Светлана Кипина
Повышение компетенции педагогов по развитию сенсорной культуры дошкольников. Мастер-класс «Здравствуй, Сенсорная страна!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетенции педагогов по развитию сенсорной культуры дошкольников.
Ход мероприятия:
1. Приветствие педагогов. Объявление темы.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я приглашаю Вас стать активными участниками мастер – класса на тему «Здравствуй, Сенсорная страна!». (слайд 1)
2. Актуальность темы. (слайд 2)
Маленький ребенок… Как он познаёт окружающий мир?
Публикация «Повышение компетенции педагогов по развитию сенсорной культуры дошкольников, Мастер-класс „Здравствуй, Сенсорная страна!“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Каждый из нас был маленьким и, наверное, помнит, как хотелось потрогать все новое, прикоснуться, облизать, прикусить – то есть изучить предмет со всех сторон.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.
Однако тенденция развития современного общества пришла к тому, что дети все больше и больше увлечены просмотром мультфильмов, играм на компьютерах. Родители же в силу своей занятости обращают недостаточно внимания на другие стороны их развития, в частности развитие сенсорной культуры детей. Многие из них не достаточно информированы данным вопросом.
Исходя из этого, возникла необходимость в подборе и использовании разнообразных форм методов и приёмов для работы с детьми и их родителями по сенсорному воспитанию.
3. Создание проблемной ситуации.
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед участниками мастер – класса появляется «ящик ощущений».
- Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз. Сейчас я предлагаю узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений».
Мастер предлагает трём участникам по очереди запустить руки через рукава в ящик и ощупать предмет. Выслушиваются все предположения.
- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.
- Сегодня я предлагаю Вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию дошкольников, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. В итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике.
Вы согласны?
- Тогда забудем на время о том, что мы взрослые, станем детьми и поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!
Звучит сказочная мелодия. Мастер приглашает всех участников мастер – класса встать в круг.
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
Паровоз давно всех ждет,
В страну Сенсорику он нас повезёт!
Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», мастер вместе с участники становятся «паровозиком».
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!
- Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.
Станция 1.
Демонстрация презентации «Разноцветная страна» (слайд 3 - 19).
- Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать. Музыкальная пальчиковая гимнастика.
1. Кисть правой руки сжата в кулак, большой палец отведен под углом 90 градусов. В таком положении рука приставляется к развернутой левой кисти. Упражнение выполняется выполнять поочередно двумя руками под музыку «Лезгинка» с ускорением темпа.
2. Большой и маленький пальцы обеих рук имитируют клюв птицы, раскрывая и закрывая его под фонограмму песни «Танец маленьких утят». Затем клюв «складывается» из большого, указательного и среднего пальцев. Снова выполняются движения под музыку. Упражнение выполняется до тех пор, пока все пальцы кисти соединятся в клюв. Темп музыки может также ускорятся.
3. Кисть левой руки в расправленном положении направлена ладонью вверх. На неё «падают капельки» : сначала о ладонь ударяем большим пальцем правой руки, дождик начинается. Затем присоединяется указательный палец, дождик усиливается. И так все пальцы правой кисти, начался ливень. То же самое делаем пальцами левой руки, ударяя о правую ладонь. Упражнения выполняются под фонограммы песни «Дождик».
- Ну что, наши пальчики готовы к работе? Тогда принимаемся.
«Цветные игры».
1. Участникам мастер – класса необходимо собрать детали мелкой мозаики одновременно 2 руками, в правую – красные, в левую зеленые. Кто больше наберет и в какую руку.
2. Участникам мастер – класса предлагается дополнить недостающие детали на предметах с помощью цветных скрепок и прищепок.
3. Игра «Разноцветные флажки». Все участники мастер –класса приглашаются в круг. У мастера в руках 4 флажка. При поднятии красного флажка все участники должны присесть, желтого – попрыгать, зеленого – пошагать на месте, синего – побежать по кругу друг за другом.
- Цветные человечки хотят нам помочь узнать, что находится в ящике ощущений и дают подсказку (мастер показывает карточку оранжевого цвета) Значит в ящике предмет оранжевого цвета, запомним.
- Спасибо, цветным человечкам, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.
Звучит музыка, паровоз едет дальше.
Станция 2.
- Как же называется эта станция, давайте угадаем?
Мастер загадывает загадки о геометрических фигурах, сопровождает показом презентации (слайд 20)
• Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг). На экране по щелчку мыши появляется изображение круга.
• Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы. (овал). На экране по щелчку мышки появляется овал.
• Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? -. (треугольник). На экране по щелчку мышки появляется треугольник.
• Четыре палочки сложил
И фигуру получил.
Вам её представить рад,
А зовут её… (квадрат). На экране появляется квадрат.
• Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник). На экране появляется прямоугольник.
- Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная).
Включается слайд «Станция «Фигурная»» (слайд 21)
- Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.
Игра «Узнай и сосчитай» (слайд 22 – 26)
Игра «Веселый художник».
Каждому участнику предлагается взять 2 одинаковых фломастера и нарисовать 2 руками одновременно любую геометрическую фигуру. В процессе рисования мастер задает вопрос «Какая фигура у вас получилась?». Затем предлагает вновь двумя руками дорисовать на этой фигуре детали, чтобы получился предмет
Игра «Собери игрушки» (по форме и размеру с блоками Дьенеша).
Игра «Построй фигуру». Мастер предлагает всем выйти в центр зала и построиться в виде фигуры, которую он называет и демонстрирует
- Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в ящике ощущений находится предмет (показывает вторую и третью карточку) круглой формы, маленького размера. Запомним! А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места (звучит музыка)
Едем дальше!
Станция 3.
- Ну, вот и приехали, кто нас встречает? (Веселый повар Поварешкин, слайд 27)
- Не удивляйтесь, что мы мы приехали станцию к повару. У кого же как не у него лучше развито обоняние и вкус.
Игра «Угадай на вкус» Участникам предлагается 4 баночки (сахар, соль, лимонная кислота, порошок горчицы).
Задание 1: «Угадай какой вкус?» : найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.
Задание 2: «Что каким бывает?». Участникам мастер – класса предлагают картинки с изображением ягод, фруктов, овощей. Их задача определить какой они имеют вкус и положить к соответствующей баночке.
Игра «Душистые мешочки»
У каждого участника по 1 мешочку с запахами специй и лекарственных трав. Мастер предлагает понюхать мешочек, определить, чем наполнен мешочек и найти изображение этого наполнителя.
- Повар Поварешкин подсказывает нам, что в «ящике ощущений» находится сладкий предмет. (демонстрирует 4 карточку). Теперь уже пора догадаться, что же находится в нашем «ящике ощущений» (Выслушиваются предположения, делается вывод, что там находится мандарин).
Каждый участник мастер – класса достаёт из ящика для себя мандарин.
А паровоз снова зовёт нас в путь.
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Везут на станцию игрушек
Компанию ребят.
Станция 4.
Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную».
- На этой станции я предлагаю Вам своими руками изготовить несложную сенсорную игру «Собери цветок»
Участники мастер класса изготавливают названную игру вместе с мастером из бросового материала. Мастер поясняет возможность ее использования. После работы обращает внимание на выставку сенсорных игр, знакомит с некоторыми из них, отвечает на вопросы по их использованию.
- С вашего позволения я опять приглашаю Вас в круг, так как настало время вам превращаться во взрослых.
Звучит сказочная мелодия.
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться.
Заключительное слово.
Уважаемые педагоги! Закончена игра! Прошу оценить нашу встречу. На доске в нашем зале расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то положите в вагон красный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены - зелёный треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
- Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.