Юлия Николаевна Новикова
Сценарий логопедического праздника красивой речи по теме «Наш город. Дом. Моя улица»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 комбинированного вида»
Праздник красивой речи «Наш город. Дом. Моя улица»
Составила:
Учитель-логопед
Григораш Юлия Николаевна
г. Исилькуль 2012 г.
Задачи:
- обобщить знания детей по лексическим темам «Наш город», «Дом», «Моя улица»;
- уточнение, расширение и активизация словаря по данным лексическим темам;
- совершенствовать навыки связной речи;
Публикация «Сценарий логопедического праздника красивой речи по теме „Наш город, Дом, Моя улица“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2013
- совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
- учить согласовывать речь с движениями;
- формирование языкового чутья, умения чувствовать и понимать лексические оттенки слов;
- совершенствовать умение образовывать родственные слова, находить их в тексте;
- закреплять умение образовывать относительные и качественные прилагательные;
- закрепление навыка согласования числительных с существительными;
- совершенствование координации движений, пространственных представлений (право-лево, вверх-вниз, над-, под, на листе бумаги;
- развитие фонематических представлений;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развитие логического мышления, внимания;
- воспитание любви к родному городу, интереса к занятию.
Оборудование: предметные картинки по теме «Транспорт», «Наш город», «Дом»; карточки с обозначением остановок; 3 панно; 12 нагрудных бирок с именами детей; предметные картинки к родственным словам «город», «дом»; карточки с буквами И, З, Л, М, Д, В; разрезная картинка «Дом»; предметные картинки – подарки «Дом»; карточки для индивидуальной работы: 6 наборов домов разного цвета, 6 карт-схем домов, 6 карандашей; диск с песней В. Харламовой «Мой город»; ноты «Молоток», «Город» музыка Г. Силиной; 12 стульев, 9 столов; эмблемы команд; сумка с подарками; костюм Человека Рассеянного, карточки – сигналы для жюри (красного, жёлтого, зелёного цвета).
Ход праздника:
1. Организационный момент.
Играет песня «Мой город», слова и музыка В. Харламовой.
(дети под музыку входят в зал и занимают свои места)
Ведущий: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Надеюсь, что скучать вам сегодня не придётся, ведь у нас соревнуются две команды: «Автомобилист» и «Пешеход». Давайте поприветствуем их.
Девиз команды «Автомобилист» : «Тише едешь, дальше будешь» (ст. гр.)
Девиз команды «Пешеход» : «По улице шагаем, правила движения соблюдаем» (подг. гр.)
2. Основная часть.
а) Знакомство с героем праздника.
- Сегодня мы встретились с вами, чтобы пройтись по улицам нашего города.
(слышится шум, крики, выбегает Человек Рассеянный)
Человек Рассеянный:
Что только со мною было!
На перекрёстке двух дорог
Машина чуть не задавила-
Я еле ноги уволок!
Зовут рассеянным меня.
Без приключений нет ни дня:
Всё путаю, теряю,
Всё вечно забываю.
Эх, горькая судьба моя.
Ну объясните, где же я?
Ведущий: Уважаемый Рассеянный, ты попал в детский сад. Сегодня мы пройдём по улицам нашего города, научимся правилам поведения на дорогах.
Человек Рассеянный: Правила поведения? Замечательно! У меня с этим, знаете ли, непорядок! Иду я как то по дороге, а машины туда-сюда, туда-сюда….
Ведущий: Дорогой друг, машины ездят по своей части улицы, а ты должен ходить по своей.
Человек Рассеянный: А я что говорю? Машины ездят по приезжей части, правильно?
Ведущий (обращаясь к детям) : Правильно сказал Человек Рассеянный? Не приезжая, а проезжая – это значит, что машины по ней проезжают.
Человек Рассеянный: Совсем вы меня запутали! Где же мне ходить?
Ведущий: Итак, отправляемся в город. Согласен? Ребята, поможем Человеку Рассеянному ориентироваться в нашем городе и на его дорогах?
Человек Рассеянный: Пойдёмте скорее!
Ведущий: Подожди немного, сначала я раздам командам карты. (детям раздаются маршрутные листы). Каждая команда должна побывать в пяти местах города, обозначенных на карте. И не просто побывать, а выполнить небольшие задания. Выполнение задания будет оценивать жюри при помощи сигналов. Зелёный кружок – обозначает «молодцы», вы всё выполнили верно; «жёлтый» - «не унывайте: пусть что-то не получилось, но обязательно получится в следующий раз»; «красный» - «подтянитесь, не всё потеряно».
