
Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения.
«Физическая культура»
Развивать мелкую моторику, точность движений с различными предметами и без них.
Совершенствовать двигательные навыки детей.
«Социализация»
Продолжать воспитывать привычки культурного поведения и общения, доброжелательность.
Развивать активное стремление к будущей социально-личностной позиции школьника.
Развивать положительную самооценку, уверенность в себе.
«Коммуникация»
Стимулировать активную речь детей, свободное общение со взрослым и сверстниками.
«Чтение художественной литературы»
Совершенствовать умение отгадывать загадки.
«Здоровье»
Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья.
Продолжать учить следить за осанкой.
«Безопасность»
Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к играм с мелкими предметами.
«Музыка»
Создать положительный эмоциональный фон для воображения.
Виды деятельности
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная, восприятие художественного произведения, музыкально-художественная.
Материалы и оборудование
Су-Джок массажеры, счетные палочки, календарь природы, мяч, листы белой бумаги с квадратами, цветные карандаши, бархатная бумага, шерстяные нитки, фасоль, горох, изображения геометрических фигур, тетради в клетку, игра «Танграм», CD «Музыка для релаксации», компьютер, мультимедийное оборудование.
Предварительная работа
Разучивание пальчиковой гимнастики, игры с «Су-Джок» шариками, игры со счетными палочками, работа с календарем природы, упражнения в штриховке, игры с природным и бросовым материалом (горох, фасоль, каштаны, косточки, пуговицы и т. д., знакомство с техникой ниткографии, игра «Танграм», «На что похоже»
Ход занятия
Дети свободно располагаются на ковре.
Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в необыкновенное путешествие, в одну очень интересную страну -ИГРАНДИЮ. Хотите ли вы отправиться в путешествие?
Ответы детей
Воспитатель. А как вы думаете, чем любят заниматься больше всего жители этой страны? (Ответы детей). Верно, конечно же, играть. Только открою вам секрет, что игры у них особенные…для пальчиков (стук в дверь, появляется мультгерой)
Мики-Маус: Здравствуйте, ребята! Я случайно узнал, что вы отправляетесь в страну ИГРАНДИЮ, а я как раз там живу, и знаю много разных игр, только боюсь, что вам с ними не справиться, потому что вы еще маленькие и многое не знаете и не умеете.
Воспитатель. Дорогой Мики-Маус, а знаешь ли ты, что наши ребята скоро пойдут в школу. А ведь в школу идут не маленькие дети и они уже многое умеют и знают. Не правда ли, ребята?
Ответы детей
Мики-Маус. Хорошо, ребята, если вы обещаете справиться со всеми испытаниями, тогда пора отправляться в путь.
Воспитатель. Ну что же, ребята, перед нами стоит непростая задача. Мы должны доказать Мики, что очень многое умеем и, чтобы у нас все получилось, давайте перед началом путешествия разогреем наши пальчики. Нам помогут в этом волшебные шарики.
(Дети выполняют массаж специальными шариками «Су-Джок», по ходу выполнения массажа воспитатель интересуется для чего это необходимо)
Пальчиковая гимнастика «Не плачь куколка моя…»
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки,
твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем,
А теперь и отдохнем.
(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы, затем загибать поочередно пальцы, далее имитировать движения, описанные в стихотворении, на последние строчки положить ладони на стол или на колени)
Воспитатель. Теперь мы с вами готовы к любым испытаниям. И пока мы разогревали свои пальчики, Мики-Маус приготовил нам первую игру, она называется «Геометрические фигуры».
Дети перемещаются за столы, где у каждого ребенка находится набор со счетными палочками
Мики-Маус. Ребята, а вы знаете что можно делать со счетными палочками?
Ответы детей (Дети рассказывают что из палочек можно выкладывать геометрические фигуры, рисовать, выкладывать имена и другие слова, использовать как предметы заместители и т. д.)
Воспитатель напоминает детям о правильной осанке за столами и ее влиянии на здоровье ребенка.
Далее следует задание:
• девочкам выложить из счетных палочек – треугольник и рассказать все, что о нем знают (у треугольника есть три угла, три вершины, три стороны);
• мальчикам выложить из счетных палочек квадрат и рассказать все, что о нем знают (у квадрата есть четыре стороны, четыре угла, четыре вершины);
Сколько счетных палочек понадобилось девочкам, мальчикам?
• выложите квадрат и треугольник, используя только 6 палочек;
• выложите квадрат и треугольник, используя только 5 палочек.
(На экране образцы геометрических фигур из счетных палочек – Слайд1)
Мики-Маус. С первым испытанием вы справились, а теперь я приглашаю вас попробовать свои силы в следующей игре.
Дети перемещаются к календарю природы
Воспитатель. Ребята, что нам может рассказать календарь природы (число, день недели, месяц)Вы уже догадались, что Мики здесь оказался неслучайно? Он предлагает нам следующую игру: «А что потом?»
Закрепляем названия дней недели (с мячом)
Мики-Маус. Порадовали вы меня своими знаниями, но вот следующее мое задание из страны Играндии будет намного сложней.
Игра «Когда это бывает» - ориентировка на листе бумаги, штриховка.
