Роза Моллаева
Сценарий мероприятия «Фазу Алиева — голос мира и любви»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мероприятия "Фазу Алиева - голос мира и любви"
1.(Музыка – танец девушки - текст)
Особого внимания заслуживает творчество Фазу Алиевой, которая воплотила в своих произведениях понимание собственной роли в обществе. Ее работы – попытка само-определения, поиск своего места в мире, и тем более они интересны для исследователя.
Публикация «Сценарий мероприятия „Фазу Алиева — голос мира и любви“» размещена в разделах
Фазу Алиева – красавица, прекрасная мать, воспитавшая четырех сыновей, замечательная жена, добрый гений для своих родных – полностью реализовала себя как хранительница семьи. При этом, обладая незаурядным умом и поэтическим талантом, она стала талисманом Дагестана. Будучи членом общественной палаты России и главным редактором известного журнала, Фазу Алиева сделала все для сохранения высочайшего статуса женщины-матери в жизни общества. Ее напутствия юношам и девушкам не могут не затронуть душу каждого читателя:
«Мама», – мост к существу бытия,
К смыслу добра и зла,
Русло мое,
В которое я
Беды свои отвела.
«Мама», – печатью легло золотой
На сердце мое
Давно.
В нескольких строках сконцентрирован весь опыт человечества: матери, чувствующей каждое биение сердца своего ребенка, ребенка, для которого мать олицетворяет собой весь мир, наконец, женщины как носительницы созидательного начала, стоящей над земным бытием. Глубина обобщения и проникновения во внутренний мир горцев, соотечественников, умение высветить лучшие черты своего народа – цельность мужественность, мудрость ставят творчество дагестанской поэтессы в один ряд с лучшими произведениями художественной литературы. Лирическая героиня ее стихотворений, подобно Сэтэнай –«матери» всех нартов из «Нартского эпоса», – матерь для всех дагестанцев:
Будто на всем обрела в этот час
Я беспредельную власть.
Матери-женщины,
С каждой из вас
Я воедино слилась
Путь Фазу Алиевой, которая успешно совмещала творческую и общественную деятельность с работой главного редактора, оказался непростым, но ярким и запоминающимся. Ее творчество отличается честностью в изображении человеческих чувств, совестливостью, гуманностью. Неизменно затрагивая высшие нравственные ценности, вбирая в себя все богатство красок истинно народного духа, оно стало неоценимым вкладом в национальную литературу кавказских народов. Ее труд отмечен высокими наградами: званием «Народный поэт Дагестана» и орденом Святого апостола Андрея Первозванного,которым награждаются выдающиеся государственные общественные деятели за исключительные заслуги.
Фазу Алиева – мудрая хранительница очага Дагестана. На одном из выступлений она сказала: «Человек не может выбирать три святыни: родителей, Родину, национальность».
То, что Фазу Алиева оставила потомкам, всегда останется мерилом человеческой личности. Она останется для современников неугасающим факелом любви, верности идеалам, традициям, что освещает путь, не давая сбиться с него и потерять духовные, нравственные ориентиры.
2. Мамин наперсток
У мамы на виду не устаю
Я женщину счастливую играть,
Какой всегда, наверно, дочь свою
Мечтает видеть любящая мать.
Но вздох ее горяч и поделом,
Как пар над закипающим котлом.
И полон скорби взгляд пытливых глаз,
Как черным углем, наш зеленый таз.
Фазу Алиева (сценка)
Можно сказать, без сомненья, что у моей мамы была одна вещь, для нее бесценная и ревностно ею хранимая. Где она ее хранила днем, никто не знал, но долгими вечерами она надевала ее на средний палец и начинала штопать наши лохмотья. А во время войны мама пришивала пуговицы и делала петельки к ватным безрукавкам и фуфайкам, которые шили бабушки и ее подруги. Потом выяснилось, что таинственная вещь имеет название – наперсток.
Каждый раз, когда мама надевала этот наперсток, она так горячо вздыхала, как будто выпускала из себя кипящий пар, и говорила: «Когда я вышла замуж за Али, он привез меня в Махачкалу, тогда военные жили в казарме. Как то повел Али меня в гости в одну семью. Хозяйку звали Патимат. Все называли ее Цурмилова Патимат. Женщина была как царица. Каждое ее движение, осанка, голос входили в сердце, как красивая песня. Тогда я не могла отвести от нее глаз, а потом она стала мне близкой и родной. Я, приехавшая из аула, не знала, как себя вести; больше молчала, боялась, что скажу какую нибудь глупость. Когда мы собрались уходить домой, она подарила мне этот наперсток и сказала, чтобы я берегла его на счастье».
