Сиденко Виолетта
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Посуда» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи. Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, масленка, солонка, хлебница; готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный, серебряный). Совершенствование грамматического строя речи (использование имен существительных в косвенных падежах, навыков слогового анализа слов. Автоматизация правильно произношения звука [ж].
Публикация «Конспект логопедического занятия по лексической теме „Посуда“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, конструктивного праксиса, общей, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, тактильных ощущений.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, идейности.
Оборудование: картинки по теме «Посуда». Столик с различной посудой. Презентация по теме недели. Рабочие тетради и карандаши. Перья для дыхательной гимнастики. Мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Загадки по теме недели. [Объявление темы занятия. Развитие логического мышления и речевого слуха. ]
Дети заходят в группу и видят стол, на котором расставлена различная посуда.
Логопед. Дети, обратите внимание на столик – это подсказка о чем мы будем говорить на этой недели. Чтобы узнать о чем мы будем с вами говорить на этой недели, вам нужно отгадать мои загадки.
Если я пуста бываю - про тебя я забываю. Но когда несу еду, Мимо рта я не пройду. (Ложка)
Деревянная темница - А в ней хлеб всегда хранится. (Хлебница)
Сделаны они все из стекла, Предназначены для чая, Сока, молока. (Стаканы)
Вся макушка в дырках мелких, Горечь горькая в тарелках. (Перечница)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу - Больше греться не хочу Крышка громко зазвенела - Пейте чай! - Вода вскипела! (Чайник)
Логопед. Как, одним словом, назвать все эти предметы?
– Правильно. А для чего нужна посуда?
– Мы сегодня будем говорить о посуде, о ее назначении, материалах, из которых ее делают; о частях, из которых она состоит.
2. Рассматривание презентации по теме «Посуда». Виды посуды. Части посуды. [Развитие лексического строя речи, логического мышления, расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, умение взаимодействовать с цифровыми приборами]
3. Упражнение «В магазине». [Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря].
На столе стоит различная посуда: чайная, столовая и кухонная.
– Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин». Мы с вами пришли в отдел, где продается посуда. Нам надо выбрать чайную посуду.
Чайник, чашка, блюдце, сахарница.
– Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда.
– Теперь перечислите названия посуды, которая относится к столовой посуде.
Тарелки, супница, солонка.
– Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой.
– И наконец, назовите посуду, которая относится кухонная.
Кастрюля, сковорода, дуршлаг.
– Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда.
– Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда.
Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Какая это посуда?
– А кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать?
– Верно. А теперь давайте поиграем.
4. Упражнение «Четвертый лишний?». [Развитие логического мышления и зрительного мышления].
-А сейчас, мы с вами найдем лишний предмет
- Кастрюля, сахарница, сковорода и чайник ;(сахарница)
- ложка, вилка, кастрюля, нож;(кастрюля)
- Правильно. Почему вы так подумали?
5. Дыхательная гимнастика «Перо». [Развитие плавного речевого выдоха].
Логопед. Делаем упражнение «Чашечка» и плавно выдыхаем через нос, сдувая перо.
6. Упражнение «Чайник». [Развитие общих речевых навыков, творческого воображения. Координация речи с движением. ]
– Вы хорошо выполнили задания, а теперь пойдемте и поиграем в игру «Чайник».
Я чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Дети стоят, изогнув руку как носик чайника
Я вам напоказ выставляю живот. Другую держат на поясе. Живот надут.
Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топают ногами.
– Эй, люди, я с вами попить чай хочу. Призывают рукой к себе.
7. Игра с мячом «Раздели на слоги». Слоговая структура слова. [Развитие языкового анализа и синтеза. Развитие логического мышления и речевого слуха. ]
1 -й р е б е н о к. Та-рел-ка.
2-й ребенок. Ка-стрю-ля.
3-й ребенок. Чай-ник.
4-й ребенок. Хлеб-ни-ца. и тд.
Логопед. Молодцы. Вы справились и с этим заданием. А какой первый звук был в ваших словах. Логопед. Давите прохлопаем все слова еще раз и посчитаем сколько слогов в них.
Логопед. Отлично. Я вижу, что вы хорошо справляетесь.
8. Лексико-грамматическая игра «скажи наоборот» (с мячом). [Изучение понятия синоним. Развитие логического мышления и речевого слуха. ]
Логопед бросает мяч и называет слова, а дети говорят, как будет наоборот.
Ложка чистая — ложка грязная.
Тарелка глубокая — тарелка мелкая.
Чашка большая — маленькая чашка.
Сковорода тяжелая — сковорода легкая.
Ложка большая — ложка маленькая.
Нож тупой — нож острый.
Кастрюля горячая — кастрюля холодная.
9. Работа в тетради. [Развитие мелкой моторики].
Логопед раздает листы с заданием, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Ребята, какая посуда здесь спряталась? Каждый из вас может раскарасить посуду, которая больше всего вам приглянулась.
Дети выполняют задание логопеда, а он оценивает их работу.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей].
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать. Затем он оценивает работу детей.