Лариса Тутукина
Сценарий мероприятия ко Дню народного единства по нравственно-патриотическому направления «Дети одной реки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Реализация регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников через формирование у них представлений о родном крае, реке Енисей и народах Сибири.
Задачи: формировать культуру детей на основе знакомства с народами Сибири;
Темочки:
- Водоемы, реки и озера
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Сценарии праздника 4 ноября
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
воспитывать любовь к родному краю, Сибирской земле.
Предварительная подготовка: беседа и просмотр видеоматериала о республиках Тыва и Хакассия, и северном районе Красноярского края.
Оформление зала: на центральной стене плакат по теме и надпись «Дети одной реки. Большая карта Красноярского края и всего бассейна реки Енисей, на котором флажками отмечены города Кызыл, Абакан и Северо - Енисейск. На экране телевизора изображение реки Енисей.
Вход детей в зал под музыку («Сибирь» К. Дерр)
Ведущая. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей малой Родине, о том месте, где мы с вами родились.
В краю чудес – краю Сибирском – немало дива для гостей.
А нам здесь довелось родиться и всю Сибирь считать СВОЕЙ!
Здесь с детства можно научиться рыбачить, овощи растить,
С огромным лесом подружиться – его богатства находить.
Здесь, даже просто воздух лечит, вдохнёшь – и все тревоги прочь!
Сибирь с тобою мы навечно! И в летний зной, и в хмурый дождь.
Нам по сердцу твои метели, морозы лютые зимой.
Любимый край берёз и елей… СИБИРЬ, мы рождены ТОБОЙ!
Дети :
1. Мы живем в Сибири, Красноярском крае,
Нет просторов шире, нет полей бескрайней.
В нашем крае много и лесов и речек.
Родиной гордится каждый человечек.
2. Красота природы и степей просторы,
Чистые озера, и леса, и горы.
В заповедных зонах соболи, лисицы,
Средь высоких елей сойки и синицы.
3. Величавых кедров ввысь глядят верхушки,
Сотни километров ни одной избушки.
Край у нас богатый, даже дети знают
Что Сибирь в России щедрой называют.
Песня «Енисейская Сибирь ты моя» музыка и слова Т. Кривовой и Л. Тутукиной.
4. Есть в Сибири родная река. Как красивы её берега!
Бежит по земле сибирской могучий поток богатырский.
5. В гранитных породах пути пробивая, средь вольных тувинских степей
Спешит к океану река штормовая, красавец тайги – Енисей.
6. Енисей наш от края до края не уступит небес синеве,
В Эвенкии зовут Ионесси, Улуг-Хем называют в Туве.
Ведущая: Существует легенда почему реку назвали Енисеем.
Презентация «Легенда о Енисее».
Людям полюбилась эта река и вдоль её берегов поселились многочисленные народы, которые хоть и говорили на разных языках, но жили в дружбе, потому что одинаково любили свой край и свою реку. И хоть название реки на каждом языке звучало по-разному, но любовь к своей реке была одна. Вот как назывался наш Енисей у разных народностей :
• на древнем хакасском “Эне-Сай” — мать-река,
• на эвенкийском “Ионесси” — большая вода,
• на ненецком “Енасе” — широкая река,
• на тувинском “Улуг-Хем” — большая вода.
Ведущая: Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие к народам, проживающим на берегах реки Енисей. Что же, друзья, занимаем места на теплоходе «Дивногорец» и движемся с самого низовья вверх по Енисею.
Фонограмма шума волн и гудка парохода.
- А вот и первая пристань – город Кызыл, столица республики Тыва, откуда Енисей берёт своё начало (просмотр карты)
Образуется он слиянием Большого и Малого Енисея и дальше он течёт под названием Верхний Енисей, что по тувински - Улуг-Хем. О своей малой родине нам расскажет мальчик с красивым именем Мерген, что по тувински «меткий стрелок».
Просмотр презентации о Тыве.
Игра «Раз, два, три, юрту собери»
Ведущая: Предлагаю вам, друзья, поиграть немного я!
Эй, ребята, что сидите? В поле все скорей бегите
Юрты строить нам пора, собирайтесь детвора!
Дети объединяются в 3-4 кружка, в центре которых лежит большой платок.
- Мы весёлые ребята, соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем и помчимся на лужок.
Звучит тувинская музыка, дети бегают по залу, изображая всадников.
Когда музыка замолкает, ведущий подаёт команду.
Ведущая: Раз, два, три, юрту собери!
Каждая команда детей бежит к своему платку, берут его и натягивают над головой в виде шатра.
Ведущая: В Тыве мы побывали, пора отправляться дальше по реке, нас ждёт республика Хакассия.
Фонограмма шума волн и гудка парохода.
- Вторая пристань, город Абакан. Смотрите, ребята, нас здесь встречают.
Входит персонаж в национальном костюме.
- Знакомьтесь, это жительница Хакассии Тарина. Здравствуй, Тарина.
