Любовь Монгуш
Сценарий к празднику «Шагаа-2016»
▼ Скачать + Заказать документы
«День тувинских национальных игр»
Оформление зала (юрта в нем сидит бабушка) зал заходят дети.
Ведущий: Шагаа- биле! Наступающий год по Восточному Лунному календарю приходит под знаком Обезьяны. По тувинскому обычаю день Праздника Шагаа все пожилые, молодые, дети веселятся, играют, поют, танцуют, соревнуются и ходят в гости с самого раннего утра к самому пожилому человеку своего рода, но не с пустыми руками, а преподносят белый кадак, приветствуют его. Об этом мы вам расскажем и покажем.
Ребё нок: Шагаа-биле Кырган –авай,
Чаа-чыл-биле эргим Эне!
Бабушка: Амыр-менди!
Публикация «Сценарий к празднику „Шагаа-2016“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2016
Ажы-толум, эргим чонум
Унуп орар мечи чылы бугудеге эки болзун
Шагаа-биле Курай! Курай!. (бабушка здоровается со всеми
детьми, приглашает их к себе в юрту).
Ведущий: Дорогая бабушка, дети пришли многими разными подарками и поздравят вас и всех сидящих в этом зале.
Песня «Шагаа». (дети садятся)
Ведущий: Сегодня мы празднуем Шагаа – в виде тувинских национальных игр.
Вступительное слово: В тувинских народных подвижных играх и состязаниях выявляется компонент, направленный на духовное совершенствование личности детей дошкольного возраста, расширить их историко- культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания. В традиционном тувинском обществе было очень много детских игр. Сегодня мы с вами поиграем несколько видов детских тувинских национальных игр.
1. Чинчи чажырары (Найди бусинку)
2. Аскак-Кадай (Хромая ведьма)
3. Кажык (Игра в кости)
4. Хуреш (Борьба)
1. Чинчи чажырары (найти бусинку)
Бабушка: Я сначала объясню как играли и играют эту игру, а потом мы с вами поиграем. Мы делимся на две группы (команды). У двух команд должно быть ровное количество игроков. Слушайте внимательно одна команда прячет бусинку в руке одного из своих членов, другая команда должна найти эту “иголку в стоге снега”. Команда, получившая право на прятание бусинки, выбирает ведущего; тот должен спрятать ее у кого – нибудь в руке, но при этом он должен “прятать” у всех, делая вид, что прячет в одной руке. Другая команда выбирает двух или трех “находчиков”. Они подходят и ищут по выражению лица, по движению и т. п. Каждый “находчик” имеет право открыть только две руки, независимо чьи ( разрешается: одну руку у одного, вторую – у другого, или две руки у одного игрока. Если из двух или трех “находчиков” никто не нашел бусинку, то в целом команда – штрафуется: во – первых,лишается права прятать бусинку в дальнейшей игре, во – вторых, выбранные “находчики” исполняют песню, либо читают стихи, короткие сказки, рассказы и т. д. Если из оштрафованных кто – нибудь по каким– либо причинам не может выполнить желание публики, то ему дается право исполнять что – нибудь по его усмотрению. Если он и этого не может сделать, то штрафуется команда целиком. За выигравшей командой остается право прятать бусинку. Если ищущая команда нашла бусинку, она ее забирает и прячет у себя в команде точно в таком же порядке.
Бабушка: Молодцы дети, очень весело было. (В это время заходит Аскак- Кадай)
Аскак- кадай: Здрасте, вы меня не ждали. Это я Аскак-Кадай. Что здесь происходить почему вы здесь собрались. Почему меня не позвали?
Ведущий: Здравствуй Аскак- Кадай почему ты так шумишь здесь дети отмечают праздник Шагаа. Мы и тебя приглашаем на игру. Игра называется Аскак- Кадай (Хромая ведьма). Ты и будешь Аскак –Кадай (Хромая ведьма, я буду авазы (мать) и дети.
Впереди становится мать, за ней вереницей, держась друг за друга, стоят дети. Мать с Хромой ведьмой встречаются и разговаривают.
- Что за тобой?
- Это мой когээржик (кожаный сосуд для молока).
- За когээржиком что?
- Тень моего когээржика.
- За тенью твоего когээржика?
- А там мои дети!
- Если дети, - говорит - я их собой заберу.
