Светлана Безмольская
Сценарий интеллектуально-познавательной игры для детей 10–15 лет детского дома и из замещающих семей «Правовой калейдоскоп»
Целевая аудитория: дети 10-15 лет
Цели:
• Обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
• Учить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
• Формировать уважительное отношение к людям;
• Воспитывать правовую грамотность детей.
Публикация «Сценарий интеллектуально-познавательной игры для детей 10–15 лет детского дома и из замещающих семей „Правовой калейдоскоп“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Права детей. Сценарии развлечений
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, магнитная доска. игра «Дартс», интерактивные игры: «Потребности и желания», «В некотором царстве», игровой барабан, 2 корзины, предметы для выполнения заданий.
Ход мероприятия:
1. Организационный.
Презентация:
1 слайд: Ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь.
2 слайд: До крещения страны в 988 г. князем Владимиром Киевская Русь была языческим государством. В те времена все законы нигде не были записаны, и люди жили по древним обычаям.
3 слайд: Но когда на престол взошел Ярослав Мудрый, появились первые письменные законы. Начало создания первого письменного свода законов принадлежит именно Ярославу Мудрому. В первой главе «Русской Правды Ярослава Мудрого» были описаны наказания за убийство. В те времена убийства были настоящей бедой для государства.
В дальнейшем у слабых и обиженных появился могущественный заступник – государство.
4 слайд: С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после второй мировой войны, унесшей миллионы человеческих жизней. Нужно было придумать что-то такое, что было посильнее государства. Защитником человечества стала международная организация ООН, основанная в 1945 году.
5 слайд: ООН заботиться и о правах детей. В 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка — международный закон о правах детей всего мира. Конвенция вступила в силу для России в 1990 г.
Ведущий : Кто такой ребёнок? (Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.)
- У каждого ребёнка есть свои желания и основные потребности. Основные базовые потребности могут считаться правами. И сейчас мы с вами перед началом игры проведём небольшую разминку.
Игра «Потребности и желания». https://learningapps.org/display?v=pc0gkek1522 -
Задание : Распределить картинки на две колонки : потребности и желания. Основная часть
2. Основная часть.
На экране барабан. В каждом секторе барабана название этапа игры.
https://wordwall.net/myactivities
Сектор : «Следствие ведут знатоки»
Задание : определить о каких правах «говорят» данные предметы. Дети по очереди достают из мешка предметы и называют с каким правом ассоциируется предмет.
Предметы: Свидетельство о рождении, паспорт, градусник, мяч, щит, сердце, учебник, семья (матрёшки, дом.
Сектор: «Учат в школе». Задание: распределить воздушные шарики
1. Какие вы знаете права школьника?
- бесплатное образование
- получение дополнительного образования
- охрана жизни и здоровья
- право посещать мероприятия
- право на отдых
- пользоваться библиотекой
- обучение по индивидуальным программам
- выбор образовательного учреждения
- право вступать в общественные организации
2. Выбери обязанности школьника.
1. Защищать свое Отечество
2. Добросовестно учиться
3. Беречь школьное имущество
4. Уважать участников и работников школы
5. Выполнять устав школы
6. Платить налоги
7. Выполнять правила внутреннего распорядка
Сектор: «Блиц-опрос»
1. Может ли ребёнок самостоятельно сменить имя, фамилию и отчество? (Ребенок старше 14 лет может сменить имя, фамилию или отчество самостоятельно, если он признан полностью дееспособным, или с согласия родителей или других законных представителей. Согласие органов опеки не требуется. При этом выдается свидетельство о перемене имени.)
2. Человек, которому не исполнилось 18 лет? (ребенок)
3. Человек, принадлежащий постоянному населению государства? (гражданин)
4. Открытое столкновение. (конфликт)
5. С какого возраста ребёнок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов. (с момента рождения)
6. Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок. (наказание)
Сектор: «ДА! НЕТ!»
На полу стоят 2 корзины «ДА» и «НЕТ». Задание: Ответить на вопрос и закинуть «снежки» в соответствующие корзины
Вопросы:
Может ли …. (да или нет)
- распоряжаться самостоятельно своим имуществом, своим заработком, - стипендией, иными доходами в возрасте от 14 лет… (Да. Дети в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей (лиц, их заменяющих) распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;.)
- в возрасте 12 лет может быть исключен из школы за определенные нарушения… (Нет. Детей младше 15 лет. В начальной школе и до 8 класса за плохое поведение отчислить не могут)
- дать согласие на изменение своего имени или фамилии (Да. 59 СК РФ «Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста 10 лет, может быть произведено только с его согласия.»)
- с 14 лет обучаться вождению мотоцикла…. (Начать учебу можно в 14 лет, но сдать на права получится только при исполнении необходимого возраста.)
- с 10 лет вносить вклады в банки и распоряжаться ими… (Нет. Ребенку до 14 лет открыть вклад могут только представители, от 14 до 18 лет — они же, либо ребенок делает это самостоятельно)
- на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а с 14 лет - в суд (Да)
Сектор: «В некотором царстве». интерактивная игра https://learningapps.org/display?v=p07sdnks322
Сектор «Приз». Игра «Дартс». Задание: попасть в цель (Четное число)– приз.
Сектор «Фемида».
(Фемида – правосудие. Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает).
Разбор ситуаций.
Задание: Прослушайте ситуации (казусы, которые приключились с детьми и объясните, были ли нарушены права детей в этих ситуациях и что говорит закон?
1. Коля. Ф. перебегал улицу перед близко идущим транспортом. Произошла авария, в результате которой мальчик оказался в больнице. Родители не имеют денег на лечение мальчика. – Что говорит закон?
2. Папа Наташи К. требует, чтобы девочка обязательно посещала музыкальную школу. Но Наташа любит живопись. - Нарушены ли права девочки?
3. Выпускники одной из школ подготовили программу выпускного вечера с участием молодёжного рок-ансамбля. Но директор школы запретил им приглашать чужих людей. – Нарушены ли здесь права?
4. Андрей и Толя – старинные приятели. Но родители обоих против этой дружбы, т. к. часто засиживаются во дворе до 12 часов ночи в компании курильщиков и любителей пива. – Правы ли родители?
Сектор: Ступени мудрости
Задание: выбрать варианты правильных ответов
Права детей по трудовому законодательству
1. С какого возраста подросток может устроиться на работу
А) с 14 лет
Б) с 15 лет
В) с 16 лет
2. В каких случаях закон запрещает труд несовершеннолетних:
А) на вредных и опасных для жизни работах;
Б) в ночное время с 22 часов до 6 утра
В) в утреннее время с 6 утра до 8 утра
3. В каком возрасте наступает уголовная ответственность
А) с 14 лет
Б) с 16 лет
В) с 18 лет
3. Итог:
Права есть как у взрослого, так и у детей.
Кроме прав у каждого есть обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что и у других людей тоже есть права, как и твои.
Уважайте чужие права!