Наперсток серебряный; не знаю, какой терпеливый и искусный мастер его сделал. Все, кто видел этот шедевр ювелирного искусства, долго рассматривали его и восхищались. Наперсток был покрыт мелкими шариками, будто бисером, а чуть ниже середины, словно пояс из цветов на черненой эмали, его завершала тонкая, красива канва. У нас не было особых ценностей: революция отняла у моих предков все. Мы жили в чужом доме, и нам, детям, казалось, что если есть в доме дорогая вещь, то это мамин наперсток.
Когда исполнилось мне шестьдесят лет, мама позвала меня и достала заветный наперсток. Я удивилась: как же она его сохранила? Мама торжественно вытащила из под подушки, на которой спала, стертый кожаный маленький кошелек – оттуда уже посеревший комок ваты.
– Я хочу подарить его тебе, – сказала она, нежно поглаживая наперсток своими узловатыми пальцами.
– Не надо, мама, ты ведь так его любишь, – запротестовала я.
– Глаза уже давно не видят, любоваться им я уже не могу, а шить – тем более, – улыбнулась она.
Мама снова рассказала мне историю наперстка.
– Подари его Нуцалай или Шахсанат (это мои сестры, – никак не успокаивалась я.
– Нет, Фазу! Они такие вещи не ценят. Это ты умеешь беречь и хранить. Пусть теперь он станет твоим талисманом счастья и радости. Я хочу, чтобы он был у тебя.
Я взяла наперсток и заплакала.
Когда умирала моя прабабушка, мне было тогда два года, говорят, что она свой талисман, на котором арабской вязью была расписана молитва, передала моей матери и сказала: «Это – для Фазу, ей в жизни будет очень трудно; а до того, как она поймет смысл талисмана, носи сама». Мне его дали, когда я пошла в седьмой класс и с тех пор ношу его с маминым наперстком и никогда с ним не расстаюсь…
Не раз в моей жизни случалось так, что я стою на краю пропасти, одной ногой как будто уже проваливаюсь в нее. Но в этот же момент, когда уже казалось «все!», меня словно кто то невидимыми руками перемещает на лужайку. И мне кажется, что Аллах спасает меня, потому что я никогда не сомневалась в его могуществе и справедливости.
Я глажу свой талисман и вспоминаю прабабушку, которую знала только по рассказам и которая с детства вошла в мое сознание как очень мудрая, проницательная женщина. Вспоминаю маму, Цурмилову Патимат и, подняв руки, благодарю Всевышнего: «Аллах, алхамдулилла, ты опять спас меня от черной зависти и ненависти».
Сейчас я думаю: кому завещать свои талисманы, кто из моих внучек сможет оценить важность и значимость моего дара; кто будет искренне любить и верить в их силу?
4. МАМА (Учитель и 4 ребенка сц5нка)
"Мама", -
Чуть слышное слово,
А в нем
Столько добра и тепла:
Тыщи вершин были в сердце моем -
К каждой тропинка легла.
"Мама", -
Чуть слышное слово,
А в нем
Твердость такая слышна:
Тыщи ущелий в сердце моем
Заполнены дополна.
Небо вдруг стало близким таким -
На расстоянье руки.
Реки, моря, океаны под ним
Как ручейки.
Будто на всем обрела в этот час
Я беспредельную власть.
Матери-женщины,
С каждой из вас
Я воедино слилась.
"Мама", -
Такого сладкого меда
Еще ни одна пчела,
Работающая год от года,
В улей не принесла.
"Мама", -
Такой глубины не вынуть
Тысячами лопат.
"Мама", -
Такой глубины в долинах
Не пробивал водопад.
"Мама", -
Такой высоты высокой
Ни в какие века
Еще ни один
Ни орел,
Ни сокол Не достигал пока.
"Мама", -
Путник усталым взглядом
Ищет в прохладе покой.
Но никогда
Он в пути
Прохлады
Не находил такой.
"Мама", -
Легкое, как пушинка,
Выпавшая из пера.
"Мама", -
Среди гор
Твердое, как вершинная
Гора.
И как будто шепотом сказанное
Это слово наедине,
Целым миром услышано сразу,
И весь мир завидует мне.
"Мама", - мост к существу бытия,
К смыслу добра и зла,
Русло мое,
В которое я
Беды свои отвела.
"Мама", - печатью легло золотой
На сердце мое
Давно.
И никакою соленой водой
Смыть ее не дано.
Словно под белым
Под снежным покровом
Сын мой два слова нашел.
Словно подснежники,
Пахнут два слова:
"Мама",
И "хорошо"!.
