Инна Ружановская
Сценарий логопедического досуга в детском саду «Русский язык — кладезь мудрости»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий беседы о русском языке в детском саду с элементами театральной деятельности.
Приурочено к празднованию дня рождения А. С. Пушкина.
Подготовила и провела учитель-логопед Ружановская И. А.
Тема: «Русский язык- кладезь мудрости».
Цель: Рассказать о богатстве, красоте русского языка.
Задачи:
1. Коррекционно – обучающие:
-Расширение словаря прилагательных;
-развитие слухового и зрительного внимания;
Темочки:
- В поисках сокровищ. Сценарии развлечений с пиратами
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
-обучение детей пониманию скрытого значения и пониманию метафорического значения фразеологизмов;
-обучение рассказыванию, используя опорные схемы.
2. Коррекционно – развивающие:
-Развивать логическое мышление, обучать разгадывать загадки;
-развивать фантазию, память, внимание;
-развивать мелкую моторику и графические навыки;
-обогащать эмоциональную сферу, развивать образное мышление;
-ознакомить детей с шедевром мировой литературы.
3. Воспитательные:
-воспитывать любовь и уважение к языку, как к национальному достоянию;
-воспитывать любовь к прекрасному и к культуре использования слов.
Оборудование:
Карты- схемы, кукла- мальчик, портрет В. И. Даля, портрет А. С. Пушкина, толстый словарь русского языка, три короба (с драгоценностями, с мягкими тканями и с грязными бумажками, настольный театр кукол к сказке.
1. Организационный момент.
Логопед : Ребята, я сейчас буду вам загадки загадывать:
Что это? Всегда во рту, а не проглотишь?
Что это? Мокрый теленок за оградой лежит?
Дети: Это язык.
Логопед : Правильно, но зачем нам нужен язык?
Дети: Мы разговариваем, используя язык, говорим языком.
Логопед : Ребята, послушайте пословицы о словах, о речи:
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Хорошую речь - хорошо слушать
-С помощью речи и языка мы учимся понимать и уважать друг друга. У каждого человека есть душа, она, как птичка, живет около сердца, а язык и речь-это душа целого народа.
-Ребята, кто мне скажет на каком языке мы говорим с вами?
Дети: На русском!
Логопед : Русский язык-
Яркий, как радуга,
Меткий, как стрелы,
Певучий, как песня!
Выстраивание схематического плана сравнений.
Помещается на стол схема, изображающая радугу, стрелы и поющего человека.
Логопед :
-Повторите, ребята, какой наш язык?
Дети:
-Яркий.
Меткий.
Певучий.
Логопед : Я люблю красивый наш язык,
ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери к нему привык
Он широк и ясен и велик. Логопед ставит на стол схему, изображающую широкие поля, высокое небо и карту огромной России.
Логопед : Широк язык как что?
Дети: Как поля.
Логопед : Ясен как что язык?
Дети: Как небо.
Логопед : Велик как что язык?
Дети: Как просторы нашей огромной родины России.
Логопед : Да, повторите все вместе со мной.
Русский язык широк, как поля, ясен, как ясное небо, велик,как наша родина Россия!
Логопед :
-Русский язык для нас с вами родной, как мама, как папа-это отчий язык- язык отца и матери, а значит самый дорогой на свете.
Дети садятся вокруг стола и готовятся к прослушиванию сценки. На круглом столе стоят три сундучка, стоит кукла-мальчик, лежит толстая книга-словарь русского языка.
Садитесь ребята на свои места. Я сейчас расскажу вам одну историю.
2. Сценка.
Давным - давно, когда не было еще ни меня, ни тебя, ни наших мам и пап, ни бабушек и дедушек, а жили пра-пра-пра-бабушки и пра-пра-пра-дедушки - родился мальчик и его назвали Володя. С детства Володя любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня. Няня рассказывала сказку «Колобок», проговаривая слова: «По коробу помети, по сусекам поскреби….»
А Володя и спрашивает: «Что такое короб?»
Няня отвечает: «Ящик такой, где муку хранят».
Володя опять: «А что такое сусек?»
Няня: «Тоже ящик для зерна».
Володя: «А колобок?»
Няня отвечает: «Небольшой круглый хлебушек».
