Ольга Зорина
Сценарий музыкальной гостиной «Зимние узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать основы музыкально-эстетического сознания детей дошкольного возраста в процессе восприятия (слушания классической музыки) Прививать любовь к классической музыке, к творчеству поэтов- классиков через синтез искусств (музыка, поэзия).
Задачи: развивать музыкально – эстетическую потребность в ознакомлении с образцами классической музыке, воспитывать интерес и любовь к ней, слушательскую культуру.
Публикация «Сценарий музыкальной гостиной „Зимние узоры“» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
.развивать эстетические эмоции, эмоциональную отзывчивость в процессе слушания классических произведений, доступных детям по характеру и музыкальному содержанию. развивать дифференцированное музыкальное восприятие : воспринимать комплекс выразительных музыкальных средств, обеспечивающих создание и развитие определенных музыкальных образов. развивать музыкальные и творческие способности детей:. развивать правильную, образную речь детей; расширять словарный запас детей; • развивать музыкальное мышление, позволяющее определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него; различать средства музыкальной выразительности, высказываться об эмоционально-образном содержании музыкальных произведений. различать характер музыки и сопоставлять по характеру с одной из знакомых картин. развивать и закреплять певческие навыки (звукообразование, строй, ансамбль);. учить передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения, умение двигаться выразительно, грациозно в характере музыки.
• совершенствовать умение выразительно играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах; расширять музыкальный кругозор;
• развивать любовь к русскому художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.
Предварительная работа: - беседы о характерных признаках и приметах зимы; - подбор и разучивание песен и стихов о зиме; - знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о зиме; - слушание произведений П. И. Чайковского «Зимнее утро», «Святки», «На тройке», «Вальс снежных хлопьев», Г. Свиридова «Метель», А. Вивальди «Зима»; - беседы о характере прослушанной музыки, разучивание зимних песен; постановка танцевального этюда на музыку «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского; - работа с детским музыкальным оркестром (пьеса «На тройке» П. И. Чайковского.) «Музыка Зимы»
Ход.
Звучит «Вальс» Г. Свиридова. Дети заходят в зал и рассаживаются. (1 слайд – картина зимнего леса)
Муз. рук. Добрый день, наши уважаемые гости. Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о зиме. Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры : сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки. Зима бывает студеной и с оттепелью, с метелями и капелью, снежная да с солнцем. Многие художники, поэты и композиторы любили зиму за её волшебную красоту, чистые, ясные сверкающие краски и волшебство.
Давайте и мы поговорим сегодня о зиме, послушаем музыку о ней. Только самому внимательному слушателю музыка откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки - и вы услышите : то лёгкое дуновение ветерка, то шелест тихо падающих снежинок или хрустальный звон капели…
Можно ли изобразить приход зимы на бумаге, на холсте? (Ответы детей) Можно! А словами? Конечно! А что же в музыке? Можно ли с помощью семи нот отобразить радость, грусть, торжество, печаль? (Ответы детей.) Можно, потому что музыка, как и другие виды искусства пробуждает у людей различные чувства, настроения. Все виды искусства взаимосвязаны, дополняют друг друга. Попробуем понять, как музыка может быть связана с поэзией, и как многообразно она может воспевать зиму. Многие поэты воспевали красоту и волшебство зимы.
Послушайте стихотворение А. С. Пушкина
: Вот север, тучи нагоняя,
дохнул, завыл - и вот сама
идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась клоками,
повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз и рады мы
проказам матушки зимы.
А у какого ещё композитора есть альбом «Времена года»? Дети. У итальянского композитора Антонио Вивальди есть 4 концерта: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Муз. рук. Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта для скрипки с оркестром «Зима». Звучит отрывок «Зима» А. Вивальди. Муз. рук. Ребята, какая зима в произведении Вивальди? Как звучит музыка? Что вы почувствовали? Представили? Дети. Музыка звучит взволнованно, тревожно, зима вьюжная, беспокойная, холодная…. потому что началась пурга, ветер носит снег по полям, срывает снежные шапки с деревьев, обжигает щёки прохожим. М. р. : Правильно. Вьюжная, колючая, снежная зима предстаёт перед нами в музыке итальянского композитора А. Вивальди. Не хватает только красивых выразительных поэтических слов. Может быть, кто – то вспомнит стихотворения подходящие к этому музыкальному произведению? И. Никитин «Зашумела, разгулялась…» … Зашумела, разгулялась в поле непогода; Принакрылась белым снегом гладкая дорога. Белым снегом принакрылась, не осталось следу, Поднялася пыль и вьюга, не видать и свету. Да удалому детине буря не забота: Он проложит путь-дорогу, лишь была б охота. Не страшна глухая полночь, дальний путь и вьюга, Если молодца в свой терем ждет краса-подруга.
Муз. руководитель: Вы услышали 1-ю часть концерта. Какие музыкальные инструменты использовал композитор в данном произведении? Ответы детей. М. р. : А сейчас еще одна музыкальная загадка. Звучит отрывок музыкального произведения «Дед Мороз» Р. Шумана, дети узнают.
Реб. Дед Мороз проспал в постели. Встал сосульками звеня: Где вы вьюги и метели? Что не будите меня? Налетели вьюги, завыли: У-у-у! В-в-в! Засвистели: С-с-с-с-с-с-з-з-з! Застонал лес: М-м-м. Застонали дубы: М-м-м. Застонали берёзки. А дед Мороз колдует. Разыграйтеся, метели! Гнитесь ниже сосны, ели! Все, что есть в моём лесу, Всё засыплю, занесу! М. р. : Какой дед Мороз предстаёт в музыке композитора Р. Шумана? (ответы детей) Да…. Здесь дед Мороз предстает перед нами такой колючий, сердитый, такое холодное дыхание у него. Как звучит музыка?
Дети. Музыка звучит в низком регистре с акцентами. Она решительная, похожая на тяжелую поступь Деда Мороза! Он идет и стучит своим посохом. Когда он рассердится, начинает дуть, созывать метели и вьюги – ни на шутку испугаешься А сейчас закройте глаза и слушайте… Звучит фонограмма “Зимняя вьюга” (шумовой эффект) Муз. рук: Ребята, как вы думаете, что вы слышали? Может быть, это легкий летний ветерок? Дети. Нет. Зимняя вьюга, метель
Муз. руководитель: Тогда давайте подуем на свою руку, чтобы ветер был холодным. А теперь Упражнение на развитие речевого дыхания “Метель” : Метель гудит, в трубе шумит. Страшно одному. А метель всё “у-у-у-у!” (Показ волнообразных движений рукой, менять высоту голоса) Спойте так, чтобы звук был похож на завывание метели, и покажите рукой, как завывает метель.
Муз. рук: Ой, как неуютно стало, даже страшно от такого ветра!
Муз. Рук. А мы с вами ведь песню про Метель знаем! Давайте споем, может она и утихнет? Песня «Госпожа Метелица» Слова и музыка Н. М. Куликовой. Меняется слайд. Картина «Зимнее утро». М. Р. Вот, смотрите, метель утихла, тихо кругом, природа отдыхает от бури. Выглянул солнечный лучик и окрасил белый снег разными оттенками. Так и хочется прочитать стихотворение. – Мороз и солнце, день чудесный.
Муз. рук. После бури всегда наступает затишье.
Звучит отрывок пьесы «На тройке». Ноябрь П. Чайковского (слайд – тройка лошадей) М. Р. А что за произведение звучит сейчас, ребята? Какой характер у этой музыки? Муз. рук. Тройкой называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К дуге часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли.
Давайте послушаем пьесу до конца и украсим её звучанием подходящих детских музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать. (Дети выбирают бубенчики, бубен, металлофон, деревянные ложки. Импровизируют под фонограмму).