С этими словами Хромая ведьма выскакивает и кидается, чтоб кого – нибудь поймать. И в это время мать тоже выскакивает, заслоняет своих детей. Кого поймал ведьма, тот из игры выходит. Игра продолжается до тех пор, пока ведьма всех не переловит.
Аскак-Кадай: О, какие ловкие дети я ни одного не поймала. Ладно приду на следуший год тогда я обязательно всех поймаю. (Аскак-Кадай уходит)
Бабушка: А теперь мы с вами будем играть иргу КАЖЫК (ИГРЫ В КОСТИ) я вам покажу как играет эту игру (объясняет и показывает)
Игра в кости у тувинцев является самой распространенной. Большинство вариантов этой игры отображало жизнь кочевников-скотоводов. «Бараньи астрагалы приносят счастье», – считают тувинцы и другие тюркоязычные народы. Тувинцы, особенно дети, специально собирают кости. Когда их накапливается до тысячи, их закапывают в зимнем загоне для овец и начинают собирать снова. Тувинец считает, что кости приносят счастье и способствуют размножению поголовья скота, его сохранности. У этой игры есть несколько вариантов одним из этих «Дорт берге» (четыре трудности, «игра на счастье») .
Издавна тувинцы четырем сторонам кости давали названия: выпуклой стороне – баран, обратной с ямочкой стороне – коза, стоящей верхней ровной стороне – лошадь и обратной, менее ровной стороне – корова. Для игры берут четыре крупные кости, и каждый играющий бросает их на коврик. Счастлив тот, кому выпали все четыре вида скота: баран, коза, лошадь и корова. Считается, что это счастье определяет будущее человека. Менее счастливым считается тот, кому выпало четыре коровы, и т. д. Чтобы не смешивать с другими костями, на них наносят специальные знаки.
Ведущий: У тувинских народов одним из веселых, зрелищных игр это
Борьба (Хуреш) состязания проводилось после праздника что это означает к завершению праздника. Перед состязанием нам читает стихи Монгуш Камила
Куштуглернин оюну
Хуреш самы эгелээн
Мочек- мочек шынганнарлыг
Моге девип унупту
Ведущий: Проводить Хуреш нам поможет наши отцы, они же секунданты.
Все выстраиваются кому как удобно и передвигаются по площадке, исполняя танец орла, а затем кланяются и идут обратно в танце. Затем борцы делятся на две равные группы и усаживаются на видном месте. Борются попарно, выставляя от каждой команды по борцу. По окончании борьбы каждая пара исполняет танец орла (руки разводят в стороны и прыжками с одной стороны на другую продвигаются вперед). Перед игрой борцы друг другу кланяются в знак уважения и начинают борьбу. Существует много основных приемов, но дети исполняют наиболее легкие:
1. Тевери — удар ногой (подсечка).
2. Катай кагары -удар ногой по обеим ногам (сильная подсечка с отрывом от земли).
3. Буттаары — хватать за ногу.
4. Чая-тудары — боковой прием.
5. Тырыкылаары — круговой прием (вращение).
6. Былдаары — обман (увертывание).
При выполнении последнего приема выигрывает тот, кто первым коснется любой части тела, кроме коленей. Каждый игрок имеет право использовать любой прием. Для борьбы обязательно иметь спортивный камзол с рукавами (с национальным орнаментом) и трусы. Победа встречается детьми радостно, какая бы команда ни выиграла, дети хлопают в ладоши, раздаются радостные крики. Победитель встает, традиционно похлопывает себя по бедрам, небольшими прыжками обегает вокруг побежденного и уходит на место. Для личного успеха борца немаловажную роль играет секундант. Он поддерживает его дух, настроение и сопровождает его в течение всей игры. Тому, кто побеждает неоднократно, присваивают почетные титулы: начын — богатырь, арзылан — лев; чаан — слон и т. д.
Ведущий: Победителем нашего празднования «Шагаа-2016» стал непобедимый Ондар Сайын-Белек Менгиевич, ему присвоено звание Начын моге. Завершая наш праздник споемте песню «Чай тувинский с молоком».
Бабушка: Спасибо мои дети что пришли ко мне в гости, было очень весело. Пусть таким же веселым будет год Обезьяны. Пусть принесет всем удачу, укрепит здоровья, я освещу всем удачную дорогу молоком. Пусть будет таким же чистым и светлым год Обезьяны. (приподнимает молоко).