Папки-передвижки

Сценарий музыкального занятия для старших и подготовительных групп «Святки-колядки. «Ах, Зима, чудная пора» (1 фото)

Анастасия Гомбоева
Сценарий музыкального занятия для старших и подготовительных групп «Святки-колядки. «Ах, Зима, чудная пора»
▼ Скачать + Заказать документы

Святки-колядки. Ах, Зима, чудная пора

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

№3 «Колобок» комбинированного вида г. Улан-Удэ

Сценарий

Музыкального занятия для старших и подготовительных групп по теме : «Святки-

колядки»

«Ах, Зима, чудная пора

Публикация «Сценарий музыкального занятия для старших и подготовительных групп „Святки-колядки, „Ах, Зима, чудная пора“» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры обеспечивает гармоничное развитие ребенка. Народная культура – это неисчерпаемый кладезь мудрости, духовности, неразрывно связана с прошлым и настоящим и благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Духовно-нравственное воспитание-это фундамент к процветанию и укреплению народа.

Цель: Формирование интереса к познанию истории и культуры своего народа и приобщение детей к русской традиционной культуре через знакомство с обрядом колядования.

Задачи:

Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающие в себя знакомство с предметами быта, одеждой.

Прививать интерес к культуре русского народа, проживающих на территории Бурятии через знакомство с русскими народными традициями, обрядами. обычаями (святки, обряд колядования).

Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с устным народным творчеством (потешки, пословицы, частушки) играми и песнями, относящиеся к периоду празднования Святок.

Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине.

При организации данного занятия, были проведены предварительные беседы, предпраздничные посиделки, на которых дети разучивали песни, заклички, считалки. Посиделки состояли из трех частей: познавательный рассказ бабушки Матрены, творческие мастерские (изготовление подарков друг другу, музыкальная игровая (учили хороводы, считалки к играм и непосредственно игры).

Само занятие провели в форме праздника, т. к праздник-это не только радость, но и деятельность, направленная на физическую, душевную разрядку. Проживая с детьми любые обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их пямяти оставляем глубокий след.

В основе занятия лежит подлинный местный, региональный материал, строго соответствующий по времени народному месяцеслову и календарю, а также традиционные формы участия детей в этих праздниках.

Использовались метод интерактивной игры (совместная организованная познавательная деятельность детей и взрослых, наглядный метод.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: костюмы и маски колядующих, мешочек, полотенце, печенька, колечко, лента, пуговица, прутик, метелка, мешок для сбора угощений, поднос и рушник.

Ход занятия :

В музыкальном зале стоит стол, на столе самовар и угощения (баранки, печеньки, сушки, ватрушки). Хозяйка одета в сарафан, на плечах красивый платок.

В зал под музыку песни «Как на тоненький ледок» (можно взять любой ранее изученный зимний хоровод) входят дети и становятся в круг.

Музыкальный руководитель (Хозяйка избы) : Здравствуйте, ребята! Вы узнали музыку, под которую вошли в зал? (Ответы). Правильно – это песня «Как на тоненький ледок». Я предлагаю вам взяться за руки и исполнить песню в хороводе.

В это время выезжает Ванька на коне. Дети танцуют с ним. Идут за конем по кругу.

Ванька: Здравствуйте. Ребята! Ребята, скажите, какие зимние праздники вы знаете? Конечно, это Новый год и Рождество. Вы прекрасно знаете, что происходит в новогодние праздники, а вот что делают на Рождество и Крещение? (Ответы детей). Для того, чтобы лучше узнать, как на Руси отмечали Святки, я сегодня предлагаю вам поучаствовать в обряде Колядования. Я вам расскажу одну историю.

Давным-давно, много-много лет назад на земле родился необычный мальчик. Бог-Отец послал в земной мир своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя на земле наступило новое время. С этого момента во всём мире стали отмечать великий праздник Рождества. Рождество отмечают на Руси 7 января. А с 8 по 19 января время Святок, то есть Святых вечеров. Вот это время считается самым весёлым, потому что с этими днями связано немало радостных обычаев.

Зимний вечер тёмен, долог – насчитаю сорок ёлок.

Скину шубку на снежок – все пожалуйте в кружок!

Праздник дружно продолжаем, игру «Плетень» мы начинаем!

Игра «ПЛЕТЕНЬ»

Ход игры: Играющие стоят шеренгами у двух стен, взявшись за руки. Начинает звучать медленная музыка, и шеренги сходятся в центре и кланяются друг другу. Затем звучит быстрая музыка, и все дети начинают плясать. Как только музыка смолкает, все участники должны вернуться на свои места в свои шеренги. Шеренга, которая построится первой, выигрывает.