5. ПЕСНЯ…
6. Сценка БАЛЛАДА О ЖЕНЩИНЕ И ТИГРЕ
. Есть притча горская о том, что дочь однажды
Пожаловалась матери своей
На мужа: будто он бывает часто
У женщины другой. И мать сказала:
“Ну, это, дочка, поправимо. Только
Ты принеси мне два-три волоска,
Но не обычных два-три волоска,
А из усов тигриных вырви их. ”
— Да что ты, мама! — испугалась дочь.
— А ты попробуй, — настояла мать, —
Ты женщина — ты всё должна уметь.
Задумалась надолго дочь.
Затем
Зарезала барана и с куском
Баранины ушла в глубокий лес
И там в засаду села — тигра ждать.
Вот тигр увидел женщину. Взъярённый,
Рыча — прыжками — кинулся он к ней.
Тогда она ему швырнула мясо,
Сама же в страхе убежала прочь.
А на другой день вновь пришла сюда.
И снова тигр метнулся к ней взъярённый.
Но, кинув мясо тигру, в этот раз
Она не убежала, а стояла,
Не двигаясь, смотрела, как он ест.
На третий день, её увидев с мясом,
Тигр радостно забил хвостом. Похоже,
Он ждал уже её на этот раз.
И женщина теперь с ладони прямо
Кормила тигра.
На четвёртый день,
Её увидев, тигр навстречу ей,
Весь радостью охвачен, подбежал.
И, съев кусок баранины, он лёг.
И голову на женские колени
Блаженно положил и задремал.
Тут женщина минуту улучила
И вырвала неслышно из усов
Три, может быть, четыре волоска
И принесла их матери домой.
“Ну, вот, — сказала мать, — ты укротила
Такого зверя хищного, как тигр.
Теперь иди и мужа укроти
Иль хитростью, иль лаской — как сумеешь.
Запомни — есть в мужчине каждом — тигр. ”
МАТЕРИНСКИЙ НАКАЗ (Учитель и девочка)
Ты,дочь моя,уходишь в дом чужой
А каждый дом- сам по себе держава.
Там все свое.
Там распорядок свой,
И свой закон,
И правило,
И право.
Свои капризы у порога брось,
и уважай привычки их любые:
Коль там хромые-обопрись на трость,
И надевай очки-коль там слепые.
Ты,дочь моя,уходишь в дом чужой.
Там на тебя с оценкой взор нацелят,
А ты-мой плод,росла не за межой.
И по тебе,они меня оценят.
Ты слейся с ними-верная подруга
И преданная мужняя жена.
Но как солдат,нет-нет да глянь по кругу-
Не слишком ли уж ты окружена.
Ты,дочь моя,уходишь в дом чужой.
Храни семью-до самого конца,
Не прилетит и муха на постой,
Коль трещин нет на скорлупе яйца.
Срастется и нога,коль вдруг сломаешь.
Но как срастется-ровно или нет?
Нет горше той семьи,которая,хромая,
Идет,неровный оставляя след.
Ты,дочь моя,уходишь в дом чужой.
А там свои тропинки от порога,
Чтоб сделать шаг,ты оглянись,постой
И выбери-куда поставить ногу,
Есть добрые слова-слова-лучи,
Щедрее будь на ласковое слово,
А есть слова,звучащие сурово.
Не взвесив слово,лучше промолчи.
Ты,дочь моя,уходишь в дом чужой.
А каждый дом-сам по себе держава.
Там лишь один король имеет право
Быть королем-твой муж,избранник твой.
Ему послушной будь. Его пороки
Смягчать сумей. Не омрачай лица.
И помни,дочка,что у той дороги,
Где ищут идеальных,-нет конца.
Ты,дочь моя,уходишь в дом чужой.
Вся жизнь твоя изменится отныне,
Умей теперь в работе быть рабыней,
А за столом-царицей молодой.
Трудись пчелой. И не считай труды
Неблагоразумным грузом за плечами,
Как мельница безмолвна без воды,
Так без руки хозяйский дом печален.
Оставить в жизни могут добрый след
Не те,кто время даром убивают.
Ты знаешь,что людей бессмертных нет,
А вот дела бессмертными бывают.
Ты,дочь моя,уходишь в дом чужой.
Пусть он роднее будет с каждым годом.
И все,что возникает пред тобой,
Пусть будет солнцем для тебя и медом.
Не поддавайся даже малой ссоре,
Размолвка-обязательно к беде.
Обиду расствори,как ты в воде
Могла бы расстворить щепотку соли.
Сумей забыть обиду на века.
Ни памятью не трогай,ни руками.
Не вороши. А то все чаще в камень-
С отскоком будет ударять кирка.
8. Вкус молока (Мальчик и девочка10Кл)
Недаром говорят: пусть в жизни нелегко,
Но материнское поможет молоко –
Святое молоко, что ты младенцем пил,
Что стало родником твоих надежд и сил.
