Елена Долматова
Сценарий историко-краеведческого мероприятия «Моя Родина — Ямал»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя Родина — Ямал
«Звери» (орг. группа, переодетая в костюмы зверей) встречают гостей, играет музыка «Увезу тебя я в тундру». На заднем плане расклеены плакаты, на которых написаны пословицы народов севера:
- «Песец сам в мешок не полезет».
- «С хорошим человеком и без чума тепло».
- «Доброе дело равняет человека со звездой».
- «Слово, что лжет, далеко не уйдет.».
- «У одного ум в словах, у другого в делах».
- «Не будь жадным и не останешься одиноким».
- «Лентяй усталости не знает».
Публикация «Сценарий историко-краеведческого мероприятия „Моя Родина — Ямал“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, Россия. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
На сцену выходят участники, читают стихотворения:
1 участник: Не дошла до нас молва людская,
И в легендах нет следов,
Когда тундру первый раз обозревая,
Предок мой пожаловал сюда.
2 участник: Дикие немереные дали
Молча распахнулись перед ним.
Радуги красоты полыхали
Над безмолвным морем ледяным.
1 участник: Видел предок мой,
Что твердь земная,
Обрывалась здесь,
У Карских льдов.
Дальше бездна,
Где рождалась стая
Медленных туманных облаков.
2 участник: Инеем запорошило брови,
Наплывал со всех сторон мороз,
Но мой предок –
Корень мой по крови,
Обращаясь к тундре, произнес:
1 участник: Для меня родная ты отныне.
И по праву первого в краю
Жителя тебе сегодня имя
Я на веки вечные даю.
2 участник: Нарекаю я тебя Ямалом
Это имя значит - край земли.
Не искал мой дальний предок славы,
Не кичился подвигом своим.
1 участник: А ведь был он первым в самом деле
Утвердившись в давний год навек
На краю земли, в краю метелей,
Льдов и стужи - имя человек.
1 участник: Человек идет меридианом,
Ускоряя по орбите шаг,
И шаги упруго неустанно
Как секунды тикают: тик-так!
2 участник: И земля от стука пробудилась,
Человеку молча поклонилась.
1 участник: Ледовитый. Он надежно, крепко
Скован льдом, над ним - метелей звон,
Но, согрет дыханьем человека,
Человеку поклонился он.
2 участник: Допылал закат. Оделись дали
В темно-синий вышитый наряд.
Звезды, улыбаясь, замигали,
С человеком звезды говорят.
1 участник: Не забудьте люди, в вихре века,
В груде малых и больших забот
Просто поклонится человеку –
Он дорогой трудною идет.
Звучат фанфары. На сцену выходит ведущая.
Ведущая: - Здравствуйте, дорогие ребята! Все мы живем на прекрасной Ямальской земле. С чего, с кого начиналась эта земля? Чем жили местные народности: ханты, манси, коми, зыряне, селькупы. Их обычаи, традиции, сказания, их занятия. Вот сегодня мы приглашаем вас в путешествие на встречу с прошлым.
Пусть молодые расслышат
Речь поколений и далей.
Помнят пусть и запишут
Строки любви и печали.
Все готовы отправиться в путешествие? Тогда - поехали.
Для начала попрошу вас разделиться на две команды. Готовы? Теперь, пока играет музыка, вы совещаетесь и придумываете название своей команды и девиз. Начали!
Дети делятся на две команды. Затем представляют ее.
Итак, наша первая остановка - «История родного края». Конкурс рисунков.
Жюри оценивает заранее представленные работы и объявляют победителей.
2 остановка - «Сказки».
Ведущая: У каждого народа их множество, ведь абсолютно все дети, не зависимо от цвета кожи и национальности, любят сказки. Вот и на севере, длинными бесконечными зимними ночами звучали в чумах сказки.
Мамы пели детям колыбельные песни перед сном и рассказывали мифы, эпические сказания, о песнях, что поют народы севера, сказано:
Что глаз мой видит, о том и пою,
Что ухо слышит, о том и пою.
Слушай песню мою – узнаешь душу мою.
А теперь давайте поиграем. Выиграет та команда, которая назовет большее количество сказок. (Играют).
Молодцы ребята! А сейчас предлагаю вам немного размяться и чуть-чуть потанцевать.
Играет музыка. Дети танцуют. «Звери» танцуют вместе с ними.
3 остановка - «Приметы».
Появляются участники. В руках у них листы, на которых написаны короткие приметы:
«Много грибов - много белок будет».
«Не бери собаку бесплатно - не приживется».
«Не переступай через собаку - счастье растопчешь».
«Звезды сильно блестят - к близкому теплу».
«Не дразни старого - вырастишь глупым».
Ведущая: Знали предки земли Ямальской, без прогнозов синоптиков и метеослужб, когда на охоту идти, когда рыбу ловить, когда какой погоды ждать. Из года в год, из века в век собирались приметы народные. Вот здесь мы и сделаем остановку.