Володе очень нравилось нянюшкины сказки слушать. Однажды слушал, слушал сказку и уснул. Снится Володе что к нему пришла его добрая нянюшка и принесла ему два короба. В одном - слова добрые, учтивые (они такие теплые, сделаны из мягких тканей, связаны из теплых нитей). А в другом - слова великолепные - все из драгоценных металлов и каменьев. Сверкают на солнце, горят ярким пламенем. Ахнул Володя: «Ах! Как красиво!». Но Баба Яга-тут как тут! Она тоже коробочку принесла - а там слова надоедливые, как жвачки прилипчивые. Прилипают они к губам - и не оторвешь, только выплюнуть их можно. Все в грязных бумажках-одежках таких,и пахнут плохо. Пыль с них так и сыплется. Увидел это все Ветер Свистун Свистоплясович. Налетел на короба - закружил, рассыпал все три короба. Перепутались слова добрые да прекрасные со злыми и грязными. Что же делать? Кто поможет?
«Я!»,- сказал Володя, - «Я спасу все добрые слова, я их выберу из мусора, отмою, уложу в коробочки, и пусть все радуются красоте русского слова! Пусть любуются великолепием и богатством русского языка!».
Володя вырос, стал взрослым Владимиром Ивановичем Далем и стал великим сказочником. Он всю жизнь собирал добрые и драгоценные слова, собирал и записывал в специальную умную книгу- Словарь.
3. Беседа с детьми о добрых словах.
Логопед достает детский словарь «Крылатых слов»
Вот, ребята, посмотрите у меня словарь -правнук того словаря, который составил Владимир Даль.
Давайте мы с вами подумаем,какие мы знаем добрые слова?
Это теплые, мягкие приветствия:
ЗДРАВСТВУЙТЕ - пожелание здоровья
ДОБРЫЙ ДЕНЬ - пожелание доброго дня
ДО СВИДАНИЯ - ожидание следующей встречи
А какие драгоценные слова вы знаете?
Пословицы и поговорки - это мудрость бесценная.
Дети:
Без труда не вынешь рыбки из пруда.
Логопед :
-Без чего не вынешь рыбки?
Дети:
- Без труда.
От хороших слов язык не отсохнет. От чего язык не отсохнет? От хороших слов.
Слезами горю не поможешь. Чем горю не поможешь? Слезами.
У страха глаза велики. У чего глаза велики? У страха.
Ребята, будем беречь наш родной язык, чтобы Баба Яга не засоряла его грязными и злыми словами.
4. Работа с индивидуальным наглядным материалом.
Логопед раздает задания, напечатанные на бумаге.
Необходимо расшифровать секретное письмо.
Нарисованы Санки-с
Паук- п
Апельсин - а
Стул- с
Игла- и
Бант- б
Облако- о
Необходимо выделить первые буквы в словах и записать их в предложенные клеточки. Дети должны понять смысл написанного слова: СПАСИБО.
5. Физкультминутка.
Дети выходят на ковер. Играют в игру «Море волнуется». Дети рассредотачиваются по ковру.
Ведущий:
Море волнуется раз - (присели все)
Море волнуется два - (встали все)
Море волнуется три - (присели и встали покружились на месте)
Морская фигура на месте замри!
У ведущего в руках «Волшебная палочка»
Касаясь палочкой какого-нибудь ребенка и проговаривая: «Отомри!» Ведущий расколдовывает всех по очереди.
5. Логопед просит вернуться детей на свои места. Подготовка к прослушиванию сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Ребята, однажды наш знакомый сказочник В. И. Даль попросил написать великого русского поэта А. С. Пушкина специально для с вас сказку,мы с вами ее читали- это «Сказка о рыбаке и рыбке» .
Тут синее море,
Тут берег крутой.
Старик вышел к морю.
Он невод забросил.
Кого он поймает?
И что он попросит?
Логопед ставит на стол заготовленную схему, на которой изображено:
1-корыто
2-изба
3-дворянство
4-царство
5-владычество морское
О чем эта сказка? О том, что нельзя быть жадными, злыми и неблагодарными как кто? - Как старуха в этой сказке. А море было живым. Оно меняло что? - Настроение. - Что морю не нравилось?- Злость и жадность. Чья? - Старухи.
6. Чтение-инсценировка сказки.
Звучит музыка. Педагог читает сказку, сопровождая чтение настольным театром кукол.
«Сказка о рыбаке и рыбке».
7. Заключительное слово логопеда :
-Ребята, понравилась вам сказка А. С. Пушкина?
Дети:
-Да!
Логопед :
-Давайте все вместе скажем, что язык наш яркий, как радуга.
Меткий, как стрелы и певучий, как песня.