Тарина: Изенер, ребята! Что по-хакасски означает – здравствуйте. Я живу в республике Хакассия.
Хакасия, край мой, родные просторы
Ты мне улыбаешься морем огней
Широкие степи, высокие горы
В душе навсегда поселились моей!
Хакасия – это волшебная и древняя земля, у которой очень красивая и богатая природа. Бескрайние степи, высокие горы, которые называются Саяны, богатая тайга в которой растут высокие, величественные кедры, могучий Енисей. И глубокие, чистейшие озера, на которых любят отдыхать не только жители Хакассии, но и всего Красноярского края. Вы, наверняка тоже ездили с родителями отдыхать на озеро Шира или Белё, купались в тёплой, солоноватой воде и загорали на ярком, хакасском солнышке.
Презентация «Республика Хакассия».
Тарина: Ребята, я сегодня надела хакасское национальное платье, которое украшено ярким орнаментом. Но я забыла надеть главное украшение хакасских женщин – Пого.
Ведущая: Не расстраивайся Тарина, мы тебе поможем.
Аппликация «Изготовление нагрудного хакасского украшения ПОГО»
Тарина: Алхыс! Спасибо вам, ребята. Мне пора уходить. До свидания! Анымчох!
Тарина уходит.
Ведущая: А нам пора отправляться дальше, наш путь лежит в далёкий, северный край, расположенный среди непроходимой, суровой тайги.
Фонограмма шума волн и гудка парохода.
В зал входит девочка в эвенкийском костюме.
Алтана: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алтана. Хотите узнать, где я живу? Тогда отгадайте загадку:
Я шагаю по нашему краю, а где край у него, не знаю!
Неделю березы белели, неделю чернели ели.
Дальше кедры закрыли свет, выше кедров сибирских нет!
Ну а снег здесь почти до вершины, до вершины высокой осины.
Вот какая у нас тайга, вот какие в тайге снега!
Ведущая: (рассматривает карту) Ребята, судя по карте, мы с вами находимся в Северо – Енисейске, мы угадали Алтана?
Алтана: Правильно.
Ведущая: Какое у тебя необычное и красивое имя – Алтана, что оно означает?
Алтана: Алтана – по-эвенкийски значит «золотая».
Ведущая: Ну конечно, ведь Северо-Енисейский край богат не только снегами. Земля Северо-Енисейского района богата полезными ископаемыми, особенно ценится золото, которое здесь до сих пор добывают. Русские люди, узнав о богатствах сибирской тайги, пришли за золотом и пушниной, но прожив несколько лет на этой суровой земле, полюбили ее и поселились здесь, и живут уже долгое время. Так образовались поселения – поселки. Так образовался Северо-Енисейск. Но много лет назад, когда ещё здесь не было цивилизации – ни домов, ни магазинов, ни транспорта, а одна тайга кругом, по Северо-Енисейской земле кочевал древний народ – тунгусы, которых позже стали называть эвенками. Сейчас мы с вами посмотрим, что это за народ и как он жил на этой суровой Сибирской земле.
Презентация «Жизнь и быт эвенков».
Алтана: Дети эвенков играли в игры, изображая знакомых животных, соревнуясь в смелости, ловкости, в беге. Предлагаю поиграть в игру «Важенка и орончикан», что означает мама и оленята.
Игра «Важенка и орончикан»
Дети – «оленята», в стороне «за сопкой» сидит «волк».
Ведущая начинает игру стихотворением:
«Бродит в тундре Важенка, с нею оленята,
Объясняет каждому всё, что непонятно.
Топают по тундре оленята малые,
Терпеливо слушают наставления мамины».
Под музыку «оленята» идут за Важенкой и выполняют эвенкийские танцевальные движения под национальную музыку.
На слова «А за сопкой волк сидит на оленят давно глядит» дети убегают, «волк» их догоняет.
Ведущая: Дорогие ребята, мы сегодня увидели, сколько разных народностей живёт рядом с нами. Я предлагаю вам подружиться с Алтаной, друг с другом и другими детьми разных национальностей с помощью своих ладошек!
Коммуникативная игра «Дружба ладошек»
Мы ладонь к ладони приложили
И всем дружбу свою предложили.
Весело и дружно будем играть,
Чтобы счастливыми стать!
Мы друг друга не обижаем.
Мы друг друга уважаем!
Алтана уходит, выходят 4 ребёнка.
1. Мы дружно живём в Енисейской Сибири
Хакасы, эвенки, Тыва и Россия.
2. Так пусть же крепнет во веки веков
Дружба народов всех возрастов!
3. Дружба народов - не просто слова
Дружба народов вовеки жива!
4. Ведь все мы не просто сибиряки,
Все мы – дети одной реки!
Танец в кругу «Дети одной реки» (гр. «Яхонт»)
Ведущая: Нашу встречу я хотела бы завершить такими словами –
Давайте дружить друг с другом. Как птицы в небе, как трава с лугом,
Как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами!