Екатерина
Сценарий мероприятия «День Удмуртии» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие разработано для детей 4- 5 лет, среднего дошкольного возраста. Структура сценария выбрана в соответствии с видом мероприятия- учитывая смену поз детей, двигательную активность, смену видов деятельности и единый сюжет.
Формы организации: специально- организованный и спланированный взрослыми детский праздник
Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к национальной культуре, любви к родному краю.
Публикация «Сценарий мероприятия „День Удмуртии“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Задачи: воспитывать любовь и интерес к истории и культуре удмуртского народа. Развивать художественно творческие способности детей через удмуртский фольклор.
Полянка украшена цветами италмас, на поляне стоит Лопшо Педунь, накрытый листьями. Входит ведущая в национальном костюме.
Ведущая: Как будто свершилось чудо:
Кругом, куда не бросишь взгляд,-
Цветы, цветы, цветы повсюду
Веселым пламенем горят.
Здравствуйте, ребята! Зечбуресь!
Дети: Здравствуйте.
Ведущая: От приволжских степей до уральских гор,
Лег удмуртский край- золотой простор.
Как богат ты, мой край,
Сколько зверя в лесах,
Сколько песен звучит
В необъятных полях.
1 ребенок: Этот праздник не простой,
1
Знают все в Удмуртии.
Этот праздник- наш с тобой
Славим мы Республику!
2 ребенок: Эту дату отмечаем,
Край Удмуртский поздравляем.
Вместе пляшем и поем-
Дружно вместе мы живем.
Поют песню «Расцветай, Удмуртский край».
Лопшо Педунь: Апч- хи!
Ведущая: Ой, что это такое? Что за чудеса?
Лопшо Педунь: Ппч- хи! Здравствуйте ребятки: внученьки и внучатки, девчонки и мальчишки… Апч- хи! Ой! Где это мой платок носовой? Я- Лопшо Педунь, мировой человек по- удмуртски. Целый век бодр и весел я. Называют меня весельчаком, балогуром. Листьями украшенный и совсем не страшный я… А вот, апч- хи! Мои волшебные очки. В очки погляжу и вам, и вам все расскажу.
Ведущая: Лопшо Педунь, а что у тебя на ногах?
Лопшо Педунь: Лапти.
Ведущая: А где ты их нашел?
Лопшо Педунь: Я их не нашел, я их сам сплел.
Да не простые, а самоходные. Они никогда не износятся, никогда меня не подведут. По дальним дорогам мчат, через темные леса переносят. В них я и в играх всегда побеждаю.
Ведущая: А это мы сейчас проверим.
Лопшо Педунь: Нылпиос, шудомы? Поиграем, дети?
Эстафета «Бег в лаптях»
Эстафеты:
1. «Бег в лаптях».
2
Участники по очереди надевают лапти, пробегают змейкой, обегают ориентир и возвращаются к команде, передают лапти как эстафету.
2. «Заготовь лыко».
Участники по очереди проходят дистанцию, сматывают по одной ленте с дерева, возвращаются к команде и кладут ленту в корзину.
3. «Канатоходцы».
Участники по очереди проходят в лаптях по канату, снимают лапти и бегом к команде, передают лапти как эстафету.
4. «Забрось луковицу».
Участники по очереди пытаются забросить по две луковицы в лапоть,
лежащий на полу (расст. 1,5 м. от ребёнка).
Лопшо Педунь (напевает) :
Хватает волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
Ведущая: Лопшо Педунь, наши дети тоже любят петь и знают много хороших песен. Ребята, давайте споем Лопшо Педунь удмуртскую песню.
Песня «Италмас»
Возь вылын турын п лын
италмас будэ
в л дыр дунне вылын
солэсь чеберез
Италмас, италмас
возь вылын будэ
Италмас, италмас
Мон шоры учке
Лопшо Педунь: Ой чебер кырзан!
Выходит под удмуртскую песню Анна кенак. (В руках держит цветок
3
италмас).
Анна кенак: Очень веселая песня, мимо такого задорного исполнения невозможно пройти! Зечбуресь, пиналъес! Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте
Анна кенак: А вы знаете как меня завут?
Дети: Нет
Анна кенак: Меня зовут Анна кенак. А вы знаете, что у меня в руках?.
Дети: Цветок Италмас.
Анна кенак: Да, это цветок Италмас. Сейчас я расскажу вам одну легенду
про Италмас. Жила- была красавица по имени Италмас. Но однажды злой
колдун решил выкрасть Италмас. Что бы, не попасть в руки злому колдуну,
девушка обернулась ветком купальницы. Так гласит древняя легенда. И
удмурты до сих пор зовут золотые тугие цветы на лугу Италмасами. Цветок- словно золотоволосая девушка в ярком зеленом платье.