ОРКЕСТР Муз. рук. Спасибо, ребята. М. Р. А как вы думаете, кто же к нам пожаловал на этой тройке? Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица, белокоса, белолица. Как махнула рукавом, всё накрыла серебром. С песней появляется девочка Зима. «Белый вальс» Музыка Э. Зауторовой. Слова Л. Масленниковой Зима.
Снег пушистый стелется, вся улица бела.
Я зима – волшебница в гости к вам пришла.
Реб. Здравствуй, Зимушка – зима. Очень любим мы тебя. Любим лыжи и коньки. Любим мы играть в снежки. Кружатся снежинки тихо, не спеша. До чего ты, зимушка, нынче хороша. В день морозный ярко солнышко горит, И снежок под санками весело скрипит Зима. А какие звуки можно услышать еще?
Дети. Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги. (слайд – летящие снежинки) Зима. Стою и снежинки в ладошку ловлю. Я зиму и снег и снежинки люблю!
Муз. рук. А вот полёт лёгких воздушных снежинок невозможно услышать, зато можно придумать про это музыку. Но сначала давайте послушаем стихотворение о снежинке в исполнении Кати. Константина Бальмонт «Снежинка» Светло-пушистая, снежинка белая, Какая чистая, какая смелая! Дорогой бурною легко проносится, Не в высь лазурную, на землю просится. Но вот кончается дорога дальняя, Земли касается, звезда кристальная. Лежит пушистая, снежинка смелая. Какая чистая, какая белая!
Муз. рук. Дорогие наши гости, сейчас мы услышим «Вальс. Как же зовут композитора, сочинившего это произведение? Дети. П. И. Чайковский. Этот вальс из его «детского альбома». Муз. рук. Мы не только услышим сказочную музыку, но и увидим танец девочек-снежинок. Но, девочки, не забывайте, что вы должны изобразить в танце светлый характер музыки. Танцевать мягко, пластично и грациозно!
ТАНЕЦ СНЕЖИНОК. Зима. А теперь давайте поиграем в игру «Снежинка». Представьте, что к вам на ладошку упала снежинка; чтобы снежинка не растаяла, нужно быстро назвать какую-нибудь примету зимы. Я называю существительное, а вы – нужное прилагательное. Игра «Снежинка» При игре Зима кладет снежинку на ладонь ребенку. Если он не смог сказать примету, снежинку передаёт другому ребенку. Зима. Молодцы, ребята, порадовали вы меня!
М. Р. - А теперь давайте порадуем Зиму веселой песней. Песня «Снег – снежок» Слова и музыка Е. М. Лагутиной Муз. Рук. Зимушка-Зима, ты сегодня гам спела песню, в которой приглашала всех на вальс! Так мы готовы станцевать! Правда, ребята Вальс. Музыка Свиридова к произведению Пушкина «Метель» (В руках у Зимы музыкальная шкатулка.) Зима. Ты шкатулка открывайся, открывайся поскорей Ты шкатулка постарайся и порадуй всех гостей. Угощает всех гостей «Рафаэло» или зефиром. М. Р. - Вот и закончилась наша встреча с зимней музыкальной сказкой. Мы сегодня с вами говорили о зиме, рассказывали стихи, пели песни, слушали музыку великих композиторов. И ещё раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи – с картинами, и всё это связано между собой, выражает один образ, починено одному настроению. И всё это музыка! Музыка звуков, стихов, красок. Музыка – это всё прекрасное, что нас окружает.
Репертуар: Г. Свиридов «Вальс» к произведению «Метель» П. И. Чайковский «Вальс» «Детский альбом» Р. Шуман «Дед Мороз» П. И. Чайковский «У камелька» «Времена года» А. Вивальди «Концерт для скрипки с оркестром» «Времена года» Песня «Госпожа Метелица» Слова и музыка Н. М. Куликовой. Песня «Снег – снежок» Слова и музыка Е. М. Лагутиной Песня «Белый вальс» Музыка Э. Зауторовой. Сл. Л. Масленниковой