Я снова погостить приеду в наш аул,
Услышу крик орлов, ущелий влажный гул
И снова на губах почувствую слегка
Вкус материнского святого молока.
Опять, как в юности, восторженно дышу,
Из ледяных ключей горстями пить спешу,
Как в детстве, на обрыв зарю встречать бегу,
Потом ромашки рву на солнечном лугу.
Вдыхаю радостно целебных трав настой,
А ветер голубой и полдень золотой
Вливаются в меня так мягко, глубоко,
Как материнское святое молоко.
Была суровой мать – солдатская вдова,
Не позволяла мне пустого баловства,
Была суровой грудь орлиных наших гор,
Где всем невзгодам мы росли наперекор.
Узнала много я людей и стран других –
Синее небеса, пышней цветы у них,
Но славлю Родины священные черты –
С ней материнские черты навек слиты.
9. МОЯ ГРУСТНАЯ МАМА (мальчик)
Моя грустная мама как грустный рожок,
Моя легкая мама как легкий снежок,
Моя нежная мама как утром роса,
И веселая мама как птиц голоса.
Тает мама моя, как под солнцем снега,
Леденеет она, как под снегом река.
Верящая моя, любящая моя,
Что ты не сделала, сделаю я.
Дети твои не боятся тревог,
Битвы, труда, бесконечных дорог.
10. Материнский наказ. (учитель)
Немало,сын мой,будет в жизни сложной
Нападок разных. сплетен и интриг
Не опускайся до людей ничтожных,
Не обращай внимания на них.
Владей собой. Укус клопа не страшен.
Неси во всем достоинство свое.
Горох на сковородке вон как пляшет,
А все ж не может расколоть ее.
Еще запомни,сын,такой наказ -
Берись за дело с разумом и толком,
Услышав песню,не спеши с восторгом
Тотчас пускаться в пляс и перепляс.
Остановись и вслушайся сперва,
Не торопись,а разберись вначале
В чем песни суть,о чем ее слова,
От радости она иль от печали.
Запомни,сын мой,жизнь - она сложна.
Окажешься случайно в чем-то грязном,
Знай,очень много способов есть разных
Очиститься от грязного пятна.
Любой из этих способов возьми,
Но никогда и ни за что,запомни,
Не очищайся о своих знакомых
И не причастных к грязи не грязни!
11. Танец 3 девочки 4 а класс
12. Мать (Девочка 9КЛ)
(отрывок из поэмы)
Мама! Родная, любимая! Слушай!
Письмо до конца дочитать невозможно…
Прости меня, мама, за горькие муки,
Прости за усталые черные руки,
За то, что твой сон по утрам отнимала,
За то, что болела я в детстве немало…
Беру твои руки в морщинках глубоких,
Глаза твои теплые в губы беру.
И катятся – льются прозрачные строки,
И слово за слово припало к перу.
Израненный страданьем вечным
Всематеринский разум их
Бросает вызов
человечеству:
«Мой сын жив-вее
всех жи-вых!»
Нет!
Не забыть им
тех наивных
И вечно юных сыновей,
Как не поднять
плакучей иве
Своих заплаканных ветвей.
Нет!
Не убогие старухи
Слезами кормят злую грусть,
Скорбит,
поднявшись из разрухи,
Живая мать –
святая Русь!
14. 3 человека читают
О МАТЕРИ
Жизнь не прожить без черных дней
Но в час беды и в час бессилья
Вы не кляните матерей
За то, что Вас они родили.
Им не дано предугадать
Все, что детей их ждет на свете,
Но всякая на свете мать
Желает только счастья детям.
Баюкая детей грудных,
От века матери мечтали,
Чтоб не споткнулись дети их,
Чтоб на дороге не упали.
И не одна на свете мать,
Какими б не были мы с Вами,
Нам, детям, не желала стать
Ни жертвами, ни палачами.
Пусть многое не привелось
Им обрести самим когда-то,
Они мечтали, чтоб жилось
Их детям вольно и богато.
И если это не сбылось,
Кто-кто, а мать не виновата.
Поэтому и в черный час,
Когда наш путь тернист и труден,
Клясть матерей своих не будем
За то, что породили нас.
15. Учитель читает стихотворение
Пускай детей надежно будут
Ласкать ладони матерей.
Пускай детей надежно будет
Греть дружелюбный взгляд отца.
Пускай не голодают люди
Так, чтоб напоминать зверей.
И пусть пресыщены не будут
Так, чтоб черствели их сердца.
Еще хочу для всех напомнить:
Без смысла — счастья не добыть.
Кувшин положено наполнить,
А печь положено топить.