Ведущая: Ребята, а вы знаете стихи про Италмас?
Ребенок: Ранней весной, будто желтый алмаз
Гордый и смелый расцвел Италмас,
Маленьким солнышком выйдя на луг,
Светит один- без друзей, без подруг.
Все они скоро появятся тут.
Но и зимою я вспомню на раз
Стойкость твою, золотой Италмас.
Лопшо Педунь: Ой, какой красивый цветок! Я хочу его сорвать1
Ведущая: Стой!
Если сорвешь ты цветок
4
Если он сорвет цветок
Если все, и он и ты
На земле сорвут цветы,
То окажутся пусты
И деревья и кусты…
И не будет красоты.
Италмас занесен в Красную книгу. А какие еще лесные растения вы знаете?
Дети: Подорожник- возле дорог растет, раны залечивает. Мать- и- мачеха, ромашка, клевер и др. Ведущая: Многие из них занесены, как и италмас в Красную книгу Удмуртии. Эти растения нужно тоже беречь и охранять!
Лопшо Педунь: Вот этого я не знал, спасибо вам ребята! Зато мы с Анной кенак знаем загадки, будем отгадывать?
Дети: Да.
Анна кенак и Лопшо Педунь: 1)Под елкой дом без углов. Что это? (муравейник)
2) Без руг, без ног, на брюхе ползает. (червяк)
3) В углу потолка повешено сито, не руками повито. (паутина)
4) Выпучив глаза, сидит, по- французки говорит, прыгает как блоха, плавает как человек. (лягушка)
5) Не птица, а летает. (летучая мышь)
6) Иголки носит, а шить не может. (еж)
7) Сама хоть и немая, а говорит. (книга)
8) Без тела, без языка. Никто его не видит, а всякий слышит. (эхо)
9) По обеим сторонам дороги сидят братья, друг друга ни когда не видят. (глаза)
Лопшо Педунь: А теперь посмотрим на сколько вы умны. Назовите пословицы и поговорки удмуртского народа.
5
Дети читают: Ленивый еще спит, а работящий уже отдыхает. Доброму работнику- блины с кашей, лентяю- крапива. Дерево держится корнями, а человек- друзьями. Сердечное слово три зимы греет. Поющему дорога кажется короткой.
Анна кенак: Молодцы! Ребята, есть у меня еще игра, называется «Сукыр така». Поиграем?
Дети: Да.
Игра «Сукыр така» (Слепой баран)
По считалке выбирают водящего – слепого барана. Платочком завязывают ему глаза, три раза поворачивают вокруг себя. После этого «слепой
баран» пытается ловить бегающих вокруг него детей. Он должен угадать имя
пойманного ребенка. Если угадает, меняются ролями. Дети не должны дотрагиваться до «слепого барана».
Выходит медведь.
Медведь: Зечбур, пиналъес (сонно). Ох, и разбудили вы меня! Не доспал!
Я, хозяин лесной,
Просыпаюсь я весной, Под вьюги вой
Сплю в избушке снеговой.
Ведущая: Ребята, давайте поздороваемся с медведем. Кто знает как по- удмуртски медведь?
Дети: Гондыр.
Все: Зечбур, гондыр!
Медведь: Ну, уж разбудили вы меня, так развлекайте! Игры для пляски хороши для закваски. Приглашаю вас поплясать.
Свободная пляска детей.
Медведь: Молодцы! Понравились вы мне ребятки! Ой, что- то засыпаю я. Пошел я к себе, посплю еще немного.
6
Дети: Зечь Луэ, Гондыр!
Анна кенак и Лопшо Педунь: Радостно с вами, но и нам пора домой возвращаться. Ой, совсем забыли, мы вас на прощанье хотим угостить национальным удмуртским блюдом- перепечами. До свидания! Зечь Луэ!
Ведущая: Тау! Спасибо! Ребята, мы познакомились с героями удмуртских сказок и легенд, подышали воздухом наших лесов, выучили удмуртские слова, но и нам пора возвращаться в группу, приглашаю вас на чаепитие.
Используемая литература:
1) Зольгыри: Нылпиослы кырзанъес/ Сос. Келарева Е. А., Кузнецов Ю. В., Павлова Ю. В., Юшкова Е. В. - Ижевск: Удмуртия, 2011.- 160Бб.
2) Тюрага: Удмурт нылпи фольклор но шудонъес/ Автор- составителез Л. Н. Долганова. - Ижевск: Удмуртия, 1996.- 132с.