Макеева Евгения Вячеславовна
Сценарий квеста «Пушкин и музыка», приуроченного к Дню рождения поэта
▼ Скачать +Заказ
Ключевая фраза: Чайковский:"В самом стихе есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка". За каждый правильный ответ выдаются каточки с буквами из которых затем надо будет сложить ключевую фразу.
Перед началом мероприятия детям прикрепливаются пропускные таблички на которых написаны имена персонажей сказок и произведений Александра Сергеевича Пушкина : белка, Царь Салтан, князь Гвидон, Царевна-Лебедь, Людмила и т. д.)
(Звучит «Вальс» Свиридова к повести Пушкина «Метель» с иллюстрациями.)
Педагог
О, музыка, – язык любви,
Публикация «Сценарий квеста „Пушкин и музыка“, приуроченного к Дню рождения поэта» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Музыкальные квесты для детей
- Пушкин А.С. Викторины, интеллектуальные игры
- Пушкин А.С. Сценарии разлечений по сказкам Пушкина
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Пушкин. Квест-игры, сценарии квестов
- Пушкинский день, 6 июня
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Язык всемирного общенья.
Как звуки вечные твои
Нас призывают к пробужденью
(Людмила Кудрявцева)
Что за звуки! Неподвижен внемлю Сладким звукам я; Забываю вечность, небо, землю, Самого себя. Всемогущий! Что за звуки! Жадно Сердце ловит их, Как в пустыне путник безотрадной Каплю вод живых!
(Михаил Лермонтов)
Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. В этом 2019 году вся страна отмечает 220 лет со дня рождения поэта. И сегодня я предлагаю Вам отправиться в увлекательное и познавательное путешествие в музыкальный мир Пушкина.
(видеопризентация «Волшебной лиры звуки» Пушкин и музыка)
Итак, мы начинаем наше музыкальное путешествие. Каждый из Вас получает маршрутный лист, в котором указан план путешествия. Прибыв на станцию группе необходимо выполнить задание. За выполненное задание группы получают баллы в маршрутном листе. В конце игры будет объявлен победитель.
Виды станций:
1 Станция «Сказкино»
2 Станция «Оперная»
3 Станция «Романсовая»
4 Станция «Художественно-архитектурная»
1 станция «Сказкино»
Педагог
(Звучит начальный фрагмент из музыкальной заставки к передаче «В гостях у сказки»)
Ученик 1
В эти дни, когда живут игрушки,
Реки светлым мёдом налиты,
В первый раз ко мне приходит Пушкин
В сказках золотых.
П. Шубин
Ученик 2
Мой Пушкин! Ты мне дорог с давних лет
Твои стихи я слышу с колыбели.
Я сказками волшебными согрет,
Что музыкой в душе моей звенели
(под музыкальный фон появляется ученик в образе Пушкина) :
«Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки? И каждая есть поэма». В вечерней тишине являлась ты весёлую старушкой, и надо мной сидела в шушуне, в больгих очках и с резвой погремушкой, ты детскую качала колыбель, мой юный слух напевами пленила»
(уходит)
Сказки Пушкина очень музыкальны, поэтому композиторы часто обращались к его творчеству. Среди них – композитор-сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков и Михаил Глинка
Первое задание на станции «Сказкино» - викторина. Вам надо будет ответить на вопросы.
