Наталья Паршина
Сценарий мастер-класса для педагогов ДОУ «Повышение компетенции педагогов посредством использования Кроссенс-технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мастер-класса для педагогов ДОУ на тему
«Повышение компетенции педагогов посредством использования Кроссенс-технологии в работе с детьми»
Цель: продемонстрировать использование «Кроссенс-технологии» как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления дошкольников.
Публикация «Сценарий мастер-класса для педагогов ДОУ „Повышение компетенции педагогов посредством использования Кроссенс-технологии“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Планируемыи результат: принятие и применение данного метода участниками мастер-класса.
Ход мастер-класса :
1. Вступительное слово.
Добрыи день, уважаемые коллеги!
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с новои образовательнои технологиеи. Вначале даваи те разберемся в таких понятиях, как «профессиональная
компетенция» и «профессиональная компетентность».
2. Профессиональная компетенция педагога ДОО, ее влияние на образовательныи
процесс (текст в приложении No1).
Мне хотелось бы сегодня, познакомить вас с технологиеи «Кроссенс», так как -
это отличное упражнение для развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления. Буду рада, если вы с удовольствием будете использовать эту технологию в своеи работе.
3. Кроссенс-технология в развитии мышления и связнои речи детеи дошкольного возраста (текст в приложении No2).
4. Практическая часть «Этапы работы с Кроссенс-технологиеи (материалы в приложении No3).
5. Рефлексия.
Закончить свои мастер-класс я хочу его словами известного писателя Льва Николаевича Толстого: «Если ребе нок не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать.». Так даваи те же, уважаемые коллеги, научим наших детеи мыслить логично и творчески. Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем здоровья, успехов и профессионального оптимизма!
Приложение No1
«Профессиональная компетенция педагога ДОО, ее влияние на образовательныи процесс»
В системе дошкольного образования продолжаетсяинтенсивное внедрение инновации, новых технологии и методов работы с детьми.
Современныи воспитательно-образовательныи процесс – это такое взаимодеи ствие педагогов и воспитанников, в результате которого поступательно происходят позитивные изменения в деятельности, поведении и взаимоот-ношениях детеи. Поэтому личность педагога является одним из ключевых факторов развития интеллекта и личности ребенка дошкольного возраста.
К педагогам-дошкольникам предъявляются все более высокие требования. Это подчеркивается в п. 3.4.2. ФГОС ДО: «Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детеи».
Профессиональныи стандарт педагога, утвержденныи приказом Министерства трудаи социальнои защиты России скои Федерации от 18. октября 2013 г. No 544н раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особыеусловия) и трудовые деи ствия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогическои функции по обучению, воспитанию и развитию детеи, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых деи ствии педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенции, необходимых ему для решения образовательных задач развития детеи раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностеи их развития.
Можно выделить такие виды профессиональных компетенции педагога как :
социально-психологическая (предполагает стремление и готовность сосуществовать в гармонии с другими и собои).
профессиональная (предусматривает готовность и стремление работать в конкретнои сфере деятельности).
Компетенция – знания, умения, опыт и личностные качества, необходимые для решения теоретических и практических задач.
Компетентность – это личностное качество, определяющее способность мотивированно и ответственно применять компетенции для решения широкого круга разнообразных учебных, научно-прикладных, профессиональных, социальных, личностных задач.
В работе педагога, особенно важна профессиональная компетентность, основу которои составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Профессиональная компетентность - это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональнои деятельности.
К основным составляющим профессиональнои компетентности педагога относятся :
Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональнои деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационнои деятельности;
Информационная компетентность - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.
Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустои чивость.
Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру, эмпатию (сопереживание, понимание другого).
Умение правильно общаться с родителями воспитанников - одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенции.
Также можно выделить следующие виды компетентностеи :
Компетентность в ведении образовательного процесса, которая предполагает глубокое знание дошкольнои педагогики, основных методик воспитания и обучения детеи дошкольного возраста с применением на практике. Компетентность в организации информационнои основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательнои деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянныи поиск новои информации.
Компетентность в организации воспитательнои работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.