Ребята, а какие вы приметы знаете? Давайте попросим наших помощников познакомить нас с некоторыми приметами.
1 участник: Как много было дедовских примет!
Иных давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас, и вот - живут поныне.
2 участник: Нельзя они гласили, называть
По именам зверей и птиц, иначе
Тебе во век в любом лесу не знать
Ни счастья на охоте, ни удачи.
3 участник: Нельзя плевать в костер - огонь всерьез
Обидится и дом спалит твой сразу –
И там бывать, где жертву ты принес,
Чтоб не бояться порчи или сглазу.
4 участник: Ни снег не смел обидеть, ни грозу
Ни землю, ни свирепый океан ты,
И должен был беречь зверей в лесу,
Что духами родов считали ханты.
1 участник: Приметы! Вы прошли святой тропой,
Бывали и в забвении и силе,
Случалось, что удачу за собой
Иль невезенье людям приносили.
2 участник: Сам рассуди, где мудрость в них, где ложь,
И оцени старинные советы.
Но ты греха на душу не берешь,
За то, что помнишь отчие приметы.
3 участник: Если шумно хороводят
Вновь гагары над рекой,
Значит завтра быть погоде,
Да притом еще какой!
4 участник: Если рано-рано утром
Стелется весной туман,
Значит, жди крикливых уток
Из далеких теплых стран.
1 участник: Если чайки разгалделись 5.
На разбойном языке,
Значит рыбы в самом деле
Густо водятся в реке.
2 участник: Если днем погожим тундра
Не звенит от комара,
Значит жди, что завтра утром
Разожжет костры жара.
3 участник: Если сеть свою густую
Весело плетет паук,
Значит невод не впустую
Будут выбирать мой друг.
4 участник: Если в теплый день нежданно
Гуси к югу повернут,
Значит ветры с океана
Снег и холод принесут.
1 участник: Если чаще лемминг юркий
Под ногами стал нырять,
Значит, мы песцовых шкурок
Сможем много нынче сдать.
2 участник: Если малость попритихла
Только к вечеру пурга,
Значит, жди, неделю лихо
Будут вновь гулять снега.
Ведущая: Если солнце, как брусника,
Станет красным на закате,
Утром ветер заиграет,
Тучи в небе закачает.
Так говорят люди.
Может и нам стоит прислушаться?
4 остановка - «Игровая».
Ведущая: Что-то заскучали гости у нас, устали, пора поразмяться в смекалке, ловкости, да уме посостязаться. Ведь следующая остановка какая? Ну, конечно же игровая!
С чего начнем? Да пожалуй с загадок.
Любите загадки? (Да)
Отгадайте их тогда.
А в загадках есть секрет –
Дайте правильный ответ.
Медлить здесь совсем не нужно,
Отвечайте быстро, дружно!
1. Кто зимою в белой шубке,
Летом в серой бегать любит?
Всеми признанный трусишка,
Но любимчик мой зайчишка.
2. Вот заснеженной тропой
Зверь крадется небольшой
Серебристый черный мех,
Он теплее шубок всех.
Красота его особа.
Он не кто-нибудь, а соболь.
3. В наших северных лесах
Есть красавица в мехах
Черно-серебристая
Шубонька пушистая,
Пышный хвост ее краса
Черно-бурая лиса.
4. Кто не знает попрыгунью,
Белогрудую летунью.
Хвост роскошный,
Ушки стрелки
У лесной пушистой белки.
5. Будто кошка, но крупней
Ох, опасна встреча с ней
Прыгнет сверху - берегись!
Потому что это рысь.
6. Любопытная картина:
Строит хатку и плотины
На реке без топора
Трудится семья бобра.
Ведущая: Что ж, загадки рифмованные, с подсказками, не трудно было этих зверей узнать. Сейчас я вам предлагаю игру «Кто где живет?», чтобы проверить, на самом ли деле вы так хорошо знаете обитателей нашего края. Для участия в этой игре я хочу пригласить 10 человек.
(Возле сцены стоят 3 помощника с плакатами: «земля», «воздух»,«вода»).
Ведущая: Условия игры. Сейчас я по очереди буду называть животных, птиц и рыб, что живут на нашем Ямальском полуострове, например: ОЛЕНЬ! Участники должны подбежать к тому плакату, где, как они считают, живет это животное. В нашем случае - «земля». Произнесу «утки»! Участники какой круг занимают? «воздух», потому, что это птица. Игра понятна? Победит тот, кто ни разу не ошибется и раньше всех встанет к нужному плакату. Все понятно? Тогда начнем:
(ерш, песец, муксун, бурундук, нельма, гагары, кулик, лебедь, медведь, сырок, куропатка, лось, чебак, лиса, глухарь и т. д.).
Ведущая: Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю немного потанцевать.
Играет музыка. Все танцуют.
Ведущая: Ну вот, ребята, и подошло к концу наше небольшое путешествие. Вам понравилось? Мне пора с вами прощаться. Желаю вам светлых и веселых дней. До новых встреч!