Вопрос1: К какому знаковому событию предполагалось сочинить оперу «Сказка о царе Салтане» (к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина)
Вопрос 5: Какую русскую народную песню использовал Римский-Корсаков для характеристики белочки». Какой инструмент её «присвистывает» (Русская народная песня «Во саду ли в огороде», а присвистывает самый высокий инструмент оркестра флейта-пикколо)
(Видеоролик «Что за прелесть эти сказки»)
Станция 2 Оперная
(Звучит «Полонез» из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Выходит ученик в образе Пушкина) :
«Уже темнеет вечер синий,
Пора мне в оперу скорей
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей»
Кроссворд №1
Слова кроссворда вписываются в клеточки по горизонтали:
1. Один из главных персонажей оперы Мусоргского «Борис Годунов». Его известный монолог: «Ещё одно последнее сказание и летопись окончена моя»
(5 букв)
2. Инструментальное вступление к театральному спектаклю (8 букв)
3. Известный оперный певец, бас, исполнивший партию Бориса Годунова Мусоргского в 1898 г. (7 букв)
4. Небольшая оперная ария лирико-повествовательного характера или небольшая сольная вокальная пьеса, её можно услышать в опере «Руслан и Людмила» (8 букв)
5. Часть музыкального произведения, выполняющая функцию вступления, вводящая в действие (11 букв)
6. Злая волшебница, персонаж оперы Глинки «Руслан и Людмила»
Впишите полученное слово (5 букв)
В горизонтальные клеточки вписать полученное слово (Пушкин)
Кроссворд №2
Слова вписываются в клеточки по горизонтали:
1. Один из таинственных, второстепенных персонажей оперы Глинки «Руслан и Людмила», партию которого исполняет хор басов (8 букв)
2 Красивый город из оперы «Сказки о царе Салтане» где правил князь Гвидон (7 букв)
3 Исполнение музыкального произведения, сценической роли или пьесы на сцене (4 буквы)
4 Мелодия предназначенная для вокального исполнения, используется в опере Глинки «Руслан и Людмила» в песнях Баяна (5 букв)
5 Оперный певец, тенор, исполнитель партии Юродивого в опере Мусоргского «Борис Годунов» (10 букв)
6 Низкий женский голос (4 буквы)
Задание 2
Какой из этих кадров относится к опере Евгений Онегин. Сначала кадр показывается без звука. А затем проверяем. Включаем звук
Задание 3
Викторина
1 С каких слов начинается вторая песня Баяна: 1) «Дела давно минувших лет» 2) «Есть пустынный край»
2 Переборы какого музыкального инструмента в Песнях Баяна имитируют гусли (арфа)
3 В какую знаменательную годовщину состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила» (в шестилетнюю годовщину первой оперы «Жизнь за царя». На той же сцене и в ту же дату)
4 О какой опере чешский композитор Антонин Дворжак писал: «Это музыка, манящая нас к себе и проникающая так глубоко в душу, что её нельзя забыть» (Пётр Ильич Чайковский «Евгений Онегин»)
5 В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы «Руслан и Людмила» : «На сцене медленно появляются светлые облака». Как вы думаете, о чём должны возвестить светлые облака? (прославить богатырский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую Русь! Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же)
6 Первое и главное лицо оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» (народ)
7 Появление какой оперы ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве ("Евгений Онегин")
• Верите ли вы, что по замыслу Глинки за голову в опере Руслан и Людмила поёт помещающийся внутри её хор? (да, это так)
• Верите ли вы, что супруга художника Михаила Врубеля, который нарисовал знаменитую картину «Царевна-лебедь» исполнила на премьере оперы «Сказка о царе Салтане» партию Царевны-лебеди? (да, это так)
Задание 4
Расположите в хронологическом порядке годы создания опер на произведения Пушкина : "Евгений Онегин", "Руслан и Людмила", "Борис Годунов", "Сказка о царе Салтане" : 1) 1837-1842г. - "Руслан и Людмила" 2) 1869 г. - "Борис Годунов" 3) 1877-1878г. - "Евгений Онегин" 4) 1898-1900 г. - "Сказка о царе Салтане"
Станция 3 Романсовая
(Звучит минусовка романса «Я помню чудное мгновенье». Выходит ученик-чтец) :
«О, Пушкин, Пушкин! Кто тебя учил пленять в стихах чудесных? … Поёшь ты радость и любовь, поёшь утехи, наслажденья. Воскресла в песне старина и песнь волшебного полна. Не бойся, молодой певец! Следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений!» (Фёдор Глинка)
Задание 1
Отгадать по изображению название романса. (сначала даётся изображение без музыки а затем со словами один куплет)
Задание 2
Отгадать по музыкальным фрагментам : 1) Какой романс на стихи Пушкина «Ночной зефир» написан Глинкой а какой Даргомыжским 2) Какой из прослушанных фрагментов романса на стихи Пушкина «Не пой красавица при мне» принадлежит Глинке а какой Рахманинову
Задание 3
Отгадать ребус. В нём зашифрованы названия романсов.