(выбирается жюри)
1. Остановка «Один-много»
2. Остановка «Добавлялки»
3. Остановка «Улица родственных слов»
4. Остановка «Город»
5. Остановка «Стройка»
3. Образование формы множественного числа Родительного падежа имени существительного.
Человек Рассеянный: А возьмите меня в команду, я тоже хочу правила знать, да заодно и помогу вам, чем смогу, конечно.
Ведущий: Отправляемся к первой станции «Один-много».
Игра «Один- много». Дети шагают и произносят слова:
Мы по городу шагаем,
Много, много называем
Улицы, дома, мосты
Площадь, парки и кусты.
Ведущий: Я назову предмет в единственном числе, а вы во множественном.
(называет предмет в единственном числе и показывает картинку)
А фразу начинайте так:
«Автомобилисты» (старшая группа)
- На дороге много … (машин)
Машина, автобус, грузовик, велосипед, светофор, остановка.
«Пешеходы» (подготовительная группа)
- В городе много ….
Парк, дом, школа, улица, дорога, вокзал.
Ведущий: Уважаемое жюри оцените наши команды.
4. Развитие темпо-ритмической стороны речи.
Ведущий: Следующая остановка «Добавлялки». Вам необходимо добавить недостающее слово.
Для команды «Автомобилист»
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни …. (машина)
Довезти нас попроси
В чёрных шашечках … (такси)
Целый день забота,
Весёлая работа.
Я без дела не привык,
Я обычный … (грузовик)
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя.
Можно ехать, знайте, дети.
Только на … (велосипеде)
Кто стучит по рельсам громко,
Тащит за собою воз
И свистит довольно звонко?
Это едет … (тепловоз)
Он по рельсам разъезжает,
Пассажиров собирает.
Торопись и не зевай,
Чтоб успел ты на … (трамвай)
Для команды «Пешеход»
Тротуарные дорожки,
Ходят люди, ходят кошки.
Тот, кто знает этот ход,
Тот зовётся - …. (пешеход)
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведёт
Пешеходный … (переход)
Стоп машина, стоп мотор!
Тормози скорей, шофёр!
Красный глаз глядит в упор –
Это строгий …. (светофор)
Красный цвет – сигнал тревоги
В светофоровых глазах.
Не ходите по дороге,
Оставайтесь на …. (местах)
Чтобы вдруг не оказаться
У машины на пути,
Нам автобус и троллейбус
Слева нужно … (обойти)
Я иду по тротуару,
Здесь машинам нет пути!
Ну а знаки мне расскажут,
Где дорогу …. (перейти)
Ведущий: Уважаемое жюри, оцените команду «Автомобилист», «Пешеход».
5. Образование родственных слов.
Ведущий: Следующая остановка «Улица родственных слов».
Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живём одной семьёй –
Поиграть хотим с тобой.
Ведущий: Каждая команда должна подобрать как можно больше слов-родственников к своему слову: город, дом.
«Пешеходы»
Город – городок, городской, городишко, города, городки, городище.
«Автомобилисты»
Дом – дома, домик, домики, домашний, домовой, домишко.
Жил да был весёлый гном
Он в лесу построил … (ДОМ)
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал …. (ДОМИК)
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил … (ДОМИШКО)
Старый, мудрый гном – гномище
Выстроил большой …. (ДОМИЩЕ).
А за печкой, за трубой
Жил у гнома … (ДОМОВОЙ).
(дети выбирают и вывешивают картинки, называют слова-родственники, но некоторые картинки не подходят : горы, домино).
Человек Рассеянный: Ребята, а вы забыли слово «домино»! А вы забыли слово «горы»!
Ведущий: Пусть жюри рассудит вас.
6. Упражнение для развития чувства музыкального темпа и ритма «Город» (выполняется под музыку).
а) Раз, два, три, четыре, пять –
С другом выйду погулять.
Вдоль по улице иду,
С восхищением смотрю.
Как красиво всё кругом
В моём городе родном!
Как красиво всё кругом
В моём городе родном!
б) Пальчиковая гимнастика.
Как красиво всё кругом
(последовательно соединять пальцы правой руки с большим пальцем, начиная с указательного пальца)
В моём городе родном.
(последовательно соединять пальцы левой руки с большим пальцем, начиная с указательного пальца)
Здесь каналы и мосты,
(соединить большой и указательный пальцы на обеих руках)
Памятники и сады,
(соединить большой и средний палец)
И музеи, и дворцы
(соединить большой и безымянный палец)
Небывалой высоты.