Дети проходят к своим местам
Перед вами лист белой бумаги, на котором в каждом уголке нарисованы квадраты, отгадайте загадку и правильно выполните задание.
Наступили холода, обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)
• заштрихуйте синим цветом и вертикальными линиями квадрат в правом нижнем углу.
(На экране правильно выполненное задание – Слайд 2)
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
• заштрихуйте желтым цветом и горизонтальными линиями квадрат в правом верхнем углу
(На экране правильно выполненное задание – Слайд 3)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой – улей пчела, первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)
• заштрихуйте зеленым цветом и волнистыми линиями квадрат в левом нижнем углу
(На экране правильно выполненное задание –Слайд 4)
Солнце печет, липа цветет, рожь колосится, золотая пшеница,
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Летом)
• заштрихуйте красным цветом и косыми линиями квадрат в левом верхнем углу
(На экране правильно выполненное задание – Слайд 5)
Мики-Маус. Я вижу, ребята, что карандашами вы рисовать умеете, а вот в моей стране Играндии рисуют не только карандашами.
Воспитатель. Дорогой Мики-Маус, а наши ребята тоже умеют рисовать не только карандашами, не правда ли, ребята?
Ответы детей (можно рисовать и писать красками, мелками, пластилином, горохом,фасолью, пуговицами и даже нитками)
Мики-Маус. Нитками? Удивили. Тогда я загадаю вам загадки, а вы нарисуйте их нитками.
Игра «Нарисуй отгадку» - ниткография. Дети выкладывают отгадки на листе бархатной бумаги шерстяными нитками.
Летит – молчит,
Лежит – молчит.
Когда умрет – тогда заревет. (снег)
(Слайд 6 –рисунок снежинки - схема)
Крупно, дробно зачастил
И всю землю промочил. (дождь)
(Слайд 7 – рисунок капли - схема)
Кто на себе свой дом таскает? (улитка)
(Слайд 8 – рисунок улитки – схема)
Без ног, без рук, а бежит (река)
(Слайд 9 – рисунок реки – схема)
Мики-Маус. Здорово у вас получается, но что-то мы засиделись, пора нам подвигаться.
Физкультминутка «Дни недели»
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, («Умываемся».)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал,
(Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку и засыпают.)
Воспитатель. Ребята, посмотрите ка, что это Мики-Маус принес нам?
Воспитатель приглашает детей к заранее приготовленному столу, где стоят тарелочки с горохом и фасолью
Ответы детей (фасоль, горох)
Мики-Маус. Вы же, ребята, хвастались, что умеете рисовать и писать горохом и фасолью, вот я и решил проверить так ли это? Это и будет следующим вашим испытанием.
Игра «Выложи имя» Дети выкладывают свои имена или начальную букву имени.
Перед выполнением задания воспитатель напоминает детям правила игры с мелкими предметами, а затем дети приступают к заданию.
(Слайд 10 – алфавит для образца)
Далее Мики-Маус подводит детей к мольбертам, на которых изображены геометрические фигуры (по одной на каждом мольберте).
Мики-Маус. А сейчас я хочу, чтобы вы превратились в волшебников и превратили каждый свою фигуру в какой-то знакомый вам предмет.
Звучит спокойная музыка, дети дорисовывают геометрические фигуры до знакомых предметов. Игра «Преврати фигуры в предметы».
(Слайд 11 – образцы предметов из геометрических фигур)
Мики-Маус. В школе вам придется работать в тетрадях, поэтому я хочу проверить готовы ли вы к таково рода заданиям? Я предлагаю вам игру «Числовые прямоугольники».
Дети проходят на свои рабочие места. Числовой прямоугольник лежит перед каждым ребенком на столе, Мики-Маус называет действия: начинаем путешествие с числа 5, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх. Кто остановился на числе 5 поднимите руку. Дети, поднявшие руку, правильно справились с заданием.
(Слайд 12 – на экране последовательная схема со стелками)
Мики-Маус. И с путешествием по клеточкам вы справились, тогда последнее испытание. Вы разделитесь на 2 команды и за очень короткий промежуток времени вы должны сложить фигуру по образцу. Выигрывает та команда, которая быстрей и в точности повторит образец.
Игра «Танграм».
Конверты с деталями и образец задания заранее приготовлены на 2 столах.
(Слайд 13 – образцы задания)
Воспитатель. Ну, что же, давайте подведем итоги. Как вы считаете, справились ли вы со всеми испытаниями, подготовленными для вас Мики-Маусом? Давайте вспомним чем мы занимались во время путешествия по Играндии и оценим наши результаты: возьмите синий квадратик и положите на то задание, которое было для вас сложным; а красный квадратик на задание, которое было для вас интересным.
А теперь пришло время прощаться с нашим гостем. Давайте поблагодарим его за интересное путешествие по стране Играндии и попросим бывать у нас почаще, чтобы знакомить нас с новыми интересными играми.
Дети благодарят гостя и прощаются до новых встреч.
Список литературы
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В., Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
4. Журнал «Дошкольная педагогика», №4(89) /апрель/ 2013
5. Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). – М. : ТЦ Сфера, 2009.
6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1985.
7. Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. – Волгоград: Учитель, 2009
8. Савельева Е. А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков : метод. Пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007