Задание 4
Викторина
1 Кому посвящены строки Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Композитор Михаил Иванович Глинка написал романс на эти стихи. А в каком году это произошло и кому посвящено. (Пушкин посвятил стихи Анне Керн а Глинка на эти стихи написал музыку в 1840 году и посвятил его своей любимой Екатерине Керн – дочери Анны Керн)
2 Какой романс на стихи А. С. Пушкина, является вершиной романсовой лирики Бородина. Какое событие повлияло на написание Бородиным этого произведения (Романс «Для берегов отчизны дальней». На написание музыки повлияла смерть Модеста Мусоргского)
А знаете ли Вы, что в том же году на эти же стихи написал романс друг Бородина Римский-Корсаков?
3 К какому жанру, характерного для творчества русских композиторов 1-й половины 19 в. Относится романс на стихи Пушкина «Не пой красавица при мне» («восточная песня»)
4 Этот романс никого не сможет оставить равнодушным. Он словно «воздушное лакомство», вкушая которое получаешь великое наслаждение от чудодейственного окружения испанской ночи». О каком романсе речь? (Ночной зефир)
5 Какой композитор написал музыку на стихи Пушкина «Я Вас любил» и кому они посвящено (Композитор Даргомыжский. Посвящено возлюбленной Пушкина Олениной)
Станция 4 Художественно-архитектурная
Чтец
Любите живопись, поэты! Лишь ей единственной, дано души изменчивой приметы переносить на полотно (Николай Заболоцкий)
Задание 1
Перед Вами два портрета Пушкина художников Кипренского и Тропинина.
Вопрос 1: О каком из двоих портретов Пушкин написал : "Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит" (о портрете Кипренского)
Вопрос 2: Какому известному художнику заказал портрет сам Пушкин, чтобы преподнести потом другу С. А. Соболевскому (Тропинину)
Вопрос3: Какой известный художник создал яркие декорации и эскизы костюмов к опере "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова (Михаил Врубель)
(Видеопризентация "Эскизы и декорации Врубеля к опере "Сказка о царе Салтане")
Вопрос 4 Перед Вами два портрета: Репин И. "Протодиакон" и портрет Варлаама из оперы Мусоргского "Борис Годунов".
1) какой русский композитор сравнил героя И. Репина со своим персонажем воскликнув: "Да это же мой Варлаамище!" : 1) П. Чайковский 2) А. Бородин 3) М. Мусоргский
2) что между ними общего? (протодьякон - духовный чин. Варлаам - монах, бежавший из монастыря и загулявший в корчме на литовской границе. Главное между ними - необузданность нрава, грубость натуры, склонной к обжорству и разгулу)
Вопрос 5: В Подмосковье есть музей-заповедник Пушкина, который связан с прибыванием в нём Бориса Годунова, Лжедмитрия 1, останавливалась здесь и Марина Мнишек. В конце 1584 года село было подарено царём Фёдором 1 Иоанновичем своему шурину Борису Годунову, который затеял большое строительство. Назовите это историческое место. Выберите из трёх кадров, один на котором изображено этот музей-заповедник. (Большие Вязёмы)
После выполнения заданий участники собираются вместе. У них набор карточек с буквами. Они пробуют сложить ключевую фразу.
Чтец 1 (на фоне видеоролика "Есть имена как солнце")
Есть имена как солнце! Имена - как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине : поэте, действительном
В любые времена
(Игорь Северянин)
Чтец 2
. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. (А. С. Пушкин)
Педагог
Дорогие ребята, наш сегодняшний урок-квест, посвящённый дню рождения поэта А. С. Пушкина подошёл к концу. Всем спасибо за участие. В заключении всем раздаются призы.