(соединить большой палец и мизинец)
7. Образование относительных и качественных прилагательных.
Ведущий: Следующая остановка «Город»
Дома в нашем городе разные, сделаны из разных материалов. Команда «Пешеход» сейчас нам расскажет, из чего сделаны дом, а команда «Автомобилист» сравнит их.
Вопросы для команды «Пешеход» (с опорой на картинки) :
• Если дом сделан из кирпича, то он ….
• Из дерева ….
• Из камня …
• Из панелей ….
• Изо льда ….
• Из соломы …
Ведущий: Скажи, какой дом у тебя и у твоего соседа? А ещё дома бывают разные по величине.
Вопросы для команды «Автомобилист» (с опорой на картинки) :
• Этот дом большой, а этот …
• Этот дом высокий, а этот ….
• Этот дом широкий, а этот ….
• Этот дом низкий, а этот ….
Человек Рассеянный: Этот дом маленький, а этот большой. Правильно? Этот дом низкий, а этот высокий? (руками показывает всё наоборот).
Ведущий: Опять ты всё перепутал. Исправьте нашего гостя. Назовите слова, которые мы использовали, называя величину. Уважаемое жюри, а вы как думаете, правильно мы описали дома в нашем городе?
8. Развитие зрительно-пространственной ориентации. Образование сложных слов.
Отправляясь на остановку «Стройка», дети имитируют движения с молотком под музыкальное сопровождение со словами:
Молоток стучит: «Тук-тук».
Мне приятен этот стук.
Он не просто так стучит:
«Тук-тук-тук» - и гвоздь забит.
Ведущий: Вот и последняя наша остановка «Стройка». Команда «Автомобилист» построит новый дом и посчитает количество этажей, а команда «Пешеход» будет заселяться в него.
Один ребёнок выставляет карточки с изображением этажей (панелей) на панно, остальные считают:
один этаж, два этажа, три …. и т. д.
- В доме пять этажей, значит он …. пятиэтажный.
Ведущий: Назовите дом, в котором 1, 2, 3, 4, много этажей. Молодцы!
А теперь послушайте задание для команды «Пешеход». Назовите первый звук своего имени. Выберите букву, которая обозначает этот звук, и слушайте, куда эту букву нужно поставить.
На пригорке стоит дом,
В нём мы весело живём.
Первой здесь живёт ИРИНКА.
Ниже всех и в серединке.
МАРИНА с ЛЕРОЙ на втором –
Собрались и вверх бегом.
МАРИНА – слева, ЛЕРА – справа.
Третий. ДАНЯ здесь живёт
Позвоним, ведь он нас ждёт.
В серединке он живёт.
На четвёртом наш ЗАХАР,
С виду он совсем не стар.
ЗАХАР справа там живёт –
Он сидит и пьёт компот.
Вот и пятый, наконец,
Дом, конечно, не дворец!
Здесь живёт принцесса лета
Её имя ВИОЛЕТТА! Слева комната твоя.
Никого мы не забыли?
Всех ребят мы заселили?
Дети «заселяют» дом, ставя в окошко карточку с первой буквой своего имени.
Ведущий: А теперь пройдите к столам и, глядя на доску простым карандашом перерисуйте, где живёте вы и, где живут остальные ребята. А пока ребята выполняют это задание команда «Автомобилист» расставит дома на нашей улице : от самого маленького до самого большого.
Дети выполняют задания на индивидуальных карточках. После чего им задаются дополнительные вопросы.
Ведущий (обращаясь к «Пешеходам») : Скажите, кто живёт ниже всех? Выше всех? Кто живёт в середине? Справа? Слева?
(обращаясь к «Автомобилистам») : Скажите, дом какого цвета будет первым? Какой дом будет последним? Какой стоит посередине? Пусть жюри оценит вашу работу.
Подведение итогов соревнования команд.
Ведущий: Мы устали пока гуляли по городу, нам пора передохнуть.
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
(глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
(вращение головой в стороны)
9. Итог праздника.
Ведущий: Давайте поблагодарим нашего гостя.
Человек Рассеянный: Ой, ребята, мне так с вами было интересно. Хочу, чтобы у вас осталось что-нибудь обо мне. Когда вы вырастете большими у вас будут свои настоящие дома. А пока дарю вам игрушечные домики. Подходите, разбирайте.
- Нам пора возвращаться в группу, попрощайтесь с жюри и гостями.