Ох, вы хорошие ребятки, отгадайте-ка загадки!

ЗАГАДКИ

1. В гору деревяшка, а с горы коняшка. (Санки)

2. Шуба бела весь свет одела. (Снег)

3. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

4. На всех садится, никого не боится. (Снег)

5. Кто по снегу быстро мчится, провалится не боится. (Лыжник)

6. На дворе – горой, а в избе – водой. (Снег)

Хозяйка: Все загадки отгадали! Слышишь, Ванюшка, за дверью шум да гам, видно колядники пожаловали к нам!

Заходи к нам ряжены!

Петухом наряжены,

Медведем одеты

В лаковых штиблетах

В толстопятых валенках

Да в тулупах стареньких!

В зал входит цыганка с медведем.

Выход цыганки. Танец цыганки.

Цыганка: Вас, наверное, удивил мой внешний вид? А вы какие нарядные! А это всё потому, что сегодня мы будем вспоминать зимние народные игры. Вот теперь все готовы, и я могу начинать. Молодёжь и дети ходили по дворам и колядовали, а в ночь, накануне Рождества, гадали. Обычно гадали девушки. Они хотели узнать, когда выйдут замуж, как будут звать жениха. Для этого они выходили на улицу и бросали валенки – куда валенок укажет там и жених живёт. Я тоже предлагаю вам погадать. На улице холодно, поэтому гадать мы будем в зале.

Гадание «Мешочек желаний».

Дети встают в круг и под музыку пускают по кругу мешочек. Музыкальный руководитель разучивает с детьми припевку для гадания. Дети идут по кругу и поют:

Мешочек. мешочек,

Скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

Дети достают вещицы из мешка. Когда музыка заканчивается (цыганка комментирует) :

— полотенце. Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

—печенька. Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В твоём доме достаток будет, благополучие.

— колечко. Сейте муки, пеките пироги! К тебе гости будут, ко мне – женихи.

— лента. Через поле идучи, руссу косу плетучи, шелком переплетаючи, златом перевиваючи. Лента – к богатству и прибыли.

— пуговица. Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!

— прутик. А это к веселью, к новой игре. А ну-ка, Михайло Потапыч, поворотись, добрым людям покажись! Он у меня ученый медведь!

Михайло Потапыч, покажи, как бабуся пекла пироги (медведь показывает). А как красные девицы в зеркало глядятся (медведь показывает). А теперь игра –не развлечение, а с большим значением!

Мишка крутит скакалку, дети перепрыгивают через нее.

Хозяйка: Ой, потешили нас! Получайте пироги да пряники! (протягивает поднос с угощениями)

Гости: Спасибо, хозяевам на добром слове! Прощайте! (уходят под музыку).

Музыкальный руководитель

А ну, народ, не расходись, в золотые ворота – становись!

Игра «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Ход игры: двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом, берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

«Ворота» произносят:

Золотые ворота пропускают не всегда!

Первый раз прощается, второй запрещается,

А на третий раз не пропустим мы вас!

После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

/после игры дети идут на места/

М. Р. Ну что, ребята, понравились вам наши гости? А теперь пора и нам колядовать. В ночь перед Рождеством молодёжь и дети ходили колядовать. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора ко двору. Но не просто стучали в двери и просили угощение или денег, а пели специальные песни – колядки. Мы с Еленой Анатольевной подготовили такую Колядку и сейчас вам покажем. Елена Анатольевна будет Колядой. Наденем на неё рубаху, бороду, подвяжем поясом – вот и готова Коляда-Маляда. Кто -то из ребят будет Мехоношей. Дадим ему мешок, чтобы собирал туда гостинцы. Кому то наденем маску Медведя, так как Медведь – это первопредок всех зверей. Кто-то будет птицей, а кому то быть Шишком, кто это – никто не знает, но Шишок всегда ходил колядовать. Ну вот, колядовщики готовы.

Исполняется песня «Коляда-Маляда»

М. Р. Ай, да, молодцы, колядовщики, грех таких не одарить. Припасла я вам специальных сладостей. Раньше давали Козули. Делают Козули в форме зверей и птиц по старинным рецептам. Открывай свой мешок, Мехоноша. Дотрагиваться до угощения до посиделок было нельзя, поэтому попробуете вы их в группе, когда будет обед.

Воспитатель. Ребята, раз вы получили угощение, так надо и отблагодарить хозяйку.