Компетентность профессионально-личностного совершенствования. Обеспечивает постоянныи рост и творческии подход в педагогическои деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знании и умении, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.
Компетентность в организации здоровьесберегающих условии образовательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования - создание условии для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. Данная компетенция помогает расширить содержание образования в конкретнои области знании, реализовать творческии потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.
Компетентность во владении современными образовательными технологиями. Позволяет осуществить компетентностныи подход в образовании. Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Приложение No2
«Кроссенс-технология в развитии мышления и связнои речи детеи дошкольного возраста»
Слово «кроссенс» придумано Сергеем Фединым, писателем, педагогом, математиком, и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом, которые являются разработчиками этои технологии. В переводе с англии ского оно означает– «пересечение слов»,по аналогии со словом кроссворд.
Кроссенс, впервые был опубликован в журнале «Наука и жизнь» в 2002 году и представлял собои ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратов для «Крестиков – ноликов»
Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус, которая представляетсобои ассоциативную цепочку из девяти изображении расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущеи и последующеи, а центральная объединяет по смыслу сразу все. Символы размещены в таблицу из 9 ячеек, в центре таблицы пустои квадрат. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между двумя рядом стоящими квадратами, а также по центральному кресту между квадратами 2-9, 6-9.
Читать кросенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном квадрате, таким образом, получается цепочка. Начать можно как с первои, так и с любои узнаваемои картинки. Решить кроссенс – это разгадать символ (назвать слово, которыи находится в центральном квадрате.
Задача детеи : объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображении, составить рассказ. Такои прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами. Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или постоянно обращаться к помощи взрослых. Скроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.
Детям 5-6 лет осилить кроссенс, состоящии из девяти смысловых картинок сразу сложно. Поэтому можно предложить детям для разгадывания кроссенсы с полем из двух, а затем – из четырех квадратов. Сути метода и его педагогического значения это не поменяет. Играть можно было как с одним ребенком, так и с группои.
Приложение No3
Практическая часть «Этапы работы с «Кроссенс-технологиеи»
Для начала работы с Кроссенс-технологиеи, необходимо проделать поэтапную работу:
Применение кроссенса имеет множество вариантов. Подобранные в определе ннои логике образы могут быть использованы на любом этапе работы с детьми:
• на стадии определения темы образовательнои деятельности • для определения и постановки проблемы
• для закрепления материала
• как способ организации групповои работы
• как творческая совместная работа родителеи с детьми
С помощью Кроссенс-Технологии дети учатся думать, высказывать свою точку зрения и защищать ее. Все это помогает им самоутвердиться, а значит быть более подготовленными к будущеи жизни.
Например, кроссенс «Лес» из 3 квадратов. Состоит из 2 предметных картинок: белка, ель. Детям предлагается отгадать, место, где можно увидеть это животное и дерево одновременно. Решение кроссенса : место –ЛЕС.
Например, кроссенс «Лук» из 3 квадратов. Состоит из 2 предметных картинок: царевич держит в руках оружие-лук, Чиполино. Детям предлагается отгадать овощ. Решение кроссенса : овощ – ЛУК.
Например, кроссенс «Песок» из 3 квадратов. Состоит из 2 картинок: пляж, песочные часы. Детям предлагается ответить «с чем они чаще всего играют лето». Решение кроссенса : С ПЕСКОМ.
Например, кроссенс «Дерево» из 3 квадратов. Состоит из 2 предметных картинок: Буратино, стул. Детям предлагается назвать растение. Решение кроссенса : ДЕРЕВО.
Например, кроссенс «Зима» из 9 квадратов. Состоит из 8 предметных и сюжетных картинок: снеговик, снежинка, сугроб, лопата для расчистки снега, коньки, девочка едет на санках, дети катаются с горки. Детям предлагается отгадать время года и объяснить свое решение. Дети составляют рассказ, опираясь на взаимосвязь явлении. Решение кроссенса : время года – ЗИМА.
Например, кроссенс «Цифра 3» из 9 квадратов. Состоит из 8 картинок с изображением каких-либо сказочных персонажеи или предметов, которых «только 3». Детям предлагается назвать цифру, которая зашифрована. Решение кроссенса : цифра 3.