Исполняется песня «Ах, зима

М. Р. Ну что ж, песню вы спели хорошо. А вот что вы узнали сегодня нового и что запомнили? (Ответы детей). Я думаю, что теперь, когда вы подрастёте, то обязательно будете веселиться на Святки правильно. А чтобы вы не забывали сегодняшнее наше занятие, у меня для вас ещё один подарок.

Есть такая примета – если звёздочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится.

Ребята, ловите! Загадали желание? Только берегите звёздочку и вспоминайте наш праздник.

не забывайте народных традиций. Наше занятие подошло к концу, но уходить вы будете тоже по народной традиции. Кто у нас сегодня был Шишком? Вставай впереди, бери за руку соседа, он следующего и так одной цепочкой, как ниточка за иголочкой вы пойдёте в группу на посиделки. До свидания!

Список используемой литературы:

Ботякова О. А. Солнечный круг: детский народный календарь: в помощь педагогам дошкольных учреждений/ О. А. Ботякова. - СПб. :Детство-Пресс,2004.

Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа /О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб. : Детство-Пресс, 2010.

Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников /М. Б. Зацепина. -М. : Педагогическое общество России, 2004.

Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт. -сост. В. Н. Косарева. -Волгоград:Учитель, 2012.

Сценарий музыкального занятия для старших и подготовительных групп «Святки-колядки. «Ах, Зима, чудная пора»
Публикации по теме:

Лэпбук «Зима» для детей средних, старших и подготовительных группЛэпбук «Зима» для детей средних, старших и подготовительных групп Цель: закрепить знания детей о временах года – зиме. Задачи: Закрепить знания детей о приметах зимнего периода, развивать наблюдательность,.

«Пришли Святки-а с ними и Колядки». Сценарий фольклорного праздника для старших дошкольников«Пришли Святки-а с ними и Колядки». Сценарий фольклорного праздника для старших дошкольников После новогодних праздников детям хочется продления сказки. Поэтому мы с педагогами воплощаем мечту в реальность. Готовим совместными.

Сценарий праздника «Дары лета» для старших и подготовительных группСценарий праздника «Дары лета» для старших и подготовительных групп «Дары лета»Праздник для старших и подготовительных групп. Зал празднично украшен. Дети сидят по обеим сторонам зала. Ведущий: Наступило.

Сценарий праздника «Осенняя Ярмарка» для старших и подготовительных группСценарий праздника «Осенняя Ярмарка» для старших и подготовительных групп Забегает скоморох приветствует родителей и детей -А ну налетай не зевай честной народ Ярмарка пестрая щедрая идет! Овощи фрукты бери не.

Сценарий праздника «Зимние святки» для детей старших и подготовительных группСценарий праздника «Зимние святки» для детей старших и подготовительных групп Новогодние праздники – это огромная возможность показать детям маленькую часть народных традиций, обычаев празднования Нового года и Рождества.

Сценарий развлечения «Колядки» для детей старших группСценарий развлечения «Колядки» для детей старших групп Цель: формировать любовь к народным традициям в сознании детей через знакомство с русскими народными праздниками. Задачи: • Воспитывать.

Сценарий шашечного турнира для воспитанников старших и подготовительных группСценарий шашечного турнира для воспитанников старших и подготовительных групп Цель: создать условия для интеллектуального развития дошкольников через проведение шашечного турнира. Предварительная подготовка: проведение.

Сценарий тематического досуга «Моя Россия» для старших и подготовительных группСценарий тематического досуга «Моя Россия» для старших и подготовительных групп Сценарий тематического досуга «Моя Россия» для старших и подготовительных групп Дети входит в зал под русскую народную музыку и рассаживаются.

Сценарий тематического занятия для старших и подготовительных групп «Счастье, что мамочка есть у меня»Сценарий тематического занятия для старших и подготовительных групп «Счастье, что мамочка есть у меня» Сценарий тематического занятия для старших и подготовительных групп «Счастье, что мамочка есть у меня» Вход под песню о маме Муз. рук: Кто.

Сценарий спортивно-музыкального квеста для старших и подготовительных групп «В поисках клада»Сценарий спортивно-музыкального квеста для старших и подготовительных групп «В поисках клада» Цель: Создать праздничное настроение. Задачи: Оздоровительные задачи: Укреплять здоровье детей через физические упражнения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий музыкального занятия для старших и подготовительных групп «Святки-колядки. «Ах, Зима, чудная пора»
Опубликовано: 9 января 2024 в 06:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий музыкального занятия для старших и подготовительных групп «Святки-колядки. «Ах, Зима, чудная пора»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Гомбоева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД